ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2596/2016 от 22.09.2016 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 сентября 2016 года Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Тощевой Е.А.,

при секретаре – ФИО3

с участием:

истца – ФИО1,

представителей ответчика – ФИО4, ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску ФИО1 к Крымской таможне Федеральной таможенной службы Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, восстановлении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, -

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России) от ДД.ММ.ГГГГ-К в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в порядке перевода по службе он был назначен на должность заместителя начальника отдела административных расследований Крымской таможни, во исполнение указанного приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации в лице начальника Крымской таможни с ним был заключен контракт о службе в таможенных органах сроком на 1 (один) год с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-К истец был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 48 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). Считает приказ о своем увольнении незаконным. При увольнении был нарушен установленный законодателем порядок, а именно: не было составлено и не направлено на согласование в Управление таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы России (даже УТРЛ ФТС России) представление об увольнении с должности и со службы в таможенных органах; решение об увольнении с УТРД ФТС России не согласовывалось. В связи с чем, истец просит признать его увольнение незаконным, признать незаконным и отменить приказ Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-К, восстановить его на службе в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в прежней должности с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула и взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 1 (один) рубль 00 копеек.

Кроме того истец ставит вопрос о признании уважительными причины пропуска срока обращения в суд и его восстановлении, мотивируя тем, что о допущенных при увольнении нарушениях, а именно отсутствии согласования, ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами личного дела, после исключения материалов личного дела из числа вещественных доказательств по уголовному делу по обвинению ФИО6 по ст.293 УК Российской Федерации.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что увольнение было произведено в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку при увольнении по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, согласование с Управлением таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы России не требуется.

Заслушав пояснения явившихся сторон по делу, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоял на службе в таможенных органах Российской Федерации с 2002 года, ДД.ММ.ГГГГ между Крымской таможней и ФИО1 заключен контракт к/14 от ДД.ММ.ГГГГ о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника отдела административных расследований Крымской таможни сроком на 1 год.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, было вручено уведомление начальника Крымской таможни №б/н об истечении срока действия контракта о службе в таможенных органах и о возможности его увольнения со службы в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подано заявление с просьбой о заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника отдела административных расследований Крымской таможни на новый срок (л.д.77).

Данное заявление начальником Крымской таможни передано в работу начальнику отдела государственной службы и кадров.

О положительном решении работодателя относительно заявления и о заключении контракта на новый срок ФИО1 не информировался, каких-либо действий, направленных на заключение письменного контракта на новый срок в период с ДД.ММ.ГГГГ работодателем не предпринималось.

Приказом начальника Крымской таможни от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

В силу статей 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации; правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Согласно ст. 10 Федерального закона контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований данного Федерального закона.

Порядок заключения контракта установлен Приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ N 1504 "Об утверждении положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовая форма контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации".

В силу пп. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.

В соответствии с п. 19 Положения, не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона.

Согласно п. 20 Положения, не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.

В соответствии с п. 21 Положения решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления, не позднее чем за месяц до истечения срока контракта (руководителем ФТС России - не позднее чем за две недели). При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме, не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.

Исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является основанием для увольнения сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах.

Регулируемые контрактом правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Исходя из вышеизложенного прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон. Федеральным законом, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок и приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.

Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.

Так, истец, при заключении контракта на определенный срок информирован работодателем о сроке действия контракта, о дате его истечения. Кроме того, заблаговременно, за два месяца до истечения срока контракта истец обратился с заявлением о заключении контракта на новый срок.

Материалами дела объективно установлено, что в установленные сроки начальником Крымской таможни принято решение о не заключении с истцом контракта на новый срок (л.д.75-76), истцу вручено уведомление о прекращении действия контракта (л.д. 68).

Увольнение истца осуществлено ответчиком в целом с соблюдением требований законодательства о службе в таможенных органах и соблюдена в полной мере.

Доводы истца о том, что при увольнении необходимо представление об увольнении и согласование с УТРД ФТС России не состоятельны, поскольку истец уволен в связи с окончанием срока контракта, а не в период его действия.

Судом установлено, что процедура увольнения ФИО1 в связи с окончанием срока действия контракта, не нарушена, то исковые требования истца о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку данные требования вытекают из требований о признании увольнения незаконным, в удовлетворении которых истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о прекращении действия контракта, был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ с листом беседы, в которой принято решение о не заключении контракта на новый срок, своевременно получил трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ и ознакомлен с приказом об увольнении ДД.ММ.ГГГГ, тем самым срок обращения в суд с требованием о восстановлении на работе истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом уважительных причин пропуска этого срока суд не усматривает, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы истца, о том, что только после ознакомления с личным делом ему стало известно о нарушении процедуры увольнения и это является для него уважительной причиной пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд считает несостоятельными данные доводы исходя из того, что истец был ознакомлен с приказом об увольнении в котором изложена его суть, поэтому с этого времени началось течение срока давности обращения в суд, который истек ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, поскольку процедура увольнения соблюдена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, отсутствуют основания для восстановления срока на обращения в суд и удовлетворения указанных исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Крымской таможне Федеральной таможенной службы Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, восстановлении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора - отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Председательствующий судья:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.