ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258/2014 от 06.02.2014 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 Дело № 2-258/2014

 РЕШЕНИЕ

              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 06 февраля 2014 года                             город Сургут

 Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, в составе: председательствующего судьи          Кузнецова М.В.,

 при секретаре          Камаловой Г.,

 с участием прокурора                             Обухова Р.В.,

 представителя ответчика Администрации города Сургута      ФИО1,

 представителя ответчика муниципальное казенное учреждение Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса                                                       ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сургута, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» о возложении обязанности привести в соответствие остановочные пункты,

 установил:

 Заместитель прокурора города Сургута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сургута, МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности привести в соответствие остановочные пункты, расположенные по адресам: напротив д. <адрес>тракт в г. Сургуте по четной стороне; напротив здания <адрес>

 Прокурор мотивирует свои исковые требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что вышеуказанные места для остановок общественного транспорта не оборудованы в соответствии законодательством РФ. В соответствии с п.5.3.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман», боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

 Таким образом, уточнив исковые требования прокурор г. Сургута просит суд обязать Администрацию города Сургута выделить необходимые денежные средства на проведение работ по приведению остановочных пунктов общественного транспорта в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 и возложить на МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» обязанность привести в соответствие с требованиями Национального стандарта в части установления на месте для остановки транспорта для посадки и высадки пассажиров автопавильона для ожидания автобуса пассажирами, скамьи, урны для мусора, освещения (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 метров), следующие остановочные пункты: напротив <адрес>

 В судебном заседании прокурор на требованиях иска настоял в полном объеме, предъявляя требования к обоим ответчикам.

 Представитель ответчика администрации города Сургута с иском не согласился, пояснив, что недопустимо вмешательство в самостоятельность деятельности органа местного самоуправления, деятельность в области автомобильных дорог относится к вопросам местного значения, понуждение привести в соответствие состояние автомобильных дорог с ГОСТ Р 52766-2007 необоснованно, так как применение национальных стандартов носит рекомендательный характер, кроме того, данный участок дороги находится на балансе МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства», то есть данное имущество находится в оперативном управлении учреждения, поэтому администрация не является надлежащим ответчиком.

 Вместе с тем представитель администрации города Сургута пояснил, что

 - напротив <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

     - напротив <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - автобусная остановка <адрес> - включена в регулярный маршрут № (отправление менее 100 пассажиров в сутки). Земельный участок, примыкающий к остановочному пункту, не позволяет размещение остановочного павильона (в непосредственной близости размещен наземный трубопровод теплоснабжения). Автомобильная дорога по ул. Ивана Захарова введена в эксплуатацию после строительства в 2011 году. Строительство выполнено в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу. Данным документом размещение остановочного павильона не предусмотрено;

 - автобусная остановка на пересечении улиц <адрес> по четной стороне включена в регулярный маршрут № (отправление менее 100 пассажиров в сутки);

 - напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - по Югорскому тракту напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов на данном участке Югорского тракта отсутствует;

 - напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - напротив здания <адрес> - включена в регулярные маршруты №1, 5а, 8, 21, 47, 33, 71. Размещение остановочного комплекса без торговой площади запланировано Администрацией города в 2014 году;

 - по Югорскому тракту напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - напротив здания <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - по <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - напротив <адрес> - автобусная остановка не включена в маршрут регулярных перевозок, движение маршрутных автобусов отсутствует;

 - напротив <адрес> - включена в маршруты регулярных перевозок №№ 6,14,19,26,24,12,34. Размещение остановочного комплекса без торговой площади запланировано Администрацией города в 2014 году;

 - напротив <адрес> - включена в маршруты регулярных перевозок №№11, 14а. В 2006 году при согласовании работ по благоустройству <адрес> собственником высоковольтных линий электропередач (филиал ОАО Тюменьэнерго «Сургутские электрические сети») размещение автопавильонов на остановках общественного транспорта по ул.
Профсоюзов было не согласовано, т.к. остановки расположены в пределах 20 метровой охранной зоны ЛЭП.

 Представитель ответчика МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства» также иск не признал, пояснив, что на остановочные комплексы могут устанавливаться защитные средства от атмосферных осадков, но с пунктов должно отправляться не менее 100 пассажиров в сутки. Более того часть требований прокурора не подлежит удовлетворению по причине отсутствия маршрутов. Наличие карманов для остановки транспорта предусмотрено проектами дороги, и не исключает в перспективе движение общественного транспорта.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлено, что согласно актов осмотра от 14.09.2013г., прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что

 - напротив <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - напротив <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - «<адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - на пересечении <адрес> по четной стороне остановка не оснащена павильоном;

 - напротив здания <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - по <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - напротив здания <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - напротив здания <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - напротив здания <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - по <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - напротив здания <адрес> остановка не оснащена павильоном;

 - по <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - напротив <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - напротив <адрес> остановка не оснащена урной скамьей и павильоном;

 - напротив <адрес> - остановка не оснащена урной, скамьей и павильоном.

 В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст. 4 названного федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, и т.д.

