Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2597/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Подыниногиной М.А.,
с участием представителя заявителя ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица – Департамента имущественного отношения администрации г.Перми – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности устранить нарушение закона,
установил:
ФИО3 обратился в Ленинский районный суд г.Перми с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми (далее по тексту – ДЗО администрации г.Перми) об отказе в предоставлении в собственность сформированного ранее земельного участка площадью 440,6 кв.м., расположенного по адресу: ; о признании незаконным решения Департамента планирования и развития территории г.Перми (далее по тексту - ДПиРТ администрации г.Перми) об отнесении земельного участка, расположенного в кадастровым номером № площадью 1086,00 кв.м. к территориям общего пользования. Также, просил возложить обязанность на ДЗО администрации г.Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение и в 10-дневный срок после вступления решения суда принять решение о предоставление в собственность земельного участка площадью 440,6 кв.м., расположенного по адресу: , являющегося частью ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером №, как дополнительного к основному земельному участку, предоставленному ранее под жилой дом и принадлежащему ему (заявителю) на праве собственности для увеличения размера основного земельного участка, кроме того, одновременно с принятием указанного решения возложить обязанность на ДЗО администрации г.Перми выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и снять с кадастрового учета указанный земельный участок; взыскать судебные расходы в размере руб., в том числе: расходы по оплате государственной пошлины в размере руб., расходы по оплате услуг представителя – руб., расходы на оплату выписок из Единого государственного реестра прав в сумме руб., расходы на оплату распечатки фотографий – руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что на основании Распоряжения Главы г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 970,6 кв.м по адресу: , с кадастровым номером № согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за №, указанный земельный участок предоставлен под строительство индивидуального жилого дома, на котором находится жилой дом, принадлежащий на праве собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за №. Согласно ст.288 ГК РФ и СНиПа 31-02-2001 («Дома жилые одноквартирные») заявителем смонтирована по автономному (индивидуальному) типу, для сбора канализационных сточных вод сооружен канализационный отстойник накопительного типа, кроме того, для очистки выгребов и канализационных отстойников на территории жилого района используется вакуумная машины , шасси , ее габаритные размеры составляют 8300x2500x2830 мм, полная масса 20500 кг, радиус разворота 10 м., длина стандартного шланга вакуумной машины составляет 5 метров, при заборе канализационных стоков шланг на 2/3 опускается в отстойник, вследствие чего, автомобиль должен подъехать почти вплотную к люку отстойника. Канализационный отстойник (литер Г1 на техпаспорте от ДД.ММ.ГГГГ), находится практически в центре участка, между домом и баней, ближе к юго-западному забору. Доступ на участок возможен с двух сторон: со стороны либо со стороны , однако, габариты вакуумной машины не позволяют заехать ей на участок для забора канализационных стоков (жидких бытовых отходов) ни с той, ни с другой стороны, поскольку со стороны расстояние между юго-западным забором и стеной дома составляет 1,25 м, а между северо-восточной стеной и забором - 5 метров. является однополосной грунтовой дорогой, территория между дорогой и забором занята соснами, вырубка которых запрещена. Таким образом, являясь собственником указанного жилого дома по адресу, он не может в полной мере реализовать свои права собственника, а именно, не может пользоваться жилым домом, так как не имеет возможности в настоящее время очищать канализацию. Заявитель считает, что данную проблему следует решить путем увеличения земельного участка, присоединив дополнительный земельный участок со стороны площадью 440,6 кв.м.
Поскольку максимальная предельная норма для земельных участков, предоставляемых под индивидуальное жилое строительство, составляет в г.Перми 2000 кв.м. на основании Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005 г. № 188, учитывая потребность в организации подъезда для вакуумной машины, обеспечения проезда для пожарных машин и пустующий рядом земельный участок, заявитель обратился в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 440,6 кв.м., расположенного по адресу: , являющего частью ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером №, и площадью 1086 кв.м. с целью расширения придомовой территории, приложив все необходимые документы. Решением ДЗО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании заключения Департамента планирования и развития территории г.Перми в связи с тем, что данный земельный участок находится на территории общего пользования . Однако заявитель указывает, что на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность действующего Генерального плана не имелось, и он поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ то есть после принятия Постановления администрацией г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. Проект детальной планировки «» (далее по тексту – ПДП «), следовательно, его планировали использовать для индивидуального жилищного строительства, а не как территорию общего пользования. На основании ст. 304 ГК РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ просит заявленные требования удовлетворить (л.д. 2-5).
