ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2595/2023 от 30.01.2024 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-288/2024

УИД 75RS0025-01-2022-004931-50

Категория: 2.049

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чита 30 января 2024 г.

Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Князевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Горковенко М. П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Забайкальская краевая общественная организация Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в лице председателя Леонтьевой М.Л. обратилась в суд в защиту интересов Горковенко М.П. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Горковенко М.П. на основании трудового договора от 01.04.2017 работает у ответчика в должности машиниста (кочегара). Горковенко М.П. установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью один квартал. Трудовая функция выполняется согласно графикам сменности. Время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисменных перерывов предоставляется в соответствии с трудовым законодательством, Правилами трудового распорядка, графиком сменности. Правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что при непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника. В силу должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной жилищно-эксплуатационной (коммунальной) службы в составе жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 7 (г. Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, машинист (кочегар) котельной обязан обслуживать отдельные водогрейные котлы с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч), работающие на твердом топливе. В силу положений Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 19.08.1999 № 49, машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной, запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией, оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, как во время работы котла, так и после его остановки (до полного прекращения горения в топке, удаления из нее остатков топлива и снижения давления до нуля). Ссылаясь на приведенные положения, нормы ч. 3 ст. 108 ТК РФ, указывает, что поскольку кочегары не имеют возможности отлучаться во время перерывов с места работы, то в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания. В нарушение указанной нормы закона работодателем в 2021, 2022 годах расчет заработной платы истца производился без учета времени, предоставляемого для отдыха и питания. Так за период с декабря 2021 г. по октябрь 2022 года при начислении заработной платы истца работодателем не были учтены часы: в декабре 2021 г. – 15 ч работы, в т.ч. 7 ч. за работу в ночное время; в январе 2022 г. – 32 ч. работы, в т.ч. 16 ч. за работу в ночное время, 4 ч. за работу в праздничные дни, 4 ч. за работу в праздничные дни ночные; в феврале 2022 г. – 28 ч. работы, в т.ч. 14 ч. за работу в ночное время; в марте 2022 г. – 22 ч. работы, в т.ч. 8 ч. за работу в ночное время, 2 ч. за дневную работу в праздничные дни; в апреле 2022 г. – 23 ч. работы, в т.ч. 7 ч. за работу в ночное время; в мае 2022 г. – 8 ч. работы, в т.ч. 4 ч. за работу в ночное время, 2ч. за работу в ночное время в праздничные дни; в октябре 2022 г. – 15 ч. работы, в т.ч. 7 ч. за работу в ночное время. В связи с тем, что работодателем исключались часы работы, истцу не производилась оплата сверхурочных часов в 4-ом квартале 2021 г. 49 ч. сверхурочной работы, в 1 квартале 2022 г. – 82 ч. сверхурочной работы, во 2-м квартале 2022 г. – 56 ч. Кроме того, ссылаясь на положения ст.ст. 8, 135, 136, 152, указывает на неправомерность исчисления работодателем рабочего времени путем применения среднеквартальной нормы часов, а также неправомерность расчетов рабочего времени в ночные рабочие смены. Указывая на то, что нормы Положения об оплате труда ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» ухудшают положение истца в части исчислений сверхурочной работы, просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с декабря 2021 года по октябрь 2022 года в сумме 30683,91 рублей, недоначисленную и невыплаченную оплату сверхурочной работы за 4-ый квартал 2021 года, за 1-ый и 2-ой кварталы 2022 года в размере 29227,22 рублей, недоначисленную оплату отпускных за период отпуска с 15.08.2022 по 26.09.2022 в сумме 8270,3 руб., признать пп. «б» п.5.2.2, п.5.3.6 Положения об оплате труда ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30.06.2020 года № 1 ПР/125, не подлежащим применению в отношении истца, обязать работодателя производить начисления заработной платы истцу за фактически отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания, обязать работодателя производить истцу расчет ежемесячной заработной платы, исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени, обязать работодателя производить истцу расчет сверхурочной работы с учетом, установленных для истца надбавок стимулирующего и компенсационного характера, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 77 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично, с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Горковенко М.П. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата, оплата за сверхурочную работу, недоначисленная оплата отпускных, компенсация морального вреда, на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность производить истцу расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок симулирующего и компенсационного характера, а также обязанность производить начисление ежемесячной заработной платы из фактически отработанного времени с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания, в остальной части требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2023 года решение Читинского районного суда от 07 февраля 2023 года в части отменено, в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности производить истцу начисление ежемесячной заработной платы, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания отказано, изменено решение суда в части взыскания задолженности по отпускным, в остальной части решения суда остановлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года решение Читинского районного суда Забайкальского края от 07 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2023 года отменены, дел направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебное заседание истец Горковенко М.П. не явился, извещен о судебном заседании.

