ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2598/19 от 05.04.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2 -2598/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 05 апреля 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Николаевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании права на получение жилищного сертификата как пострадавшей в ядерной катастрофе,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1, с учетом уточнения искового требования и выделения требования ФИО2 к Министерству строительства РС (Я) (наименование изменено согласно Постановлению Правительства РС(Я) от 21.11.2018 N 326, прежнее наименование Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании права на получение жилищного сертификата как пострадавшим в ядерной катастрофе из гражданского дела № 2-2598/2019 по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству строительства РС (Я), МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании права на получение жилищного сертификата как пострадавшим в ядерной катастрофе, обратилась в суд к ответчикам с исковым заявлением о признании права на получение жилищного сертификата, как пострадавшей ____ 1957г. в ядерной катастрофе на ядерном комбинате «___», без всяких дополнительных условий, как состояние на учете нуждающихся в Окружной администрации г. Якутска. В обоснование своих доводов ссылается на п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому из содержания нормы, закрепленной в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, следует, что гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для жилья, жилое помещение предоставляется вне очереди, без каких-либо дополнительных условий. Просит суд исковое требование удовлетворить.

В судебном заседании истец и представитель истца по доверенности ФИО3 иск поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства строительства Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО4 с иском не согласился, пояснив, что в настоящее время обеспечение жильем граждан, пострадавших от радиационных аварий в Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк», производится с предоставлением социальной выплаты посредством государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Согласно пп. е п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска. Согласно п. 19 указанных Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в п. 5 Правил, подают в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в основном мероприятии с приложением соответствующих документов. То есть вопрос об обеспечении истца жильем может быть рассмотрен в случае постановке на учет, граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту проживания и дальнейшего предоставления документов, подтверждающих право на обеспечение жильем. При этом указанное не может рассматриваться в качестве дополнительного условия, поскольку является способом обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исковые требования, заявленные в настоящем деле были ранее исследованы судами и отклонены, им дана соответствующая правовая оценка в решении Якутского городского суда РС(Я) от 20.01.2016г., апелляционном определении Верховного суда РС(Я) от 14.11.2016г. Считает, что рассматриваемый иск направлен на преодоление ранее вынесенных решений. Просит оставить иск без удовлетворения.

Представитель ответчика МКУ «Департамент жилищных отношений» ГО г. Якутск по доверенности ФИО5 с иском не согласился, т.к. истица ФИО1, с 2013 по 2018гг. обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении социальной выплаты и о постановке на учет. Письмами №№ - заявителю были даны все необходимые разъяснения. По состоянию на ____ 2019г. истец в качестве нуждающегося в жилых помещениях в городском округе город Якутск не состоит. Ранее суды различных инстанций уже рассматривали требования истца о предоставлении жилого помещения, о восстановлении на учете в качестве нуждающейся, была дана соответствующая правовая оценка, в удовлетворении исковых требований было отказано. Просит в удовлетворении искового заявления отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Закон РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 устанавливает, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе, выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе, детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ч. 1 ст. 13).

ФИО1 является получателем компенсаций, предусмотренных для соответствующих категорий граждан согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как граждане, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению, вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов. Указанное обстоятельство подтверждается удостоверением истца серии № - от ____.1994 г.

Вместе с тем статья 17 ч. 1 п. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) устанавливает, что названной категории граждан гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ____ 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20.01.2016г., оставленным без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28.03.2016г., по иску ФИО1, ФИО2 к Правительству РС(Я), Министерству финансов РФ в лице Казначейства РФ, МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа город Якутск, Министерству труда и социального развития РС(Я) о предоставлении жилого помещения, установлено, что в любом случае льгота по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, к которой относятся истцы, предоставляется при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Как установлено судом в 2012 г. истцом ФИО1 была произведена сделка по отчуждению жилого помещения, в результате которого у истца ФИО1 появились основания для признания ее нуждающейся, однако, ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права, могут состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилых помещениях не ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанным решением в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждан, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению, вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов, возможно при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.09.2016г. иск ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о восстановлении на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворен частично: обязать Окружную администрацию ГО «Город Якутск» поставить ФИО2 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Якутск. В остиальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14.11.2016г. решение суда первой инстанции отменено в части, в удовлетворении иска ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона).

В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.

Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из представленных ответчиком МКУ «ДЖО» ГО город Якутск писем следует, что на обращение ФИО1 от ____.2018г. был дан ответ письмом от ____.2018г. № -, согласно которого для постановки ФИО1 и ее сына на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необходимо представить соответствующие документы, т.к. документы представлены не в полном объеме. Аналогичный ответ дан письмом от ____2018г. № -. Также представлено письмо МКУ «ДЖО» ГО город Якутск в адрес Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) от ____.2018г. № -, в котором сообщено, что ФИО1 на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, на ее обращение был направлен ответ с перечнем документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указанные документы ФИО1 не представлены.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом ФИО1 суду не представлено доказательств о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Якутск, принятии на учет в качестве малоимущего нуждающегося в улучшении жилищных условий и отказа в принятии на такой учет.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г. № 18-П, на которое ссылается истец в своем исковом заявлении, касается способа обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих соответствующую льготу, жилыми помещениями исходя из даты постановки их на учет. Правовая позиция, выраженная в указанном постановлении основана на иных фактических данных не тождественных настоящему делу.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат отказу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск», отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: . Н.В. Жиркова

.

.

.

.