Впоследствии заявитель неоднократно уточнял требования, в окончательном варианте просил признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении в собственность части земельного участка, расположенного по адресу: площадью 440,6 кв.м. и признать незаконным заключение Департамента планирования и развития территории г.Перми об отнесении земельного участка, расположенного в кадастровым номером № площадью 1086,00 кв.м. к территориям общего пользования, возложить обязанность на ДЗО администрации г.Перми осуществить действия, направленные на предоставление в собственность дополнительного земельного участка за счет части земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 440,6 кв.м. за плату и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кроме того, взыскать судебные расходы в размере руб., в том числе: расходы по оплате государственной пошлины в размере руб., расходы по оплате услуг представителя – руб., расходы на оплату выписок из Единого государственного реестра прав в сумме руб., расходы на оплату распечатки фотографий – руб. (л.д. 101, 166-167).
Определением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО4 о взыскании с Департамента имущественных отношений администрации г.Перми и Департамента планирования и развития территории г.Перми судебных расходов в размере руб., в том числе: расходы по оплате государственной пошлины в размере руб., расходы по оплате услуг представителя – руб., расходы на оплату выписок из Единого государственного реестра прав в сумме руб., расходы на оплату распечатки фотографий – руб., выделены в отдельное производство.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал (л.д. 162).
Представитель заявителя в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ФИО3 при подаче заявления в ДЗО администрации г.Перми о приобретении в собственность дополнительного земельного участка просил предоставить не весь земельный участок с кадастровым номером № площадью 1086,00 кв.м, расположенный по адресу: а только его часть - площадью 440,6 кв.м. Ссылаясь на п. 1 ст. 11.2, п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, п. 1.6. Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260 (в редакции от 26.01.2010 г.) "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", что земельный участок, часть которого испрашивается, уже сформирован ранее в других границах и стоит на кадастровом учёте, что не является препятствием к предоставлению такого участка для целей не связанных со строительством в собственность граждан. Следовательно, при отсутствии запрета на предоставление части ранее сформированного земельного участка в собственность граждан, и при наличии у собственника (Муниципального образования) права на раздел земельных участков у заявителя есть право, испрашивать часть ранее сформированного земельного участка, если нет других ограничений и (или) запретов на оборот данного земельного участка. Таким образом, распорядительный орган в сфере земельных отношений вправе принять решение о предоставлении части сформированного земельного участка в собственность заявителя. (л.д. 166-167).
Указала, что на основании ст. 258 ГПК РФ, установив обоснованность доводов заявления, суд вправе принять решение не только о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя, но и обязать ДЗО администрации г.Перми принять положительное решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя и обязать совершить действия, направленные на это, а именно выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 164).
Кроме того считает, что действующим документом градостроительного зонирования на территории г.Перми являются Правила землепользования и застройки г.Перми, принятые Решением Пермской городской Думы № 143 от 26.06.2007 г., следовательно, для оценки соответствии ПДП «» действующему Градостроительному Кодексу следует сопоставить с Правилами землепользования и застройки г.Перми, принятые с указанным Решением Пермской городской Думы (л.д. 165).
Ранее в судебных заседаниях представитель заявителя поясняла, что для создания условий для эксплуатации автономной канализации и благоустройства придомовой территории заявитель намерен увеличить свой земельный участок на 440.6 кв.м., поскольку у него имеется такая возможность, а именно: рядом (смежно) находится заброшенный земельный участок, принадлежащий Муниципальному образованию г.Пермь и законодательство РФ предоставляет заявителю право приобрести данный заброшенный участок (или его часть) в собственность. П. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Также в Решении Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260, в редакции от 26.01.2010 г. "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлены процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков, пунктом 1.6. указанного Порядка определены критерии предоставления участков: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Руководствуясь порядком и критериями предоставления земельных участков в собственность граждан, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с просьбой предоставить ему часть заброшенного земельного участка в собственность за плату, вид права, на котором предоставляются земельные участки гражданам для увеличения ранее предоставленных под объекты индивидуального жилищного строительства, определен п. 1.7.1. Решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260. Указанное Решение закрепляет положение о предоставлении таких участков только на праве собственности, других видов права для случаев увеличения земельных участков до максимально возможных размеров законодатель данным Решением не предусматривает.
