Советский районный суд г. Улан-Удэ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 февраля 2011г. Дело №2-259/11
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н.
при секретаре Шоноевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по РБ, Управления Федеральной налоговой службы России по РБ, Местной религиозной организации "Верхнеудинская Старообрядческая община" г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви об оспаривании действий и бездействий Управления Министерства юстиции РФ по РБ и Управления ФНС России по РБ по внесению в ЕГРЮЛ сведений об учредителях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Министерства юстиции РФ по РБ и действий Управления ФНС России по РБ, связанных по передаче в регистрирующий орган регистрационного дела Местной религиозной организации "Верхнеудинская Старообрядческая община" г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви, с внесением сведений о вышеуказанной религиозной организации с нарушением закона, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод путем передачи регистрационного дела и внесении в ЕГРЮЛ на основе полного регистрационного дела всех достоверных сведений в отношении религиозной организации.
Определениями суда от 24.12.2010г. и 11.01.2011г. по делу в качестве заинтересованного лица привлечены ФИО2 и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО12, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. При этом, заявитель и его представитель в письменном виде уточнили, что по запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в указанном реестре, по форме согласно приложению N6 к Правилам ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 №630. Указанное означает, что любое лицо вправе запросить в налоговом органе справку о том, является ли ФИО1 учредителем религиозной организации или нет. В связи с тем, что его данные в ЕГРЮЛ отсутствуют, указанному лицу будет выдана справка о том, что сведения о том, что он является учредителем, недостоверны, с чем ФИО13 не согласен и просит суд восстановить справедливость, поскольку в 1993 году он был инициатором создания указанной религиозной организации. Кроме того, согласно ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению учредителей. Таким образом, нарушено право заявителя принимать решение о ликвидации созданной им религиозной организации. О том, что в ЕГРЮЛ его данные как об учредителе не внесены, ФИО13 узнал 15 декабря 2010 года от Отца Карпа, в миру ФИО14. Просили заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по РБ по доверенности ФИО15 возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие нарушения прав заявителя и пропуск им установленного законом срока для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по РБ по доверенности ФИО16 также не согласилась с заявлением ФИО1, поддержав возражения, изложенные в письменном отзыве.
Представитель Местной религиозной организации "Верхнеудинская Старообрядческая община" г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви, председатель общины ФИО17 согласилась с заявлением ФИО1, пояснив суду, что их церковь создавала группа людей, в том числе и ФИО18, в 1993 году. Поэтому считает, что учредителями общины должны быть указаны лица, которые находятся в списке учредителей от 1993 года. ФИО1 является членом общины, его никто из этого состава не исключал.
Третье лицо ФИО5, адвокат Бухарметова С.А., представляющая интересы третьих лиц ФИО5, ФИО11 и интересы заинтересованного лица ФИО2, выразили не согласие с поданным заявлением. По мнению адвоката, необходимость подачи данного заявления была вызвана следующим. В Советском районном суде г.Улан-Удэ рассматривались два идентичных гражданских дела. Председатель общины ФИО17 в лице всех членов общины, в том числе, предполагает, что и в интересах самого ФИО1, подала в суд аналогичное заявление, в результате которого было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявителем был пропущен срок для обжалования. По гражданскому делу по заявлению ФИО14 также были представлены документы о том, что им был пропущен срок для обжалования. Далее в суде появляется уже заявление ФИО1, как говорится выбор пал на него, как на одного из списка, который также не был извещен о нарушении своих прав. На сегодняшний день в суд не представлено никаких доказательств о том, что ФИО13 является членом общины, потому никакие его права не могут быть нарушены. Также заявителем пропущен без уважительной причины срок, установленный ст.256 ГПК РФ. На сегодняшний день сам ФИО1 не может пояснить, чем конкретно нарушаются его права. В связи с чем, полагала, что заявленные требования не могут подлежать удовлетворению.
Заинтересованное лицо ФИО2 в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица ФИО19, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в суд не явились, хотя о судебном разбирательстве были извещены надлежащим образом, при этом ФИО20 и ФИО21 просили рассмотреть дело в их отсутствие. В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п.п.1-3 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. №129-ФЗ регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. №319 устанавливалось, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №441 утверждены порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (далее –Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком, передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов. Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации. На основании поступивших запросов органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, формируют на бумажном и (или) электронном носителе и передают управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации. Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации формируют списки с использованием сведений о месте нахождения юридического лица и рассылают их в подведомственные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с органом, ранее осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц, устанавливает периодичность направления запросов о передаче регистрационных дел юридических лиц в зависимости от их количества. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам вправе истребовать регистрационное дело юридического лица в случае поступления документов от заявителя. Передача регистрационных дел юридических лиц осуществляется на основании подписываемого уполномоченными должностными лицами органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, и регистрирующего органа акта приема - передачи дел. В акте должен содержаться перечень регистрационных дел, передаваемых и принятых по данному акту, с указанием следующих сведений: общее количество регистрационных дел; полное наименование юридических лиц; номер регистрационного дела (регистрационный номер юридического лица); количество листов, содержащихся в каждом регистрационном деле. Документы, содержащиеся в регистрационном деле, должны быть прошиты и пронумерованы. Регистрационное дело должно содержать опись с точным указанием названий документов и количества листов, содержащихся в каждом документе (п.п.2-7).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе, форма N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (приложение N 6).
Приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 15.10.2002г. №БГ-3-09/572 утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения формы N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которым Сообщение направляется по почте или представляется непосредственно уполномоченным лицом юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица (налоговый орган по месту постановки на учет юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации). Отказ в принятии регистрирующим органом Сообщения Федеральным законом N129-ФЗ не предусмотрен. Сообщение заполняется в одном экземпляре. В случае если какой-либо раздел или пункт Сообщения не заполняется, то в соответствующих графах проставляется прочерк. Сообщение и листы А, Б и В подписываются уполномоченным лицом юридического лица.
Согласно п.п.7, 7.14, 9 Методических разъяснений, при сообщении сведений о местных религиозных организациях в сведениях об учредителях указываются данные о десяти физических лицах - участниках религиозной организации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, на дату представления Сообщения в регистрирующий орган. В пунктах 6.1 и 6.2 указывается количество учредителей (участников), соответственно, юридических и физических лиц. Сведения об учредителях (участниках) юридических и физических лиц указываются также в листах А и Б Сообщения. В разделе 8 "Сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица" указывается количество таких лиц. При заполнении сведений о них в листе В Сообщения необходимо принимать во внимание, что лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например: участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора).
В судебном заседании установлено, что 18 января 1993г. Министерством юстиции Республики Бурятия была зарегистрирована Верхнеудинская старообрядческая община (свидетельство от 18.01.1993г. №15/93). При подаче заявления о регистрации ФИО36, председателем ФИО14 в Министерство были переданы Устав Верхнеудинской старообрядческой общины, протокол учредительного собрания от 17.02.1992г. и Список граждан Верхнеудинской старообрядческой общины, куда вошли следующие граждане: ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО14, ФИО33, ФИО1, ФИО34, ФИО35, всего 16 человек. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ в 1999 году Верхнеудинская старообрядческая община прошла процедуру перерегистрации. В частности, 31.12.1999г. Министерством юстиции РБ на основании заявления председателя общины ФИО14 от 28.12.1999г. зарегистрирована Местная религиозная организация «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви, регистрационный номер 313\99. Согласно подтверждению Старообрядческой митрополии Московской и всея Руси от 03.05.1999г. №87, Местная религиозная организация «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ действительно входит в состав централизованной религиозной организации «Русская Православная Старообрядческая Церковь». При подаче документов на перерегистрацию, представителями ФИО36 –председателем ФИО14 и зам.председателя ФИО6 в регистрационный орган, наряду с другими документами, был представлен Список учредителей Верхнеудинской Православной Старообрядческой общины, в числе которых были указаны следующие граждане: ФИО37 ФИО38, ФИО39, ФИО5, ФИО40, ФИО41, ФИО7, ФИО6, ФИО42, ФИО14, ФИО43, всего 11 человек.
10 декабря 2002 года Управлением Министерства юстиции РФ по РБ, как органом, ранее осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года №441, в числе регистрационных дел зарегистрированных общественных объединений и религиозных организаций, было передано Управлению ФНС России по РБ регистрационное дело Местной религиозной организации «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви, как органу, осуществляющему, начиная с 1 июля 2002 года, государственную регистрацию юридических лиц. Материалами дела установлено, что регистрационное дело было передано в объеме на 33 листах, что подтверждается описью в регистрационном деле. При этом, не были переданы два документа: протокол собрания старообрядческой общины от 17.02.1992г. о создании ФИО36, выборе руководящего органа и список граждан Верхнеудинской старообрядческой общины на момент его создания, состоящий из 16 человек. Между тем, устанавливая обязанность органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию юридических лиц, по передаче регистрационных дел регистрационному органу, законодатель непосредственно в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» не предусмотрел каких-либо изъятий и оговорок относительно объема передаваемой информации в составе документов, находящихся в регистрационном деле. Следовательно, законодательное установление о том, что регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие вышеназванного Закона, являются частью федерального информационного ресурса, требовало передачу регистрационного дела в полном объеме.
