ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258/2022 от 29.06.2022 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2 – 258/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Майя 29 июня 2022 года

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С.,

с участием помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Платоновой Т.И.,

представителя ответчика – Главы администрации муниципального образования «Мельжехсинский 3-й наслег» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мельжехсинский 3-й наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования «Мельжехсинский 3-й наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (далее – МО «Мельжехсинский 3-й наслег») с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно привести в соответствие с требованиями закона минерализованную полосу и противопожарный разрыв.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района с привлечением специалистов ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по РС (Я) проведена проверка по обеспечению защищенности населенных пунктов от лесных пожаров. В ходе проверки установлено, что минерализованная полоса вокруг населенного пункта не соответствует требованиям п. 63 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы МО «Мельжехсинский 3-й наслег» внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответа на представление прокурора, меры по обновлению минерализованной полосы запланированы в середине ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение противопожарного разрыва не менее 30 метров будет также устранено.

Неисполнение требований пожарной безопасности до начала пожароопасного периода ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, проживающих в населенном пункте, в случае возникновение лесного пожара.

В судебном заседании прокурор Платонова Т.И. иск прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – глава администрации МО «Мельжехсинский 3-й наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» ФИО1 в суде пояснил, что с иском прокурора согласны, ширину противопожарного разрыва и минерализованную полосу привели в соответствии с требованиями прокурора, о чем подтверждает акт проверки начальника ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району Федоровой М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон -ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статья 19 Федерального закона -ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых возложено на органы местного самоуправления, относит, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ. -ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Технический регламент) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абз. пятым ст. 21 Федерального закона -ФЗ установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 70 Правил).

На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной прокуратурой Мегино-Кангаласского района проверки по обеспечению защищенности населенных пунктов от лесных пожаров установлено, что в момент подачи иска в суд в нарушение п. 63, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, вокруг населенного пункта минерализованная полоса шириной не менее 10 метров не обновлена с северо-восточной стороны села. Также отсутствует противопожарное расстояние до лесного массива на северо-восточной стороне.

Данный факт подтверждается актом проверки, составленным начальником ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскомурайону УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) (л.д 8-9).

По данному факту главе МО «Мельжехсинский 3-й наслег» выдано представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений в месячный срок (л.д. 10-11).

Как следует из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО «Мельжехсинский 3-й наслег» планирует работы по обновлению противопожарной минерализованной полосы в середине ДД.ММ.ГГГГ В данное время обновление полосы невозможно, так как земля мерзлая. Последнее обновление минерализованной полосы шириной 1,5 было проведено в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Представителем ответчика ФИО1 суду представлены доказательства, подтверждающие устранение нарушений пожарной безопасности:

Мотивированное представление начальника ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району М.Н. Федоровой от ДД.ММ.ГГГГ заместителю начальника Главного управления МЧС России по РС (Я)- начальнику УНД и ПР Овчинникову С.Г. о направлении в прокуратуру РС (Я) заявление о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении наслежной администрации МО «Мельжехсинский 3-й наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус»,

Заявление начальника ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району М.Н. Федоровой прокурору РС (Я) ФИО2 о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении наслежной администрации МО «Мельжехсинский 3-й наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус»,

Распоряжение начальника ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району М.Н. Федоровой от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении наслежной администрации МО «Мельжехсинский 3-й наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус». Проверка проводится с целью контролировать исполнение ранее выданного предписания ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району от ДД.ММ.ГГГГ,

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный начальником ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району М.Н. Федоровой. Проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 12 часов, с участием Главы «Мельжехсинский 3-й наслег» ФИО1 в с. Томтор Мегино-Кангаласского района. В ходе проведения проверки установлено, что предписание об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ – выполнено.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт выполнения администрацией МО ««Мельжехсинский 3-й наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» требований п.63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно приведение в соответствие с требованиями закона минерализованной полосы и противопожарный разрыв, подтверждается представленными суду представителем ответчика вышеперечисленными документами.

При установленных обстоятельствах дела, суд считает, что иск прокурора подлежит отказу, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мельжехсинский 3-й наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно привести в соответствие с требованиями закона минерализованную полосу и противопожарный разрыв – отказать, в связи с добровольным исполнением требований прокурора.

Сторон освободить от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение суда составлено 30 июня 2022 года.

Судья: И.Г. Билюкина