Дело № 2-258/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2016 года г. Камызяк Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Царева С.Ю.,
при секретаре Барсуковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области к ФИО1 об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, указав в обоснование, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области было проведено обследование и осмотр земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 30:05:050202:15, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 141400 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, принадлежащего на праве собственности ФИО1, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на земельный участок № 30- АА 471425 от 26.05.2010. В результате проверки, установлено, что земельный участок не используется, на земельном участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. Земельный участок покрыт плотной травянистой растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет. Закустаренносгь составляет свыше 15% площади земельного участка. Вышеуказанные признаки неиспользования земельного участка соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Согласно постановлению по делу об административном правонарушении №05/46/2015 от 22.07.2015 ФИО1 был привлечен Россельхознадзором к административной ответственности по части 2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет подряд со дня возникновения собственности на земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. 22.07.2015 Россельхознадзором в адрес ФИО1 было направлено предупреждение № 191 о допущенном земельном правонарушении, в котором правонарушителю указано на приведение земельного участка, в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в срок до 22.08.2015. Информацию о ходе выполнения предупреждения ФИО1 в адрес Россельхознадзора не направлял. В связи с изложенным, просит изъять земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 30:05:050202:15, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 141400 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, принадлежащего на праве собственности ФИО1 для продажи его с публичных торгов, в связи с неиспользованием данного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В судебное заседание представитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что с требованиями истца она и ответчик не согласны, ФИО1 действительно является собственником указанного участка, он провел его межевание, установил его границы, данный участок предназначен согласно документам для сельскохозяйственного использования, следовательно это дает ему право как владельцу использовать его под выпас скота и сенокошение. Он является владельцем крупного рогатого скота, на данный момент у него их 27 голов, и регулярно на участке проводит выпас скота и сенокошении, почему представитель Россельхознадзора проигнорировал его пояснения ему непонятно. Данная земля была пригодна для выращивания сельскохозяйственного назначения только в советское время, на данный момент земля не орошаемая. Согласно постановлению Главы Камызякского района Астраханской области от 28.10.2004 за №483 была произведена продажа труб на металлолом из поливочного комплекса, относящегося к орошаемой системе «Азовский», что подтверждается актом и квитанцией от 02.11.2004. В 2013г. управление сельского хозяйства АМО «Камызякский район», произвело обследование орошаемого участка «Азовский» на предмет его использование под посевы с/х культур. Комиссия установила, что на данном участке построенные и эксплуатировавшийся ранее две оросительные и одна сбросная насосная станция демонтированы полностью, а также отсутствует разводящий напорный металлический трубопровод 500 мм., следовательно, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 141400 кв.м., с кадастровым номер 30:05:050202:15, не является орошаемым. Демонтаж оросительной системы был произведен в нарушение ст.14 Закона Астраханской области от 04.03.2008 №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правого регулирования земельных отношений в Астраханской области» согласно которой списание, а также демонтаж либо разукомплектование с целью отчуждения мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе оросительных трубопроводов, насосных станций на орошаемых землях осуществляется на основании заключения созданной Правительством Астраханской области комиссии о возможности их списания и перевода мелиорированных земель в немелиорированные. Разрушение дренажной системы привело к невозможности в дальнейшем использовать земельный участок по назначению. Он является собственником относительно небольшого земельного участка и восстановить оросительную и дренажную систему всего массива без желания других собственников за свой счет не может. Кроме этого, владелица соседнего участка продала асбестовые трубы со своего участка и с его, о чем он написал заявление в полицию. Просит суд отказать в удовлетворении искового заявления.
Суд, выслушав представителя истца и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статья 35 Конституции РФ гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст. 284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 141400 кв.м. (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования) расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 зарегистрировано 26.05.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 30-30-07/019/2010-422.
19.05.2015 государственным инспектором Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области была проведена проверка соблюдения ответчиком земельного законодательства, в ходе проведения которой установлен факт неиспользования ФИО1 принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, ввиду чего постановлением от 22.07.2015 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из протокола об административном правонарушении АБ №002102 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 в течении трех лет подряд не используется для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, является обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.
Согласно указанному Постановлению Правительства РФ, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, земельный участок, принадлежащий ФИО1 после вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8. КоАП РФ использовался по назначению, а именно - для выпаса сельскохозяйственных животных, о чем свидетельствует сообщение Главы АМО «Камызякский район» от 23.03.2016 № 02/1663 о том, что указанный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования (выпас сельскохозяйственных животных).
Согласно выписке из похозяйственной книги АМО «Раздорский сельсовет» (за № 198 от 23.03.2016), у ФИО1 в личном подсобном хозяйстве имеется 27 голов крупнорогатого скота (КРС).
Сообщением главы АМО «Раздорский сельсовет» за № 127 от 28.03.2016 установлено, что принадлежащий ФИО1 земельный участок используется для выпаса сельскохозяйственных животных. ФИО1 производит выпас лично.
Кроме того, согласно поступивших в суд сведений из Управления Россельхознадзора по Астраханской области, сведений следует, что ФИО1 к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль) не привлекался, сведений о причинении ущерба при использовании земельного участка не материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для принудительного изъятия земельного участка ФИО1 не имеется, в связи с чем, исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области к ФИО1 об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд Астраханской области.
Полный текст мотивированного решения в окончательной форме изготовлен 25 апреля 2016 года.
Решение суда вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
Судья подпись С.Ю. Царев
а