Далее, судом установлено, что 15 января 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц впервые была внесена запись о Местной религиозной организации «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви. Запись в ЕГРЮЛ Управлением ФНС России по РБ была внесена на основании сведений, поданных юридическим лицом, по форме N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (приложение N 6). Так, 10 января 2003г. работником регистрирующего органа ФИО44 были приняты документы по форме NР17001 от ФИО2, председателя Церковного совета общины. Анализ изучения Сообщения (лист А) и приложений к нему (листы Б, В), проверка правильности их заполнения на предмет соответствия требованиям постановления Правительства РФ и Методическим рекомендациям, позволяет суду прийти к выводу о наличии допущенных регистрирующим органом ряда нарушений, приведших к внесению записи в ЕГРЮЛ с нарушением установленного порядка. На странице 1 Сообщения не отмечен вообще пункт 2.1 знаком «V», т.е. в каком порядке подано Сообщение ФИО2, либо как лицом от постоянно действующего исполнительного органа, иного органа, либо как лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности. Из материалов дела следует, что даже если ФИО2 и был избран 26 сентября 2001 года председателем Верхнеудинской Православной Старообрядческой общины г.Улан-Удэ, однако, в Сообщении он неверно указал себя в качестве председателя Церковного совета общины, тогда как согласно Уставу ФИО36 от 1999г. высшим должностным лицом ФИО36, т.е. лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ФИО36, являлся Председатель ФИО36.
Из Сообщения видно, что в нем указаны данные о десяти физических лицах как об учредителях религиозной организации - ФИО45, ФИО3, ФИО46, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые, кроме Астрихинской, привлечены в качестве третьих лиц по настоящему делу. Из извещения Специализированного отдела по государственной регистрации смерти г.Улан-Удэ от 09.12.2010г., следует, что в отношении ФИО45, 01.12.1937г.р., составлена запись акта о смерти №2299 от 23.06.2010г.
Согласно п.7 Методических рекомендаций, в пунктах 6.1 и 6.2 указывается количество учредителей (участников), соответственно, юридических и физических лиц. Сведения об учредителях (участниках) юридических и физических лиц указываются также в листах А и Б Сообщения. Между тем, в п.6.2 листа А Сообщения указано количество учредителей (участников) физических лиц -11, тогда как лист Б содержит сведения о 10 вышеназванных учредителях, тем самым, заявленное количество учредителей не соответствует представленному количеству (сведения в листах А и Б не совпадают). Судом также установлено, что сведения об учредителях (участниках) -физических лицах (листы Б) заполнены и подписаны лицами, неуполномоченными выступать от имени ФИО36. В разделе 8 "Сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица" указывается количество таких лиц, сведения о лице указываются в листе В. Между тем, в настоящем случае на листе В Сообщения лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан гр.ФИО47, тогда как в соответствии с требованиями действующего законодательства лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Согласно Методическим рекомендациям, Сообщение и листы А, Б и В подписываются уполномоченным лицом юридического лица. В данном случае все листы Сообщения должны были быть подписаны уполномоченным лицом юридического лица – председателем общины ФИО2, при условии правильного указания должности и предоставления соответствующих документов, подтверждающих его полномочия, либо иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, что в целом заявителем не было соблюдено и налоговым органом не была проверена правильность заполнения документов по форме N Р17001. Удостоверение подлинности подписи последнего в нотариальном порядке не требовалось, поскольку документы в налоговую инспекцию представлялись непосредственно им самим, а не почтовым отправлением. Далее, судом установлено, что при приеме должностным лицом регистрирующего органа документов по форме NР17001 от ФИО2 не были соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002г. №439 и приказа Министерства по налогам и сборам РФ от 15.10.2002г. №БГ-3-09/572 по утверждению Методических разъяснений по порядку заполнения формы N Р17001.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц Управления Министерства юстиции РФ по РБ и Управления ФНС России по РБ не соответствуют действующему законодательству. Вместе с тем, суд считает, что вышеуказанными действиями заинтересованных лиц права и охраняемые законом интересы заявителя ФИО1 не нарушены, даже, если он и узнал о том, что не указан в качестве учредителя в ЕГРЮЛ ФИО36, получив 15.12.2010г. соответствующее уведомление от ФИО14, духовного лица религиозной организации. Ссылаясь на то, что он является учредителем и членом ФИО36, заявитель ФИО1 достоверных и убедительных доказательств тому, в соответствии с правилами ст.56 ГПК РФ, не предоставил. Судом установлено, что в 1999 году Верхнеудинской старообрядческой общиной в регистрирующий орган были поданы сведения с иным составом учредителей. Так, в представленный Список учредителей Верхнеудинской Православной Старообрядческой общины, состоящий из 11 человек, ФИО1 не был включен, тем самым, в состав учредителей Местной религиозной организации «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви он не вошел. Доказательства того, что им были оспорены действия руководства ФИО36 по исключению его из состава учредителей в 1999 году, заявитель суду не предоставил. Следовательно, не указание о ФИО1 как об учредителе при внесении 15 января 2003 года записи в Единый государственный реестр юридических лиц о Местной религиозной организации «Верхнеудинская старообрядческая община» г.Улан-Удэ Русской Православной Старообрядческой Церкви не нарушает его права и законные интересы. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ в течение 10 дней.
Судья Д.Н. Бадмаева