Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 19 октября 2020 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца по доверенности ФИО6 и представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования <адрес> к ФИО2 об обязании выполнения предписания органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация МО <адрес> обратилась в суд к ФИО2 с иском о обязании исполнить требования, содержащиеся в предписании Администрации муниципального образования <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что в управление по жилищным вопросам администрации МО <адрес> поступило обращение по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирном <адрес> по ул.им.Буденного в <адрес>. Согласно доводам, изложенным в обращении, на 8 и 16 этаже в 3 подъезде собственник жилых помещений №, 198 - 203 в МКД осуществляет гостиничные услуги, в связи с чем, заявитель просит провести проверку законности нахождения гостиницы в МКД. С целью рассмотрения обращения Управлением инициирована внеплановая выездная проверка. Согласно выписок из ЕГРН, правообладателем жилых помещений №, 152, 153, 154, 155, 198, 199,200,202, 203 в МКД является ФИО2 На основании распоряжения АМО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении внеплановой выездной проверки гражданки ФИО2» Управлением истребованы документы, необходимые для проверки соблюдения ФИО2 обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, произведено обследование жилых помещений №, 152,153, 154, 155, 198, 199, 200, 202, 203 в МКД. В ходе проведения проверки визуальным осмотром установлено, что в МКД на 8 и 16 этажах оборудованы квартиры «Рантье Центральный», ранее представляющие собой 11 квартир, в которых выполнена перепланировка и выделено 32 апартаментов/квартир, в данных помещениях осуществляет деятельность по сдаче в аренду квартир индивидуальный предприниматель ФИО2 ИНН-233602187557, являющаяся собственником квартир. Указанным ИП осуществляется заключение с гражданами договоров краткосрочного найма жилых помещений по указанному адресу, имеется служба приема (стол консьержа), на входе в МКД со стороны ул.им.Калинина имеется вывеска с бегущей строкой гостевые квартиры «Рантье Центральный» и номером телефона для бронирования, также в сети интернет на сайте Booking.com (система бронирования отелей онлайн), квартиры «Рантье Центральный» размещена информация о сдаче апартаментов/квартир, что имеет признак оказания гостиничных услуг без перевода жилого помещения в нежилое. На основании изложенного 11 квартир принадлежащие на праве собственности ФИО2 используются не по назначению. Данные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-р. С целью устранения причин и последствий допущенных нарушений собственнику помещений №, 152, 153, 154, 155, 198, 199, 200, 202, 203 в МКД выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-р, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по устранению выявленных нарушений. С целью проверки исполнения ФИО2 ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена внеплановая выездная проверка. В целях проведения проверки осуществлен выход по адресу <адрес>, ул. им. Буденного, <адрес>, 198-203. ФИО2 представлен доступ к помещениям для проведения контрольно-проверочных мероприятий. В ходе проверки визуальным осмотром установлено, что в МКД на 8 и 16 этажах оборудованы квартиры «Рантье Центральный», ранее представляющие собой 11 квартир, в которых выполнена перепланировка и выделено 32 апартаментов/квартир, в данных помещениях осуществляет деятельность по сдаче в аренду квартир индивидуальный предприниматель ФИО2 ИНН-233602187557, являющаяся собственником квартир. Указанным ИП осуществляется заключение с гражданами договоров краткосрочного найма жилых помещений по указанному адресу, имеется служба приема (стол консьержа), на входе в МКД со стороны ул. им. Калинина имеется вывеска с бегущей строкой гостевые квартиры «Рантье Центральный» и номером телефона для бронирования, также в сети интернет на сайте Booking.com (система бронирования отелей онлайн), квартиры «Рантье Центральный» размещена информация о сдаче апартаментов/квартир, что имеет признак оказания гостиничных слуг без перевода жилого помещения в нежилое. Таким образом, требование предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО2 в установленный срок не исполнено. Факт неисполнение ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-р, зафиксирован актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, представила письменный отзыв, в котором указала, что администрация не уполномочена на подачу иска в защиту жилищных прав граждан. В администрацию обратились жильцы (соседи) с жалобой на предпринимателя. Администрация в интересах жильцов провела проверку, вынесла предписание. Администрация не уполномочена на обращение с иском о восстановлении жилищных прав в интересах обратившихся граждан, такими правами наделен прокурор в порядке статьи 45 ГПК. Истцом выбран отсутствующий в законе, неверный способ защиты права - обязать исполнить предписание в порядке ГПК вместо обращения по статье 19.5 КоАП РФ.
Дополнительно пояснила, что предприниматель ФИО2 зарегистрирована в 2009 году и осуществляет следующую деятельность: 68.20.1 Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом; 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Между тем, как гостиничные услуги включены в группу 55.1 ОКВЭД. Это показывает, что законодатель разделяет гостиничные услуги с иной деятельностью по временной сдаче внаем жилья. Не любое временное пользование является гостиничными услугами, а лишь то, которое отвечает специальным критериям, определенным Правительством. Деятельность по сдаче внаем собственного жилья на любой срок не является запрещенной в РФ, а количество квартир в собственности или пользовании не ограничено. Поскольку предприниматель осуществляет сдачу внаем жилья на протяжении десяти лет, гостиничных услуг предприниматель никогда не оказывала вывесок «гостиница» либо «хостел» не имела, а в системе booking имеется раздел для сдачи квартир (апартаментов), где предприниматель и размещает объявление с указанием на квартиру. При этом в отличии от номера гостиницы в квартире по определению отсутствуют такие отличительные признаки как завтраки, постельное белье, полотенце и тапочки, туалетные принадлежности. Предприниматель ФИО2 гостиничных услуг не оказывает, и ранее никогда не оказывала, не осуществляет деятельность, являющуюся обязательной при оказании гостиничных услуг. Наличие правил оказания гостиничных услуг является обязательным признаком квалификации деятельности как гостиничной. Между тем, в ходе проверки таковых не обнаружено, равно как никаких иных признаков кроме субъективных претензий проверяющего к дизайну жилых помещений, напомнившему проверяющему гостиницу. Полагает, что судом нарушены правила подсудности и подведомственности. Данное требование не подведомственно суду общей юрисдикции, ни в какой форме, поскольку ответчик предприниматель, а спорные квартиры используются для сдачи внаем, доходы от чего декларируются как доходы от предпринимательской деятельности. Спор из экономической коммерческой деятельности. На момент подачи иска ФИО2 являлась предпринимателем, и этот статус длится с 2009 года по настоящий момент.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» с ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления, то есть администрация муниципального образования <адрес>, наделена отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования <адрес>, утвержденным решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п.6 «О принятии устава муниципального образования <адрес>», на основании положения об управлении по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес>, утвержденным постановлением администрация муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Управление осуществляет региональный государственный жилищный надзор в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и (или) перепланировки жилых помещений; порядку переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах.
В судебном заседании установлено, что в управление по жилищным вопросам администрации МО <адрес> поступило обращение по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирном <адрес> по ул.им.Буденного в <адрес>.
Согласно доводам, изложенным в обращении, на 8 и 16 этаже в 3 подъезде собственник жилых помещений №, 198 - 203 в МКД осуществляет гостиничные услуги, в связи с чем, заявитель просит провести проверку законности нахождения гостиницы в МКД.
С целью рассмотрения обращения, Управлением инициирована внеплановая выездная проверка.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, правообладателем жилых помещений №, 152, 153, 154, 155, 198, 199,200,202, 203 в МКД является ФИО2
На основании распоряжения администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении внеплановой выездной проверки гражданки ФИО2», Управлением истребованы документы, необходимые для проверки соблюдения ФИО2 обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также произведено обследование жилых помещений №, 152,153, 154, 155, 198, 199, 200, 202, 203 в МКД.
В ходе проведения проверки визуальным осмотром установлено, что в МКД на 8 и 16 этажах оборудованы квартиры «Рантье Центральный», ранее представляющие собой 11 квартир, в которых выполнена перепланировка, и выделено 32 апартаментов/квартир, в данных помещениях осуществляет деятельность по сдаче в аренду квартир индивидуальный предприниматель ФИО2 ИНН-233602187557, являющаяся собственником квартир.
Указанным ИП осуществляется заключение с гражданами договоров краткосрочного найма жилых помещений по указанному адресу, имеется служба приема (стол консьержа), на входе в МКД со стороны ул.им.Калинина имеется вывеска с бегущей строкой гостевые квартиры «Рантье Центральный», и номером телефона для бронирования, а также в сети интернет на сайте Booking.com (система бронирования отелей онлайн), квартиры «Рантье Центральный» размещена информация о сдаче апартаментов/квартир, что имеет признак оказания гостиничных услуг без перевода жилого помещения в нежилое.
Таким образом, проверкой установлено, что 11 квартир, принадлежащие на праве собственности ФИО2, используются не по назначению. Данные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещением, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч.3,4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного отношения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ч.3 ст.17 ЖК РФ не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, для чего собственник или наниматель жилого помещения предоставляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения документы, указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ.
На основании ч.2 ст.29 ЖК РФ лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность.
Согласно ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Как установлено в судебном заседании, с целью устранения причин и последствий допущенных нарушений, собственнику помещений №, 152, 153, 154, 155, 198, 199, 200, 202, 203 - ФИО2 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№-р, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Указанное предписание не обжаловано и не опротестовано.