Считает, что испрашиваемый земельный участок не находится на территориях общего пользования, а Проект детальной планировки , принятый Постановлением администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ за № является недействующим в части отнесения испрашиваемого участка к территориям общего пользования на основании ст. 2 Федерального Закона «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ. Кроме того, территории общего пользования должны отделяться на схемах территориального планирования от других территориальных зон при помощи красных линий, в данном случае они не установлены. Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ № (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ), для данного участка установлен следующий вид разрешённого использования: Для строительства индивидуального жилого дома. Следовательно, действующая градостроительная документация и фактическое зонирование территории не подтверждают отнесение спорного земельного участка к территориям общего пользования, а проект детальной планировки «», в части отнесения испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования, являются недействующими, решение Департамента земельных отношений о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя является безосновательным. На основании п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ ДЗО администрации г.Перми не вправе отказать ФИО3 в возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность за плату (л.д. 102-103).
Представитель заинтересованного лица – Департамента земельных отношений администрации г.Перми – в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО3 о предоставлении земельного участка, увеличив до максимальных размеров. ДД.ММ.ГГГГ ДЗО администрации г.Перми принято решение об отказе со ссылкой на ст.85 Земельного кодекса РФ. Также указала, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г.Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260 (далее по тексту – Порядок). Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений. В соответствии с п. 2.5. Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет заявление в функциональные подразделения, функциональные и территориальные органы администрации г.Перми для подготовки заключений о возможности предоставления земельного участка, которая осуществляется в 10-дневный срок со дня регистрации заявления. Перечень функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города и форма заключений определяются постановлением администрации г.Перми. В силу п. п.26 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение 20 календарных дней, с момента поступления заключений, рассматривает поданные заявления и принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование). В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о невозможности испрашиваемого земельного участка ФИО3 по причине нахождения на землях общего пользования.
Согласно п.2.9 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка. П. 2.10 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», следовательно, обязанность по утверждению и выдаче схемы у ДЗО администрации г.Перми в случае принятия положительного решения по заявлению, а поскольку в предоставлении земельного участка ФИО3 было отказано, значит у ДЗО администрации г.Перми не возникло обязанности по утверждению и выдаче схемы (л.д. 114-115).
Заинтересованное лицо – Департамент планирования и развития территории г.Перми - в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований возражало, поддержало ранее представленные в суд пояснения (л.д. 159), из которых следует, что земельный участок, расположенный по адресу: , относится к территории общего пользования согласно красных линий, утвержденных в составе проекта детальной планировки жилого района «» на основании Постановления администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Указав, что в период принятия данного Постановления действовала «ВСН 38-082. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов», утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 г. № 379 (далее по тексту – Инструкция). Проект детальной планировки жилого района Верхняя Курья был разработан и утвержден в соответствии с данной Инструкцией. Согласно п. 6.2 Инструкции одной из целей разработки проектов детальной планировки является уточнение в более крупном масштабе планировочной структуры застраиваемой территории с установлением красных линий улиц и площадей. Проекты детальной планировки разрабатываются в составе графических и текстовых материалов: Схема размещения проектируемого района (центра) плане населенного пункта; Опорный план (план современного использования территории); Эскиз застройки с планом красных линий (основной чертеж); Разбивочный чертеж красных линий; Макет планировки и застройки; Схема организации движения транспорта и пешеходов; и других. В соответствии с п.9.3 Инструкции проекты детальной планировки утверждаются городскими (областными, краевыми) исполкомами Советов народных депутатов по предоставлению главных архитекторов городов, а в городах, где нет главного архитектора – по представлению главного архитектора области (края). В результате переименования данных органов органом, уполномоченным на утверждение проектов детальной планировки, стала администрация г.Перми, таким образом, проект детальной планировки был утвержден уполномоченным органом. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не было отменено или оспорено. Следовательно, является действующим нормативным актом, оснований считать данный документ недействующим или принятым с нарушением процедуры, действующей в период принятия данного акта, не имеется. Кроме того, на момент утверждения проекта детальной планировки жилого района в требований об обязательном опубликовании такого рода актов законодательством предусмотрено не было.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. В силу ст. 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143, территории общего пользования – не подлежащие приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий. Понятие красных линий установлено п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что земельный участок по , расположен за пределами установленных красных линий, участок не может быть предоставлен в собственность на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (л.д.106-108).
