ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2592/16 от 03.06.2016 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-2592/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2016 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кириленко И.В.,

С участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора – ФИО9

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Азово-Черноморского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО2 ФИО8 об обязании проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л:

Азово-Черноморский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в министерстве природных ресурсов <адрес> разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование иска указано, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологического законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 При осуществлении своей деятельности вышеуказанным хозяйствующим субъектом по адресу: <адрес>, пляж «Суджукская коса» в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале допускались нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В обязанность юридических и физических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Как предусмотрено подп. 2 п. 1.1. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПБ. 2005 г., введенного в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) стационарным источником выброса зредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 16.59, установлено, что по вышеуказанному адресу ИП ФИО1 осуществляет деятельность по предоставлению рекреационных услуг, связанную с эксплуатацией сети торговых точек, в том числе общепита, развлекательных аттракционов.

Однако ИП ФИО1 инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (проезд автотранспорта, душевые, медпункт, помещения для приема и приготовления пищи на огне (с использованием твердого топлива), система септиков для сбора стоков от системы водоотведения (туалета) не проводилась; проект нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников не разрабатывался; производственный контроль за его соблюдением не осуществлялся; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получалось.

Из методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), утвержденной Минтрансом РФ ДД.ММ.ГГГГ, методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.2012), методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятия (ОНД-86 Госкомгидромет-Л. 1987), методики по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/час (М., Гидрометеоиздат, 1985), методики расчета выбросов выделяющихся от неорганизованных источников загрязнения, станций аэрации сточных вод (М. 94 год.) следует, что в процессе функционирования вышеуказанных источников, в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера-диоксид-ангидрид сернистый, углерод оксид, бенз/а/пирен, бензин (нефтяной, малосернистый), керосин, пентандиаль (глутаровый альдегид), полигексаметиленгуанидин гидрохлорид, диметилбензол (Ксилол), бутан-1-ол (спирт н-бутиловый), бутилацетат, пропан, железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, аммиак, сероводород, метан.

Бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ на соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.

Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме. Не возражал против установления срока для проведения инвентаризации в срок не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Ответчиков по доверенностям ФИО6, ФИО5 просили исковое заявление Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить частично и установить оптимальный срок для проведения инвентаризации, разработки ПДВ, согласования и получения разрешения на выбросы (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 8 месяцев, пояснили, что ИП ФИО1 является хозяйствующим субъектом и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, пляж «Суджукская коса» в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале: . Деятельность имеет сезонный характер и ведется только в летний период. Для проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ИП ФИО1 должен руководствоваться следующими нормативными документами:

В соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999г.. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ; далее - Федеральный закон №96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат.

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ. Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ. ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом). Вывод: срок согласования вышеуказанной документации ориентировочно составит - 2 месяца. После разработки проекта ПДВ (предельно - допустимые выбросы), его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ) и получить разрешение на выбросы.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно- эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Вывод: срок согласования вышеуказанной документации ориентировочно составит - 2 месяца.

На основании экспертного заключения, территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Вывод: по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ", в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

В соответствие с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологического законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 При осуществлении своей деятельности вышеуказанным хозяйствующим субъектом по адресу: <адрес>, пляж «Суджукская коса» в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале допускались нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 16.59, установлено, что по вышеуказанному адресу ИП ФИО1 осуществляет деятельность по предоставлению рекреационных услуг, связанную с эксплуатацией сети торговых точек, в том числе общепита, развлекательных аттракционов.

Однако ИП ФИО1 инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (проезд автотранспорта, душевые, медпункт, помещения для приема и приготовления пищи на огне (с использованием твердого топлива), система септиков для сбора стоков от системы водоотведения (туалета) не проводилась; проект нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников не разрабатывался; производственный контроль за его соблюдением не осуществлялся; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получалось.

Из методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), утвержденной Минтрансом РФ ДД.ММ.ГГГГ, методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.2012), методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятия (ОНД-86 Госкомгидромет-Л. 1987), методики по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/час (М., Гидрометеоиздат, 1985), методики расчета выбросов выделяющихся от неорганизованных источников загрязнения, станций аэрации сточных вод (М. 94 год.) следует, что в процессе функционирования вышеуказанных источников, в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера-диоксид-ангидрид сернистый, углерод оксид, бенз/а/пирен, бензин (нефтяной, малосернистый), керосин, пентандиаль (глутаровый альдегид), полигексаметиленгуанидин гидрохлорид, диметилбензол (Ксилол), бутан-1-ол (спирт н-бутиловый), бутилацетат, пропан, железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, аммиак, сероводород, метан.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В обязанность юридических и физических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно требованиям ст. 14, ч. 1 ст. 22, ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как предусмотрено подп. 2 п. 1.1. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПБ. 2005 г., введенного в действие письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) стационарным источником выброса зредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в : соответствии с действующим законодательством.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ на соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, повлекших нарушения прав значительного числа граждан приобретших особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан.

На основании изложенного, исковые требования Азово-Черноморского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Азово-Черноморского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 об обязании проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в управлении Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить в Министерстве природных ресурсов <адрес> разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок не позднее 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в месячный срок со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья