ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258/2021 от 19.02.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-258/2021

79RS0002-01-2020-009276-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

при секретарях Тищенко В.С., Гуреевой Ж.С.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области о признании приказа начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс «Об увольнении ФИО2» в части незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии, признании права на назначении пенсии по выслуге лет, назначении пенсии по выслуге лет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к УФСИН России по ЕАО о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести уточненный подсчет стажа службы, провести мероприятия по организации назначения пенсии за выслугу лет, указав, что на 17 августа 2018 года у него имелась общая выслуга лет военной службы и государственной службы иных видов в льготном исчислении 19 лет 8 месяцев 14 дней, а также 1 месяц 10 дней срока испытания при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе в качестве стажера. С 23 мая по 12 августа 2019 года он проходил службу в статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы, проходящего испытание в должности «Заместитель начальника колонии - начальник центра трудовой адаптации осужденных» ФКУ ИК-10 УФСИН России по Еврейской автономной области, по которой предусмотрено присвоение специального звания сотрудника уголовно-исполнительной системы. С 12 августа 2019 года он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе на основании приказа начальника УФСИН России по Еврейской автономной области от 9 августа 2019 года № 223-лс, как сотрудник, не выдержавший испытание по занимаемой должности. В указанный период службы в ФСИН России специальное звание сотрудника уголовно-исполнительной системы ему не присваивалось. Всего в ходе прохождения службы в ФСИН России по Еврейской автономной области имеется стажа службы (выслуги лет) 2 месяца 19 дней в календарном исчислении. Таким образом, на 12 августа 2019 года его общая выслуга лет военной службы и государственной службы иных видов в совокупности со сроком испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе, включаемые в соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении составила 20 лет 13 дней.

25 октября 2019 года он обратился с заявлением в Управление ФСИН России по Еврейской автономной области для рассмотрения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. 19 ноября 2019 года ВРИО начальника Управления ФСИН России по Еврейской автономной области представил ответ на указанное обращение, в котором отказал в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что на момент увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе ему не было присвоено в органах управления ФСИН России специальное звание сотрудника уголовно-исполнительной системы. Данный отказ носит незаконный и необоснованный характер.

Считает, что специальное звание «подполковник внутренней службы», присвоенное ему по прежнему месту государственной службы в МВД России, соотносится со специальным званием «подполковник внутренней службы», установленному по должности в уголовно-исполнительной системе на службе в ФСИН России как соответствующее специальное звание, установленное по должностям старшего начальствующего состава в данных федеральных государственных службах иных видов, предусмотренных системой государственной службы Российской Федерации. Оно должно было быть учтено при рассмотрении обращения в целях назначения ему пенсии за выслугу лет при наличии установленного для ее назначения стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе и применяться в ходе ее расчета.

Также указал, что командиром войсковой части 43213 не было исполнено вступившее в законную силу решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10.11.2004 в части требования произвести перерасчет выслуги лет на пенсию в льготном исчислении. В настоящее время войсковая часть 43213 упразднена (расформирована). Считает, что не исполнение командиром войсковой части 43213 в полном объеме вступившего в законную силу решения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10.11.2004 не должно препятствовать его законному праву на включение указанных в нем периодов военной службы в льготном исчислении при подсчете стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет.

Просит суд признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет из расчёта оклада по последней должности в ФСИН России и специальному званию «подполковник внутренней службы»; обязать УФСИН России по ЕАО сделать уточнённый подсчёт его стажа службы (выслуги лет) с учётов периодов военной службы, подлежащих включению в льготном исчислении согласно решения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 10.11.2004; обязать УФСИН России по ЕАО провести соответствующие мероприятия по организации назначения пенсии за выслугу лет с 13 августа 2019 года её выплаты по месту жительства в г. Белгород; взыскать судебные расходы в сумме 14300 рублей.

Определением суда от 10.02.2021 к производству суда приняты увеличенные требования истца.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Ранее, участвую в судебном заседании, истец ФИО2 исковые требования уточнил, просит признать приказ начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс «Об увольнении ФИО2» в части установления выслуги лет (общей продолжительности службы) незаконным и внести в него изменения по состоянию на 12.08.2019 в льготном исчислении; возложить на ответчика обязанность включить периоды службы на территории Чеченской Республики в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а также период работы в УФСИН России по Белгородской области с 01.12.2009 по 11.01.2010 в календарном исчислении; признать его право на назначение пенсии по выслуге лет и обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет с 13.08.2019. По существу поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО3 в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. По существу поддержала доводы письменных отзывов на иск. Дополнительно суду пояснила, что истцом пропущен срок по требованию о признании приказа начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс «Об увольнении ФИО2» незаконным.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

С 1 августа 2018 года вопросы прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Вопросы расчета выслуги лет в уголовно-исполнительной системе регулируются положениями указанного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 38 названного Федерального закона стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ устанавливаются периоды, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе: 1) период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных комментируемом Федеральным законом; 3) период прикомандирования сотрудника в соответствии со ст. 32 комментируемого Закона; 4) период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с ч. 1 ст. 37 комментируемого Закона; 5) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 6) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 7) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 8) период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 9) период работы судьей; 10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе; 12) иные периоды, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 лицам, указанным в статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

В силу статей 53 и 54 вышеуказанного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления со всеми необходимыми документами. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

Таким образом, реализация права на пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 Закона, производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса.

В ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) содержатся аналогичные периоды, устанавливающие, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Согласно части 3 названной статьи 18 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в статье 38, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что приказом начальника УФСИН России по ЕАО от 24.05.2019 № 131-ЛС ФИО2 назначен на должность заместителя начальника колонии – начальника центра федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 УФСИН по ЕАО» с 23.05.2019. Этим же приказом установлен испытательный срок три месяца.

Приказом начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс контракт расторгнут, ФИО2 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п. 11 ч. 3 ст. 84 (в связи с признанием сотрудника, проходящего испытание, не выдержавшим испытание), 12.08.2019.

В этом же приказе указано, что выслуга лет (общая продолжительность службы) по состоянию на 12.08.2019 составляет в календарном исчислении 19 лет 08 месяцев 13 дней, в льготном исчислении – 19 лет 08 месяцев 28 дней.

Согласно информации, предоставленной ответчиком, ФИО2 при увольнении со службы в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации включены в общую продолжительность службы следующие периоды: с 01.08.1995 по 16.07.1999 - курсант высшего военного финансового училища имени генерала армии А.В. Хрусталева (один месяц службы за один); с 16.07.1999 по 11.08.2004 - служба в Вооруженных Силах России по контракту: с 16.07.1999 по 22.08.2000 (один месяц службы за один), с 22.08.2000 по 24.08.2000 (один месяц службы за полтора) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях), с 24.08.2000 по 25.08.2000 (один месяц службы за один), с 25.08.2000 по 27.08.2000 (один месяц службы за три) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях), с 27.08.2000 по 28.08.2000 (один месяц службы за один), с 28.08.2000 по 29.08.2000 (один месяц службы за полтора) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях), с 29.08.2000 по 26.10.2000 (один месяц службы за один), с 26.10.2000 по 08.11.2000 (один месяц службы за полтора) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях), с 08.11.2000 по 10.01.2003 (один месяц службы за один), с 10.01.2003 по 14.01.2003 (один месяц службы за полтора) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях); с 14.01.2003 по 21.03.2003 (один месяц службы за один), с 21.03.2003 по 25.03.2003 (один месяц службы за полтора) - время пребывания в командировке в составе Объединенной группировки на территории Северо - Кавказского региона (участие в боевых действиях); с 25.03.2003 по 11.08.2004 (один месяц службы за один); с 22.12.2004 по 22.12.2006 - военная служба в Вооруженных Силах по контракту (один месяц службы за один); с 02.08.2007 по 30.06.2009 военная служба в Вооруженных Силах по контракту (один месяц службы за один); с 10.05.2011по 01.08.2012 - служба в государственной противопожарной службе МЧС России (один месяц службы за один); с 22.04.2013 по 17.08.2018 - служба в УМВД России по Белгородской области (один месяц службы за один); с 23.05.2019 по 12.08.2019 - служба в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации (один месяц службы за один).

Из трудовой книжки № 7594866 следует, что истец ФИО2 01.12.2009 принят в УФСИН России по Белгородской области стажером по должности ревизора контрольно-ревизионного отделения (запись № 4).

Также в материалах дела имеется копия архивной выписки из приказа от 25.11.2009 № 378-лс о назначении ФИО2 стажером по должности ревизора контрольно-ревизионного отделения УФСИН России по Белгородской области.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе регламентировано главой 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом ФИО2 не представлены доказательства, что в период с 01.12.2009 по 11.01.2010 он являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы.

Согласно записи № 5 трудовой книжки ФИО2 11.01.2010 уволен по ст. 77 п. 3 ТК РФ (по собственному желанию).

На момент разрешения рассматриваемого спора действующее законодательство не предусматривает возможности включения в выслугу лет для назначения пенсии заявленного истцом периода работы стажером по должности ревизора контрольно-ревизионного отделения УФСИН России по Белгородской области.