Выслушав представителей сторон, оценив возражения ДПиРТ администрации г.Перми, исследовав материалы дела, суд признает заявление ФИО3 подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям , действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пунктам 1,1.1, 5-8 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (пункт 5).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8).
Также ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов дела следует, что ФИО3 на основании распоряжения Главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлен за плату под строительство индивидуального жилого дома за счет городских земель земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 970,6 кв.м..
ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок и 2-этажный жилой дом с подвалом (лит. А), общей площадью 338 кв.м., жилой площадью 99,1 кв.м., крыльцо (лит. а) и служебные постройки: скважина (лит. Г), канализационный отстойник (лит. Г1), забор (1), ворота (2, 3): земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ за номером: №. Эти обстоятельства подтверждаются копией Распоряжения Главы города Перми (л.д. 14), копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 15, 16), копией технического паспорта (л.д. 17-23), копией кадастрового паспорта (л.д. 12-13), не оспаривалось ДЗО администрации г.Перми и ДПРиРТ администрации г.Перми.
Как следует из письма ДЗО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № сведения об оформленных правах на земельный участок, расположенный по адресу: , в Департаменте отсутствуют (л.д. 24), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 440,6 кв.м., расположенного по адресу: , для присоединения дополнительного земельного участка к основному земельному участку с кадастровым номером №, общей площадью 970,6 кв.м. расположенному по адресу: , принадлежащего ему на праве собственности, для расширения придомовой территории (л.д. 8-11).
Из заключения заместителя начальника управления ДПиРТ администрации г.Перми следует, что земельный участок, расположенный по адресу: расположен на землях общего пользования согласно ПДП ж/р , утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 123).
ДД.ММ.ГГГГ за № ДЗО администрации г.Перми отказано ФИО3 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в соответствии с Порядком, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми» и на основании заключения ДПиРТ, поскольку указанный земельный участок расположен на территории общего пользования (л.д. 7).
По мнению заявителей отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в письме ДЗО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, изготовленный на основании заключения заместителя начальника управления ДПиРТ администрации г.Перми нарушает его право на приобретение дополнительного земельного участка за плату в собственность. Именно вышеназванный отказ в предоставление в собственность земельного участка явился основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФпредоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4).
Согласно п. 2, 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ даны основные понятия, используемые в настоящем кодексе, а именно в:
п. 11 красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
п. 12 территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФпри подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (пункт 3).
Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 7).
Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Проанализировав изложенные выше нормы закона в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд приходит к выводу о том, что решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми о невозможности предоставить в собственность части земельного участка, расположенного по адресу: площадью 440,6 кв.м. не соответствует закону, поскольку выводы, изложенные в заключении Департамента планирования и развития территории г.Перми об отнесении земельного участка, расположенного в кадастровым номером № площадью 1086,00 кв.м. к территориям общего пользования не подтверждено надлежащим видом доказательств, следовательно противоречит закону.
Суд пришел к выводу о том, что доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в материалах дела отсутствуют. Запрет на передачу в собственность земельного участка каким-либо Федеральным законом не установлен, т.к. объективные доказательства того, что земельный участок расположен на землях общего пользования за пределами установленных красных линий, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с вышеуказанным законодательством, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с п. 12 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно п. 11 указанной статьи, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 20 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения
Следовательно, утверждение красных линий является компетенцией Пермской городской Думы и администрации г.Перми в силу части 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 41, 59 Устава г.Перми, как соответствующих органов местного самоуправления.
