ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258/2011 от 21.06.2011 Трубчевского районного суда (Брянская область)

                                                          2-258.

                                                                  РЕШЕНИЕ

                                                Именем Российской Федерации

 гор. Трубчевск                                                                                                              21 июня 2011 года.

                                 Трубчевский районный суд Брянской области

 в составе:

 председательствующего - судьи Бабина М.А.,

 при секретаре Кощук А.Н.,

 с участием: пом. Брянского природоохранного прокурора Брянской области Курильского А.А., действующего по доверенности,

 ответчика - главы Б.Березковской поселковой администрации Трубчевского района Киселева В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области о возложении обязанности по принятию мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на территории Белоберезковского городского поселения Трубчевского района,

                                                             УСТАНОВИЛ:

 Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился к администрации Белобе-резковского городского поселения Трубчевского района о возложении обязанности по принятию мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на терри-тории Белоберезковского городского поселения Трубчевского района.

 В обоснование заявленных требований в исковом заявлении, в частности, указал: совместно проведенной проверкой Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области, с участием специалистов ТОУ Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинс-ком и Погарском районах Брянской области был выявлен факт образования несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на территории Белоберезковского городского поселения администрации Трубчевского района <адрес>. Невыполнение администрацией Белоберезковского городского поселения мероприятий по организации очистки территории поселения от бытовых отходов и мусора нарушает права и законные интересы жителей пос. Белая Березка на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции РФ.

 В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры Курильский А.А., действующего по доверенности, исковые требования поддержал, приведя в их обоснование доводы, указанные в исковом заявлении.

 Ответчик - глава Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Киселев В.В. в судебном заседании пояснил, что предъявляемые исковые требования Брянского природоох-ранного прокурора признает в полном объеме. Кроме этого пояснил, что имеющаяся свалка быто-вых отходов ранее была официально разрешена к эксплуатации соответствующим решением Бело-березковского поселкового Совета народных депутатов, однако в настоящее время, с учетом начав-шегося строительства объектов пограничной службы, им предпринимаются меры как по ликвида-ции данной свалки, так и обустройству выделенного места под полигон твердых бытовых отходов, расположенного в районе очистных сооружений поселка Б.Березка. Данный полигон ТБО будет строиться организацией, которая 20 июня 2011 года выиграла торги по освоению выделенных денежных средств на данный объект, по завершению строительства которого, проблем по утилизации отходов от населения и организаций пос. Б.Березка не будет.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обосно-ванности заявленных исковых требований Брянского природоохранного прокурора и необходимос-ти их удовлетворения по следующим основаниям.

 Статьей 42 Конституции РФ, предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благо-приятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

 Согласно ст.ст.8 и 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья на-селения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ.

 Статьей 11 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Данное право обес-печивается за счет соблюдения требований природоохранного законодательства, установленных нормативов качества окружающей природной среды, надлежащего исполнения природопользовате-лями эффективных планов природоохранных мероприятий.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц является соблюдение права человека на благопр-иятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благо-приятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

 Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарными и иными требованиями.

 Кроме этого, согласно ст.7 и 51 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, а полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселений, возложены на органы местного самоуправления.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета в рамках п.п.1, п.1 ст.14 п.п.1, п.1 ст. 15 Федерального Закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

 В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осущест-влять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и суб-венций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

 В соответствии с п.п.8, 18, 19, 23, 32 п.1 ст.6 Устава Белоберезковского городского поселения, к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся: участие в предупреждении и лик-видации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, испо-льзования охраны, защиты, воспроизводства городских лесов; организация и осуществление мероп-риятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление муниципального контроля и надзора.

 В соответствии с п. 4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбереже-ние. Обращение с отходами…», в качестве объектов размещения отходов, в частности, указаны полигоны и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

 Таким образом, требования природоохранного прокурора направлены на обеспечение реализа-ции органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Белоберезковского городского поселения на благоприятную окружающую среду.