 По ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

 Действительно, в силу ст. 1 названного ФЗ № 184-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

 Однако, закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений (владельцев автомобильных дорог и органов местного самоуправления).

 Так, в рамках ст. 4 ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 А именно, Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утверждены названные Правила.

 В порядке п. 4 которых, Правила обеспечивают слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения; доставку пассажиров в кратчайшие сроки; необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах.

 По Приложению 2 (Требования по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах) Приложению 2.1 СНиП 11-Д.5-72, часть 11, раздел Д, по разделу 10 (Дорожные устройства, обстановка и озеленение дорог), по п. 10.2., остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.

 Следовательно, наличие павильона для пассажиров в месте автобусной остановки предписано как федеральным законом, обязывающим соблюдать обязательные требования к элементам обустройства автомобильных дорог, так и нормативным правовым актом, утвержденным Минтрансом РСФСР. Соответственно, необходимость соответствия элементов обустройства автомобильных дорог, в том числе в части наличия павильона, скамьи, урны для мусора, освещения на остановочном пункте и в, в части правил стандартизации для остановочных пунктов вытекает из Федерального закона о техническом регулировании и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, носит обязательный характер для владельца автомобильных дорог.

 Таким образом, в рамках п. 5.3.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст), предъявлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов: остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

 Предъявляя исковые требования - обязать Администрацию города Сургута выделить необходимые денежные средства на проведение работ по приведению остановочных пунктов общественного транспорта в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007, заместитель прокурора города Сургута не конкретизирует последние.

 Вместе с тем, как следует из представленной суду Бюджетной сметы на 2014 год (утвержденной директором Департамента городского хозяйства и директором МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса») Администрацией города Сургута выделено на приобретение и установку автопавильонов за счет средств местного бюджета 2 354 173 рублей.

 Таким образом исковые требования заместителя прокурора г. Сургута к Администрации города Сургута удовлетворению не подлежат.

 Согласно постановлению администрации города Сургута от 29.08.2009 года №3770, участок автодороги относящийся к предмету исковых требований передан администрацией города на баланс МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» и находится в оперативном управлении учреждения.

 В соответствии с распоряжением администрации города Сургута от 21.11.2011 года №3443, утвержден Устав МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса», учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления.

 Таким образом, обязанность соблюдать требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в части наличия павильона, скамьи, урны для мусора, освещения на остановочном пункте с соблюдением требований Национального стандарта относится к компетенции МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса», поскольку данные полномочия официально делегированы последним органами местного самоуправления.

 Из перечня остановок общественного транспорта расположенных на улицах города Сургута, утвержденного Заместителем главы Администрации города Сургута ДД.ММ.ГГГГ и из письма Директора Департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствует движение маршрутных автобусов через остановки расположенные: напротив <адрес>, напротив <адрес>

 Учитывая данные обстоятельства суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных прокурором требований о возложении на МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» обязанность привести в соответствие с требованиями Национального стандарта указанные выше места для остановок общественного транспорта ввиду отсутствия маршрутов.

 Вместе с тем суд не усматривает оснований к понуждению ответчика установить павильон на остановочном пункте расположенном напротив <адрес> (маршруты №№11, 14а) ввиду отсутствия согласования собственника высоковольтных линий электропередач и наличия прямых запретов к установке, однако по мнению суда данный остановочный пункт должен быть оборудован скамьей и урной.

 Вместе с тем, не заслуживают внимания суда доводы о том, что по Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более, чем 100 пассажиров в сутки, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, так как данное правовое регулирование касается защитных средств от атмосферных осадков, правового регулирования соблюдения соответствия элементов обустройства дорог не касается и не исключает.

 Учитывая указанные выше обстоятельства, исковые требования заместителя прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» подлежат частичному удовлетворению, лишь в части следующих остановочных комплексов:

 - остановка <адрес> – установка урны;

 - автобусная остановка <адрес> по четной стороне – установка павильона;

 - напротив здания <адрес> установка урны, скамьи и павильона;

 - напротив <адрес> установка урны скамьи и павильона;

 - напротив <адрес> установка скамьи и урны.

 В остальной части требования удовлетворению не подлежат по вышеуказанным обстоятельствам. Обращение прокурора в суд находится в пределах компетенции, предоставленной ст. 45 ГПК РФ.

 В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

                 р е ш и л :

 Исковые требования заместителя прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сургута, Муниципальному казенному учреждению «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» о возложении обязанности привести в соответствие остановочные пункты, удовлетворить частично.

 Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» обязанность привести в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 следующие остановочные пункты расположенные в границах города Сургута:

 - остановка <адрес> - установить урну;

 - остановка, <адрес> – установить павильон;

 - остановка, расположенная напротив здания <адрес>, - установить урну, скамью, павильон;

 - остановка, расположенная напротив <адрес>, - установить урну скамью, павильон;

 - остановка, расположенная напротив <адрес>, - установить скамью, урну.

 В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц отказать.

 Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» государственную пошлину в доход государства для зачисления в местный бюджет в сумме <данные изъяты>

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

 Судья                               М.В. Кузнецов