В судебное заседание Председатель Забайкальской краевой общественной организации Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения Леонтьева М.Л. не явилась, просила иск рассмотреть в её отсутствие.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Дерюгина А.С. исковые требования не признала, представила письменные пояснения по заявленным исковым требованиям.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации под сменной работой понимается работа в две, три или четыре смены, которая вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие

В силу ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие времени отдыха - как времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации к видам отдыха среди прочего отнесены перерывы в течение рабочего дня (смены).

В силу ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Данная норма носит императивный характер, то есть обязательна для исполнения работодателем вне зависимости от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д.

По условиям заключенного с истцом трудового договора, время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисменных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, графиком сменности.

Как установлено судом и следует из материалов дела Горковенко М.П. на основании трудового договора № 105/6 от 01.04.2017 и дополнительных соглашений к нему работает в тепловом хозяйстве жилищно-коммунальной службы № 7 в должности машиниста.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями к ответчику о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, процессуальный истец указал, что время приема пищи от 30 минут до 2 часов в каждой смене в оплату труда не входит, перерывы в ночное время от 30 минут до 2 часов на питание в повышенном размере работодатель не оплачивает, что нарушает трудовые права материального истца Горковенко М.П.

Пунктами 5.2, 5.3, трудового договора, заключенного между сторонами спора, предусмотрено, что работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один год. Работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности. Время начала работы и окончания работы, перерывая для отдыха и питания, внутрисменных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. №1ПР/125 утверждено Положение об оплате труда работников, п.п. «б» п.5.2.2 и п. 5.3.6 которого оплата труда работникам с суммированным рабочим днем и учтенным периодов три месяца рассчитывается по формуле: оклад/среднеквартальная норма часов за месяц x отработанное количество часов в месяц.

В соответствии с пунктом 6.1 трудового договора истцу установлен должностной оклад в месяц с оплатой пропорционально отработанного времени. Таким образом, заработная плата истца за отработанный период поставлена в зависимость от среднеквартальной нормы часов, а не нормы часов в отработанном месяце.

Как следует из табелей учета рабочего времени, за каждую смену истцу учитывалось от 10 до 11,5 часов рабочего времени, от 30 мин. до 2 часов, отведенных для отдыха и приема пищи из учета исключались.

Согласно расчету истца, произведенному за отработанные часы, не учтенные в табеле учета рабочего времени, исходя из фактически отработанных часов и нормы времени в соответствии с производственным календарем в отчетном месяце за период с декабря 2021 г. по октябрь 2022 г., истцу недоначислена заработная плата в размере: декабрь 2021 года – 743,16 руб., январь 2022 года – 15 263,25 руб., февраль 2022 года – 2 762,51 руб., март – 1053,08 руб., апрель 2022 года – 2120,61 руб., май 2022 года – 6612,95 руб., октябрь – 2 128,35 руб.

В пункте 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 13/3 установлено, что рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности.

Пунктом 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка определено, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

Пунктами 5.4.1.2, 5.4.3.1, 5.5.2 названного Положения установлено применение повышенной оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничнее дни, сверхурочную работу, работу в ночное время.