 Право администрации пос. Белая Березка Трубчевского района на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным в <адрес> предназначенном для размещения полигона твердых бытовых отходов, кадастровый номер №, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 16 июня 2009 года.

 Как следует из экспертного заключения № от 9 апреля 2010 года, составленного филиалом ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Почепском районе Брянской области», полигон твердых бытовых отходов, расположенный в <адрес>, не соответствует государственным санитарным правилам и нормативам.

         Судом учитывается также, что Б.Березковской поселковой администрацией и другими заинте-ресованными службами поселка предпринимаются меры по ликвидации существующей свалки ТБО и созданию полноценного полигона ТБО в другом месте, создавая, таким образом, для жителей Белоберезковского городского поселения благоприятную окружающую среду.

         Так, в материалах дела имеется ходатайство ООО «Ремкомплекс» (коммунальное предприятие пос. Белая Березка, занимающееся предоставлением услуги по вывозу твердых бытовых отходов населению и предприятиям пос. Белая Березка) к главе администрации Трубчевского района о выделении земельного участка в размере 3,30 га в районе очистных сооружений для размещения свалки твердых бытовых отходов, вывозимых от населения и предприятий пос. Белая Березка. Выделение данного земельного участка под свалку необходимо для оформления лицензии на данный вид деятельности. Без получения лицензии, предприятие не может заниматься вывозом ТБО и вынуждено будет приостановить деятельность, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическую обстановку в пос. Белая Березка.

         Аналогичное ходатайство ООО «Ремкомплекс» направлено руководителю Комитета природопользования и охраны окружающей среды Брянской области о выделении денежных средств в размере 6,3 млн. рублей на завершение строительства полигона твердых бытовых отходов в поселке Белая Березка. При этом в данное время, как указано в ходатайстве, выполнено 30% от общего объема работ на сумму 5442632 рублей. Существующая санкционированная свалка находится на расстоянии менее километра от <адрес>, не соответствует санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01. и для получения лицензии на сбор, транспортировку и размещение опасных ТБО необходимо завершить строительство полигона твердых бытовых отходов.

         Как следует из справки администрации пос. Белая Березка, строительство полигона твердых бытовых отходов для пос. Белая Березка Трубчевского района, ведется с 2002 года по утвержденному проекту. Базовая стоимость строительства в ценах 1991 года составляла 78 тысяч рублей. В настоящее время выполнено 30% от общего объема работ, в том числе: произведена обваловка полигона, частично выполнена подъездная дорога. Освоено 5442632 рублей, из которых 830 тыс. руб. за счет средств местного бюджета, 4412632 рублей из средств Трубчевского муниципального района. В 2009 году выделено 442 тыс. рублей. Для продолжения строительства необходимо 10 млн. рублей.

         Как следует из справки главного специалиста эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинском и Погарском районах Верещако К.В. от 18 мая 2011 года, существующая свалка расположена на расстоянии 1,5 км. от <адрес> функционирует с конца 80-х годов, земельный участок узаконен. Свалка огорожена, по периметру оконавлена. На существующую свалку ТБО отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на данный вид деятельности. Строящийся объект пограничной службы находится <данные изъяты> Таким образом допущено нарушение п.3.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и п, 3.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

         Таким образом, анализируя, в своей совокупности, представленные и исследованные судом доказательства, а также признание ответчиком - главой Б.Березковской поселковой администрации Трубчевского района Киселевым В.В. предъявляемых к нему требований, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Брянским природоохранным прокурором Брянской области требований и необходимости их удовлетворения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

         Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района Брянской области о возложении обязанности по принятию мер по организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на территории Белоберезковского городского поселения Трубчевского района - удовлетворить.

 Обязать Белоберезковскую поселковую администрацию Трубчевского района Брянской области принять меры по организации ликвидации свалки бытовых отходов и мусора <адрес>

 Решение в течение 10 дней со времени оглашения может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.

 Председательствующий

 судья:                                                                                                                  Бабин М.А.