На территории г. Перми действуют Правила землепользования и застройки г. Перми, утверждённые решением Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143, которые определяют основные направления социально-экономического и градостроительного развития г. Перми, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Согласно ст. 1 Правил, красные линии – это линии, которые устанавливаются посредством проектов планировки территории и обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные, другие, другие объекты и территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц), границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Частью 2 ст. 22 Правил в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности границы территорий общего пользования определяются красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории и утверждаются главой администрации г.Перми.
Отнесение территорий общего пользования к территориям общего пользования городского и районного значения осуществляется решением Пермской городской Думы.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии входят в основную часть проекта планировки территории.
Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" определена градостроительная документация о застройке поселений (раздел 3.1.5) и относит Проект планировки к градостроительной документации, разрабатываемой для частей территорий поселений (п.1)
Проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки (п. 2).
Проект планировки разрабатывается по заказу застройщиков или органов местного самоуправления (п. 3).
Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:
- схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000);
- план современного использования территории (опорный план);
- план красных линий (основной чертеж);
- разбивочный чертеж красных линий;
- схему организации транспорта и улично-дорожной сети;
- схему размещения инженерных сетей и сооружений;
- схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории (п. 4).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (п. 7)
Разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (п. 8).
Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков (п. 15);
а также относит Генеральный план городских и сельских поселений к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
При разработке генерального плана учитываются:
особенности поселения, в том числе численность населения, специализация его производственного комплекса;
значение поселения в системе расселения и административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и страны в целом;
особенности типов и форм собственности жилой застройки;
состояние инженерной и транспортной инфраструктур и направления их модернизации; природно-ресурсный потенциал; природно-климатические, национальные и иные особенности (п. 6)
При разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки, на план современного использования территории (опорный план) наносятся проектируемые красные линии.
Суд, анализируя положения п. п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 1 и 7 ст. 36, ст. 34 ЗК РФ, положения Постановление Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", пришел к выводу о том, что красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Земельное законодательство РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации право отнесения территорий общего пользования и утверждения красных линий находится в компетенции органа местного самоуправления и утверждаются, как было указано выше решением Пермской городской Думы.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспорено сторонами на день принятия решения об отказе в согласовании границ земельного участка и на день рассмотрения заявления судом Пермской городской Думой либо администрацией г.Перми как надлежащими органами местного самоуправления схема прохождения красных линий в установленном порядке не установлена.
Доказательств обратного суду не представлено и судом не исследовалось несмотря на неоднократное разъяснение сторонам положений ст. 56 ГПК РФ.
Из пояснений представителя третьего лица установлено, что границы красных линий в районе г. Перми, в котором расположен спорный земельный участок, определены на основании Постановления администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта детальной планировки жилого района «» (л.д. 153-158).
При этом ответчиком не представлено суду иных доказательств тому, что спорный земельный участок находится на землях общего пользования за пределами красных линий.
Предоставленная суду выкопировка из проекта детальной планировки района «» не является надлежащим градостроительным документом установления границ красных линий, поскольку Проект не может быть признан действующей градостроительной документацией. Кроме того, суд обращает внимание, что из указанного документа невозможно установить местоположение, границы, размеры самого спорного земельного участка, истребуемый земельный участок на проекте не указан, не смотря на то обстоятельство, что является ранее учтенным, а также наличие красных линий на проекте.
Также не является доказательством границ красных линий в районе «», а также доказательством того факта, что спорный земельный участок находится за пределами красных линий, предоставленная суду информация из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) – (л.д. 38). Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя департамента планирования и развития территории г. Перми данная информация не утверждена каким-либо документом, она носит собирательный характер, поскольку составлена путём сопоставления различных сведений, в данном случае границ красных линий, с картой г. Перми. Данная информация составлена для удобства работы сотрудников администрации г. Перми, и, по мнению суда, не является официальной.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования спорный земельный участок расположении в зоне , иные ограничения на карту не нанесены (л.д. 38)..