Согласно п.п. 2.1.1-2.1.5 должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной, утвержденной ВрИД начальника ЖКС № 9 (с. Домна) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ВВО) от 03.06.2019, машинист (кочегар) обязан обслуживать отдельные водогрейные котлы с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч), работающие на твердом топливе, разжигать, пускать, останавливать котлы и поставлять их водой, регулировать горение топлива, наблюдать с помощью контрольно-измерительных приборов уровень воды в котле, температуру воды в котле, поддерживать необходимое давление и температуру воды.

Во исполнение требований ст.ст. 91, 108 ТК РФ, п.п. 5.2, 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31.03.2017 № 13/3, предусмотрена обязанность работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником, на работах, где по условиям производства (работ) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работниками возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, п. 7.7 установлено, что при непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода, сменяющего работника.

В соответствии с п. 233 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, как во время работы котла, так и после его остановки до снижения давления в нем до значения, равного атмосферному давлению. Допускается эксплуатация котлов без постоянного наблюдения за их работой со стороны обслуживающего персонала при наличии автоматики, сигнализации и защит, обеспечивающих ведение проектного режима работы; предотвращение аварийных ситуаций, остановку котла при нарушениях режима работы, которые могут вызвать повреждение котла.

Указанные положения также содержатся в п. 252 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, действие которых определено с 01.01.2021.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 19.08.1999 № 49 утверждена Типовая инструкция по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, п.п. 1.12, 1.13 которой определено, что машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной, запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией, запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, как во время работы котла, так и после его остановки (до полного прекращения горения в топке, удаления из нее остатков топлива и снижения давления до нуля).

Согласно п. 2.1 должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной жилищно-коммунальной службы № 9 (с. Домна), утвержденной 03.06.2010 в характеристику работ машиниста кочегара котельной входит: обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов, растопка, пуск, остановка котлов и питание их водой. Дробление топлива, загрузка и шуровка топки котла. Регулирование горения топлива. Наблюдение по контрольно-измерительным приборам за уровнем воды в котле, давлением пара и температурой воды, подаваемой в отопительную систему. Пуск, остановка насосов, моторов, вентиляторов и других вспомогательных механизмов. Чистка арматуры и приборов котла. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов. Поддержание заданного давления и температуры воды и пара. Участие в промывке, очистке и ремонте котла. Удаление вручную шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов производственных и коммунальных котельных. Планировка шлаковых и зольных отвалов.

Судом установлено, что приказом начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны Российской Федерации от 31.03.2017 № 13/3 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное

Таким образом, из материалов дела следует, что локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором и соглашением к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не приняты; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; предусмотрена взаимозаменяемость работников в период перерыва, для того что бы они могли использовать это время по своему усмотрению.

Доказательств, что истцу не предоставлялись перерывы для отдыха и питания, и что он привлекался работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей во время перерывов для отдыха и питания, материалы дела не содержат.

Согласно пояснениям ответчика истцу было предоставлено время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцом его трудовой функции не имеется. На рабочем месте истца оборудовано место для приема пищи и отдыха, имеется стол, стулья, чайник, плита, телевизор.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что фактически истцу предоставлялись перерывы для отдыха и питания, для этих целей имеется специально оборудованное помещение, а также подменный персонал.

Кроме того, действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть то помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности.

Истец не привлекался работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей истец во время перерывов для отдыха и питания.

Согласно позиции ответчика, истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцу его трудовой функции не имеется.

Истец вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представил суду достаточных доказательств, подтверждающих не предоставление фактически истцам перерывов для отдыха и питания, отсутствие возможности принятия работником пищи в специальном помещении для отдыха и приема пищи, во время рабочей смены.

Ответчик представил письменное пояснение, что на предприятии нет непрерывного производства, истцу предоставлялось время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцом его трудовой функции не имеется. В помещении котельной имеется специально оборудованное помещение для отдыха и приема пищи, в котором имеется стол, стулья, чайник, плита, посуда, телевизор, Кроме того, как следует из представленных в материалы дела графиков сменности по котельной № 1401 за юридически значимый период на смену совместно с истцом всегда выходили еще четыре кочегара. На предприятии предусмотрена взаимозаменяемость работников, поскольку согласно графикам сменности на смену выходит сразу несколько кочегаров.

