ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2594/2016 от 14.10.2016 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2016 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при секретаре судебного заседания Кучерук Е.С.,

в присутствии:

представителя истца Бурковой Л.В., действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия хх.хх.хххх,

представителя ответчика МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» Батербиева М.М., действующего на основании приказа от хх.хх.ххххххх,

представителя ответчика Администрации *** Езовой Л.А., действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия хх.хх.хххх,

представителя третьего лица Управления образования Администрации *** Зариповой И.Р., действующей на основании доверенности от хх.хх.хххх, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия хх.хх.хххх,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2594/2016 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», Администрации муниципального образования «***» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации,

Установил:

В обоснование иска представитель истца указал, что по результатам проверки территориальным отделом Роспотребнадзора *** по *** и *** деятельности МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» выявлены нарушения требований санитарного законодательства, не выполнено требование предписания в установленные сроки, а именно: не выполнено устройство ограждения территории в соответствии с проектом школы. С учетом уточнений просил обязать МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» провести ограждение территории образовательного учреждения в срок до хх.хх.хххх. В случае недостаточности средств на проведение ограждения территории у МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» обязать Администрацию муниципального образования «***» в порядке субсидиарной ответственности выделить необходимые денежные средства на обустройство ограждения территории МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» в срок до хх.хх.хххх.

В судебном заседании представитель истца поддержала требования согласно доводам, изложенным в иске, с учетом уточнений.

В судебном заседании представитель ответчика МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» исковые требования признал. Дополнительно суду пояснил, что МАОУ является бюджетной организацией и не имеет финансовой возможности самостоятельно исполнить требования предписания, связанное с устройством ограждения.

Представитель ответчика Администрации *** в судебном заседании требования в части выделения денежных средств на обустройство территории лицея ограждением признала, просили установить срок для выполнения обязательства не ранее хх.хх.хххх.

Представитель третьего лица в судебном заседании не возражала против исковых требований, просила установить срок для исполнения требований до хх.хх.хххх.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.

В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 4.06.2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений необходимо наличие периметрального ограждения территории.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10.

Пунктом п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора *** по *** и *** проведена проверка соблюдения обеспечения антитеррористической и антикриминальной безопасности несовершеннолетних в МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», в ходе которой обнаружено отсутствие ограждения территории лицея, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения.

Как следует из предписания ххх от хх.хх.хххх, вынесенного в адрес МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», последнему предложено в срок до хх.хх.хххх выполнить устройство ограждения территории в соответствие с проектом школы и требованиям п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Доказательств выполнения данного предписания ответчиком не представлено. Из пояснений представителя ответчика следует, что лицеем неоднократно с хх.хх.хххх направлены обращения в адрес учредителя Управления образования с просьбой изыскания средств для исполнения предписания, которые не дали положительных результатов. Самостоятельно исполнить предписание у лицея нет возможности в виду отсутствия финансовой возможности.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Уставу МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования *** осуществляет Управление образования Администрации ***. Собственником имущества является муниципальное образование ***.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 - 6 ст. 123.22 и ч. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В силу ст. ст. 69 и 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Поскольку исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности по оборудованию здания указанного образовательного учреждения периметральным ограждением (забором).

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Срок, предлагаемый истцом, для принятия соответствующих мер разумен и достаточен в соответствии с положением ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» провести ограждение территории образовательного учреждения в срок до хх.хх.хххх.

В случае недостаточности средств на проведение ограждения территории у МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» обязать Администрацию муниципального образования «***» в порядке субсидиарной ответственности выделить необходимые денежные средства на обустройство ограждения территории МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» в срок до хх.хх.хххх.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.В. Балаганская