С целью проверки исполнения ФИО2 ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Управлением ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена внеплановая выездная проверка. В целях проведения проверки осуществлен выход по адресу <адрес>, ул.им.Буденного, <адрес>, 198-203.
ФИО2 представлен доступ к помещениям для проведения контрольно-проверочных мероприятий.
В ходе проверки визуальным осмотром было установлено, что в МКД на 8 и 16 этажах оборудованы квартиры «Рантье Центральный», ранее представляющие собой 11 квартир, в которых выполнена перепланировка и выделено 32 апартаментов/квартир, в данных помещениях осуществляет деятельность по сдаче в аренду квартир индивидуальный предприниматель ФИО2 ИНН-233602187557, являющаяся собственником квартир. Указанным ИП осуществляется заключение с гражданами договоров краткосрочного найма жилых помещений по указанному адресу, имеется служба приема (стол консьержа), на входе в МКД со стороны ул. им. Калинина имеется вывеска с бегущей строкой гостевые квартиры «Рантье Центральный» и номером телефона для бронирования, также в сети интернет на сайте Booking.com (система бронирования отелей онлайн), квартиры «Рантье Центральный» размещена информация о сдаче апартаментов/ квартир, что имеет признак оказания гостиничных слуг без перевода жилого помещения в нежилое.
Таким образом, требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО2 в установленный срок не исполнены.
Факт неисполнение ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-р, зафиксирован актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
В ходе судебного разбирательства, с целью проверки доводов представителя ответчика, по запросу суда сотрудниками администрации МО <адрес> осуществлен повторный выход в спорные жилые помещения для проведения соответствующей проверки на предмет исполнения Предписания №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена внеплановая выездная проверка по адресу <адрес>, ул.им.Буденного, 129, <адрес>, 198-203.
Согласно Акта проверки №-р от ДД.ММ.ГГГГ проведение контрольно-проверочного мероприятия не представилось возможным по причине отказа собственника жилых помещений №, 198-203 МКД в ознакомлении с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Согласно информационного письма Минэкономразвития РФ №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, «О вступлении в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации», услуги по предоставлению временного жилья в помещениях, предоставляемых по договорам краткосрочного найма, оказываемые посетителям, находящимся вдали от своего жительства (55.20.12 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) не относятся к гостиничным услугам, а деятельность по предоставлению жилых помещений для проживания по договорам краткосрочного найма (55.20 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)) - к деятельности гостиниц (код 55.10).
Согласно информационного письма Минэкономразвития РФ №-ГС/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках жилых помещений, сдаваемых по договору краткосрочного найма» при этом деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (код 55.20) включает предоставление мест клиентам для временного проживания на ежедневной, или еженедельной основе, с предоставлением отдельной площади, состоящей из полностью меблированных комнат, или помещений, с местами для проживания и сна, а также с местами для приготовления и потребления пищи, с кухонными принадлежностями и полностью оборудованной кухней. Это может быть комната или квартира в отдельно стоящих многоэтажных зданиях или в группах зданий, или одноэтажные бунгало, шале, коттеджи, домики, а также помещения, предоставляемые по договору краткосрочного найма, при этом возможно предоставление минимального объема дополнительных услуг. Из указанного следует, что наличие в жилых помещениях, сдаваемых по договору краткосрочного найма, спальных мест, мест для хранения вещей, посуды, техники, постельного белья и т.д. не является признаком предоставления гостиничных услуг.
В силу положений ст. 22 ЖК РФ и национального стандарта Российской Федерации ФИО7 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения (или совокупности жилых помещений) в нежилое и оснащения указанного помещения оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, сейфами для принятия на хранение денег и драгоценностей, средствами для уборки и санитарной очистки номеров.
Таким образом, использование собственником принадлежащей ему квартиры, а также иными лицами предоставленных им квартир в качестве гостиничного номера, или для организации хостела, т.е. для временного заселения посторонних граждан на возмездной основе, в силу закона не может рассматриваться как предоставление в наем жилого помещения, ввиду чего противоречит как п.3 ст.288 ГК РФ, так и п.2 ст.17 ЖК РФ.
Вместе с тем, факт использования жилых помещений по адресу <адрес>, ул.им.Буденного, 129, <адрес>, 198-203, по признаку оказания гостиничных услуг, т.е. использование не по назначению, без перевода жилого помещения в нежилое, на основании предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-р, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден, в размере 300 рублей (ст. 333.20 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации муниципального образования <адрес> - удовлетворить.
Обязать ФИО2 исполнить требования, содержащиеся в предписании администрации муниципального образования <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.