Наряду с изложенным, в соответствии с п. 2.3 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, посёлков и сельских населённых пунктов, утверждённой приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982г. № 379, схемы (проекты) районной планировки разрабатываются на расчётный срок, соответствующий комплексной программе научно-технического прогресса на 20 лет, с выделением первой очереди строительства и промежуточного срока, соответствующего Основным направлениям экономического и социального развития СССР. Проект детальной планировки района «» утверждён решением Пермского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок действия проекта детальной планировки района «», которым утверждены границы красных линий, истёкает ДД.ММ.ГГГГ При этом суд учитывает, что из Проекта следует, что установление красных линий было обусловлено расширением дороги для подъезда к мосту через . Однако, на день рассмотрения дела судом общеизвестным фактом является отсутствие объекта строительства – моста через в жилом районе , то есть для общих нужд земельный участок в настоящее время не используется .
Кроме того, суд учитывает, что распоряжением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть на законных основаниях, земельный участок предоставлен ФИО5 под индивидуального жилого дома по адресу: жилом районе за счет городских земель (л.д. 25). При этом администрацией г.Перми не учитывалось Постановление, которым утвержден проект детальной планировки жилого района «» на которое в настоящее время ссылается ответчик.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что после принятия Постановления ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок имел назначение под строительство жилого дома, то есть не использовался в качестве участка общего пользования и такое его использование не предусматривалось.
Таким образом, ответчиками суду не представлены доказательства тому, что спорный земельный участок, который просит предоставить истец в собственность за плату, находится на землях общего пользования за пределами красных линий.
Следовательно, требования истцов о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для расширения имеющегося участка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку суд признал решение ДЗО администрации г.Перми незаконным, оснований для отказа в предоставлении дополнительного земельного участка, прямо поименованных Решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007 г. судом не установлено, а ответчиком не указано, суд полагает возможным возложить обязанность на ДЗО администрации г.Перми обязанность осуществить действия, направленные на предоставление в собственность дополнительного земельного участка за счет части земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 440,6 кв.м. за плату и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
Суд считает, что избранный заявителем способ восстановления нарушенного права соразмерен заявленным требованиям и является надлежащим способом устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителей применив аналогию со ст. 445 ГК РФ по следующим основаниям.
На основании п.п. 1.6, 1.6.1, 1.7, 2.10 Решения Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007 г. «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми» критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией,
наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление земельного участка невозможно, если:
испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц,
на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости,
в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка,
испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о развитии застроенной территории,
испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги,
испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границ смежного земельного участка,
в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленных целей,
размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов,
испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах,
испрашиваемый земельный участок отсутствует в дислокациях (схемах), утвержденных нормативно-правовыми актами города Перми (в случае если земельный участок испрашивается под цели размещения объектов, включаемых в дислокации (схемы),
заявителем не соблюден порядок размещения объектов мелкой розницы, автостоянок и иных объектов, установленный нормативно-правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок,
в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории (за исключением тех случаев, когда утвержденная в установленном порядке документация по планировке территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели).
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В собственность земельные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в следующих случаях:
как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее под жилой дом, многоквартирный дом и принадлежащему заявителю на праве собственности, для увеличения размера основного земельного участка до максимальных размеров в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми и градостроительными регламентами,
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2.10).
При этом, суд не находит оснований для установления ответчику 10 дневного срока для принятия решения о предоставлении земельного участка, поскольку срок рассмотрения заявлений о приобретении прав на земельный участок, установленный ст. 36 ЗК РФ, составляет 1 месяц.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности предоставить в собственность части земельного участка, расположенного по адресу: площадью 440,6 кв.м. и признать незаконным заключение Департамента планирования и развития территории г.Перми об отнесении земельного участка, расположенного в кадастровым номером № площадью 1086,00 кв.м. к территориям общего пользования.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г.Перми осуществить действия, направленные на предоставление ФИО3 в собственность дополнительного земельного участка за счет части земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 440,6 кв.м. за плату и выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)