Из представленных ответчиком доказательств также усматривается, что с целью изучения затрат рабочего времени на протяжении рабочего дня, улучшения организации рабочего процесса и повышения производительности труда жилищно-коммунальной службы №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО был проведен хронометраж рабочего дня в котельной № 1401 в/г №38 Производственного участка № 9/2 (с. Домна) в ходе которого установлено, что на котельной № 1401 в смене (бригаде) находится 5 машинистов (кочегаров) при полной укомплектованности штата и явке всех работников. При проведении хронометража рабочего времени на данной котельной 13 апреля 2022 года на смену заступило 4 кочегара (один отсутствовал по невыясненным причинам). При проведении хронометража и фотографии рабочего дня каждого из кочегаров было выявлено, что даже при неполной явке всей бригады на смену, у кочегаров есть возможность приема пищи более двух раз, недлительных перерывах на перекур и отдых в среднем более 88,5 мин. за 8 часов проведения хронометража при условии качественного выполнения работы и поддержании необходимой температуры в котлах. Для удобства работников котельная оборудована местом для приготовления, приема пищи и отдыха.

Невозможность работнику в период перерыва для отдыха и питания покинуть рабочее место, не свидетельствует о том, что работник фактически не использовал предоставляемые перерывы по назначению.

При таких обстоятельствах, доводы о включении времени для отдыха и приема пищи в рабочее время нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 (действует с 1 октября 2019 г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с приложением № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3); выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункт 2 раздела 2).

Согласно пункту 1 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Пунктом 2 названных Разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из приведенного выше нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует, что оно предусматривает оплату работы за сверхурочное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Порядок оплаты труда за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени урегулирован пунктом 5.4.3. Положения об оплате труда работников ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 1ПР/123.

Действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает начисление компенсационных или стимулирующих выплат в двойном размере за сверхурочную работу.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» доплата за сверхурочную работу отнесена к выплатам компенсационного характера.

В ходе рассмотрения гражданского дела суду не представлено доказательств того, что ответчиком утвержден перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения гражданского дела судом установлено, что работодателем по месту работы истцов предоставлена возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, для чего оборудовано помещение. Данный факт подтвердили, как сами истцы, так и представитель ответчика.

Также, в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствуют локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ответчика, следовательно, в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует непрерывное производство.

Таким образом, учитывая, что в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует непрерывность производства, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление министерства обороны Российской Федерации», в лице филиал ЖКО № 9 недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу Горковенко М.П. за период с декабря 2021 по октябрь 2022 года.

Также не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, по следующим основаниям.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ч. 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч. 2). Поскольку по настоящему делу судом не установлено нарушений трудовых прав истцов от неправомерных действий работодателя, оснований для возмещения истцам морального вреда суд не усматривает.

Также не подлежат удовлетворению требования о признании пп. «б» п. 5.2.2., п. 5.3.6. Положения об оплате труда ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ от 30.06.2020 № 1ПР/125, не подлежащим применению в отношении Горковенко М.П., а также возложении обязанности производить начисление ежемесячной заработной платы Горковенко М.П., исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени, обязанности по производству расчета истцу сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, а также начисление заработной платы, исходя из фактически отработанного времени с учетом нахождения истца на перерыве для отдыха и питания на будущее время и полагает отметить следующее.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обращаясь с иском, истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право. Между тем, в ходе рассмотрения дела нарушение прав истца не установлено за оспариваемый им период. Оснований полагать, что нарушения будут допущены в будущем, не имеется. В этой связи требовать возложения на ответчика обязанности производить расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, производить начисление ежемесячной заработной платы исходя из фактически отработанного времени с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания истец не вправе.

Принимая во внимание изложенное, суд отказывает истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Горковенко М. П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу в лице филиала Жилищно-коммунальное отделение № 9 с. Домна о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем принесения жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Андреева Е.В.

Решение в окончательной форме составлено 07.02.2024 года.