ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2589/19 от 18.07.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0007-01-2019-003144-27Дело № 2-2589/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2019 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Борода О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (далее – УМТСР по г. Омску) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование указала, что в марте 2019 года обратилась в УМТСР по г. Омску с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» федерального значения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ награждена нагрудным знаком правления АО «Росбытсоюз» и Президиума ЦК профсоюза «Отличник бытового обслуживания населения». На момент обращения ее трудовой стаж составлял <данные изъяты>. С решением ответчика об отказе в присвоении звания не согласилась, полагала, что АО «Росбытсоюз» является правопреемником «Российского государственного союза объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения», которому на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР. Поскольку в системе министерств и ведомств Правительства РФ отрасль бытового обслуживания не значится, следует руководствоваться общими принципами правопреемства гражданского законодательства, а также равенством конституционных прав граждан применительно к лицам, награжденным нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения».

Просила признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».

В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще (л.д. 27, 29).

Представитель ответчика УМТСР по г. Омску ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 12), исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д. 42), против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 31-35).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», названный Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со статьей 1 поименованного Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, т.е. по нормам ранее действующего законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства в Омской области принят Закон Омской области от 24.07.2006 № 781-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» на территории Омской области», в соответствии со статьей 1 которого звание «Ветеран труда» присваивается следующим лицам, проживающим на территории Омской области:

1) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии со статьей 2 Закона Омской области от 24.07.2006 № 781-ОЗ звание «Ветеран труда» присваивается на основании распоряжения Правительства Омской области. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Омской области.

По смыслу приведенных норм права, награждение ведомственными знаками отличия в труде, которое дает основание для признания лица «Ветераном труда», должно носить индивидуальный характер и быть связанным с исполнением работником непосредственно своих трудовых обязанностей.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по настоящему гражданскому делу, являются следующие: награжден ли истец, претендующий на звание «Ветеран труда», ведомственным знаком отличия за заслуги в труде, дающим право на присвоения названного звания, и имеет ли он трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия» утверждено «Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия» (далее – Положение).

В силу подпункта «а» пункта 2 указанного Постановления, федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Исходя из пункта 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение названного звания.

Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований названного Положения.

Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.

Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.

Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.

В силу пунктов 4, 8 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда на территории Омской области», утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 100-п, лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», должно обратиться непосредственно с заявлением по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития Омской области, в том числе с использованием электронных носителей, или с заявлением в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной информационной системы Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области», в том числе с использованием универсальной электронной карты, в территориальный орган Министерства по месту жительства.

Территориальный орган Министерства в 10-дневный срок со дня поступления заявления и необходимых документов проверяет представленные заявителем документы на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением, и при установлении соответствия указанным требованиям включает заявителя в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - список), по форме, утверждаемой Министерством, и направляет его в Министерство. Список подписывается руководителем территориального органа Министерства и заверяется печатью территориального органа Министерства. Если представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, заявителю в 3-дневный срок направляется уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»:

1) в письменной форме в случае подачи заявления непосредственно в территориальный орган Министерства, в том числе с использованием электронных носителей;

2) в форме электронного документа в случае подачи заявления с использованием Единого портала.

Из пункта 2 Положения об Управлении Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 04.12.2013 № 203-п, Управление является территориальным органом Министерства труда и социального развития Омской области, обеспечивающим проведение на территории муниципального образования городской округ город Омск государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, а также органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан. В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения Управление в сфере социального обслуживания, социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи принимает документы для присвоения звания «Ветеран труда» и выдает соответствующее удостоверение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Правлением АО «Росбытсоюз» и Президиумом ЦК профсоюза награждена нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения» (л.д. 9). Запись о награждении истца внесена в ее трудовую книжку (л.д. 8).

Письмом УМТСР по г. Омску от 21.03.2019 ФИО1 во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», отказано. В обоснование указано, что заявление истца о присвоении звания «Ветеран труда» и прилагаемые к нему в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 100-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области» документы не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 10).