Данный период правомерно указан ответчиком в Послужном списке, как период трудовой деятельности истца ФИО2

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует, что решением Ростовского – на Дону гарнизонного военного суда от 10.11.2004, вступившим в законную силу 22.11.2004, удовлетворено заявление капитана ФИО2 на действия командира войсковой части 43213, связанные с невыплатой дополнительных денежных сумм, предусмотренных за фактическое участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка в зонах вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, а так же с перерасчетом выслуги лет на пенсию в льготном исчислении за время прохождения службы на территории Чеченской Республики. На командира войсковой части 43213 возложена обязанность произвести перерасчёт ФИО2 выслуги лет на пенсию в льготном исчислении, то есть засчитать время службы на территории Чеченской Республики один месяц военной службы за три месяца, за периоды с 23 по 28 августа 2000 года, с 25 октября по 7 ноября 2000 года, с 20 января по 8 февраля 2001 года.

При рассмотрении вышеуказанного дела судом установлено, что капитан ФИО2 в периоды с 23 по 28 августа 2000 года, с 25 октября по 7 ноября 2000 года, с 20 января по 8 февраля 2001 года был командирован и проходил службу в составе ОГВ (с) в Северо-Кавказском регионе в различных войсковых частях и в эти периоды принимал непосредственное участие в боевых действиях. При этом задолженности за принятие участия в выполнении служебно-боевых задач в составе Объединенной Группировки войск и сил в Северо-Кавказском регионе по проведению контртеррористических операций.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В целях восстановления нарушенного права истца ФИО2 суд считает возможным возложить на ответчика обязанность включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии ФИО2 время службы на территории Чеченской Республики один месяц военной службы за три месяца, за периоды с 23 по 28 августа 2000 года, с 25 октября по 7 ноября 2000 года, с 20 января по 8 февраля 2001 года.

В судебном заседании истец ФИО2 пояснил, что был своевременно ознакомлен с приказом об увольнении.

Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании приказа начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс незаконным в части.

В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса РФ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 197-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются только в случаях, не урегулированных названными выше нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Из материалов дела следует, что с оспариваемым приказом об увольнении от 09.08.2019, истец был ознакомлен 12.08.2019.

Исковое заявление поступило в Биробиджанский районный суд 07.12.2020.

Ранее, истец обращался с иском к УФСИН России по ЕАО о назначении пенсии за выслугу лет. Определением судьи от 14.04.2020 исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью.

Таким образом, с настоящим иском ФИО2 обратился в суд с пропуском установленного ч. 4 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ срока. Доказательств объективно подтверждающих уважительность причин пропуска срока истец суду не представил.

Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, исковое требование о признании приказа начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс «Об увольнении ФИО2» в части установления выслуги лет (общей продолжительности службы) незаконным удовлетворению не подлежит, как и производное требование о внесении изменений в данный приказ.

Рассматривая требования истца о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 25.10.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет с 13.08.2019.

Ответом УФСИН России по ЕАО от 19.11.2019 в назначении пенсии по линии уголовно-исполнительной системы РФ истцу отказано.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего (Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 184-О, от 20.10.2005 № 379-О и от 11.05.2006 № 132-О).

Пунктом «а» статьи 13 приведенного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно части 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Таким образом, наличие специального звания – обязательное условие для назначения, исчисления и получения пенсии по выслуге лет.

В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что истцу ФИО2 не было присвоено первое специальное звание руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в соответствии с положениями главы 6 Федерального закона № 197-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на назначение пенсии за выслугу лет по линии ФСИН России.

Довод истца о том, что пенсия по выслуге лет ему должна быть назначена с учетом ранее присвоенного ему звания «подполковник внутренней службы» суд считает несостоятельным, поскольку специальные звания ФСИН России и МВД России различны.

При указанных обстоятельствах, суд считает требования истца ФИО2 о признании права на назначении пенсии по выслуге лет и назначении пенсии по выслуге лет не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, вышеуказанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из положений ст. 100 ГПК РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, требующее возмещение такого рода, обязуется нести бремя доказывания размера подобного рода расходов, а также факт выплаты и связь между расходами и обстоятельствами рассматриваемого спора.

Истцом ФИО2 заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов на представителя в размере 14000 рублей, однако доказательства, подтверждающие несение им расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере, суду не представлены.

Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Государственная пошлина относится к доходам местного бюджета, предназначенного для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ указано, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района (городского округа) по месту совершения юридически значимого действия.

При подаче иска в суд истцом ФИО4 в нарушение вышеуказанных норм уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей в УФК по Белгородской области.

При указанных обстоятельствах судебные расходы, заявленные истцом, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области о признании приказа начальника УФСИН России по ЕАО от 09.08.2019 № 223-лс «Об увольнении ФИО2» в части незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии, признании права на назначении пенсии по выслуге лет, назначении пенсии по выслуге лет удовлетворить частично.

Обязать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии ФИО2 время службы на территории Чеченской Республики один месяц военной службы за три месяца, за периоды с 23 по 28 августа 2000 года, с 25 октября по 7 ноября 2000 года, с 20 января по 8 февраля 2001 года.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Шарипова

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021.