Полагая, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» Правления АО «Росбытсоюз» и Президиума ЦК профсоюза относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право на присвоение звания «Ветеран труда», с учетом наличия требуемого стажа, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ возлагает на ведомства осуществление строго определенных функций в различных областях государственной деятельности.

Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социально-культурного развития. Ведомство организационно действует (действовало) в виде федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств РФ, комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов СССР и РСФСР.

К ведомственным знакам отличия в труде относятся знаки отличия в труде (нагрудные и почетные знаки, значки, медали, почетные грамоты), учрежденные государственными органами, в период существования СССР входившими в структуру органов государственного управления СССР, РСФСР, предусмотренную конституциями СССР, в настоящее время входящими в структуру федеральных органов исполнительный власти.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

В силу подпункта «к» пункта 5 Положения о Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.05.1966 № 418, к полномочиям Министра было отнесено награждение совместно с Президиумом ЦК профсоюза рабочих коммунально-бытовых предприятий лучших работников предприятий, учреждений и организаций бытового обслуживания населения значком «Отличник службы быта».

По смыслу закона под ведомственными наградами понимаются награды, награждение которыми произведено от имени уполномоченного органа государственной власти.

В связи с этим, к ведомственной награде может быть отнесен значок «Отличник службы быта» Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 № 227 созданный союз объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (Росбытсоюз) наделялся полномочиями упраздненного Министерства бытового обслуживания РСФСР, в том числе и по награждению ведомственными наградами работников сферы обслуживания, что подтверждается отнесением нагрудного значка «Отличник бытового обслуживания населения» Росбытсоюза к ведомственным наградам, указанным в Общероссийском классификаторе информации населения ОК 018-95 (ОКИН) в разделе 67 - ведомственные награды в СССР.

В дальнейшем, Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 Росбытсоюз был преобразован в АО «Росбытсоюз», при этом, указания о сохранении функций Министерства бытового обслуживания данный Указ не содержал.

На дату награждения истца значком «Отличник бытового обслуживания населения» (10.09.2003) АО «Росбытсоюз» в структуре федеральных органов исполнительной власти не значился, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 867 от 17.05.2000 с последующими изменениями и дополнениями.

Награждение истца нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения» произведено не министерством и ведомством бывшего СССР, в том числе совместно с ЦК профсоюзов.

Таким образом, имеющийся у истца нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» к наградам от имени органов государственной власти не относится и не дает права на присвоение звания «Ветеран труда».

Доводы истца о том, что АО «Росбытсоюз» является правопреемником «Российского государственного союза объединений предприятий организаций бытового обслуживания населения» (Росбытсоюз), которому на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.07.1990 были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР, суд находит несостоятельными.

По смыслу норм закона, гражданско-правовое правопреемство не влечет переход публичных полномочий от органа государственной власти к коммерческой организации.

Кроме того, Росбытсоюз был создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.06.1990 № 185 до ликвидации Министерства бытового обслуживания РСФСР (ликвидировано решением Верховного Совета РСФСР от 14.07.1990), являлся юридическим лицом и действовал на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно объединениями, предприятиями и организациями системы Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, вошедшими в союз. При этом все объединения, предприятия и организации, входящие в союз, сохраняли свою подчиненность и хозяйственную самостоятельность.

В дальнейшем «Росбытсоюз» изменил организационно-правовую форму, став акционерным обществом открытого типа (АООТ «Росбытсоюз»), а затем открытым акционерным обществом (ОАО «Росбытсоюз»).

Общероссийский классификатор информации о населении, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 412 (утратил силу с 01.07.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст), в котором указано в качестве ведомственных почетное звание, присвоенное истцу, не может служить доказательством критериев, установленных в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» общих принципов присвоения звания «Ветеран труда», так как не принимался для этих целей.

Из содержания введения к данному классификатору следует, что Общероссийский классификатор информации о населении предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами.

При таком положении доводы истца о том, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении, подлежат отклонению.

Принимая во внимание изложенные выше положения законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения», которым награждена ФИО1 не относится к ведомственным знакам, в связи с чем, правовые основания для присвоения ей звания «Ветеран труда» отсутствуют.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.А. Калинина

<данные изъяты>