ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-259/2012 от 23.10.2012 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-259/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новокаякент 23 октября 2012 г.

Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре Багамедовой А. с участием представителя заявителя помощника прокурора Каякентского района РД Нуралиева А.М., заинтересованной стороны представителя администрации МР «Каякентский район» ФИО1 по доверенности №40 от 23.10.2012 г., председателя Собрания депутатов МР « Каякентский район « ФИО2, рассмотрев заявление прокурора Каякентского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Каякентский район» и понуждении исполнить требования законов

У с т а н о в и л:

Прокурор Каякентского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие Собрания депутатов и администрации муниципального района «Каякентский район» по непринятию в соответствии с ч.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» нормативных правовых актов: программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение незаконным. Также - обязать :

-Собрание депутатов муниципальный район «Каякентский район» в соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства»: утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утвердить инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установить надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;

-администрацию муниципальный район «Каякентский район» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства»: утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установить надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение незаконным в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М., поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

Прокуратурой Каякентского района в соответствии с поручением прокуратуры РД от 05.09.2012 №7/1-47-2012 проведена проверка осуществления органом местного самоуправления муниципального района «Каякентский район» полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что названными органами в лице администрации и Собрания депутатов МР «Каякентский район» требования проверяемого законодательства выполняются не в полной мере.

Так, согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Однако во исполнение данной нормы закона в МР «Каякентский район» не приняты нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами.

Так, согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» представительные органы местного самоуправления муниципальных образований:

-утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, т.е. программы строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования;

-утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, т.е. программы финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

-устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, т.е. ценовой ставки, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса.

Согласно ч. 2 данной статьи закона органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):

-устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

-утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, т.е. распорядительного документа, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса муниципального образования, определяющего цели, задачи и требования к инвестиционной программе. Техническое задание разрабатывается индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Постановлением Правительства РД от 7 февраля 2012г. № 25 «Об утверждении республиканской целевой программы «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы» рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Дагестан разработать и утвердить муниципальные целевые программы в сфере управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территориях муниципальных образований, предусмотрев при формировании местных бюджетов расходы на выполнение мероприятий программ.

Однако в нарушение изложенного органами муниципального района МР «Каякентский район» требуемые законом нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами не приняты.

Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ст.29 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 №8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные нормативные правовые акты.

Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления, регламентированные указанным выше федеральным законом, снижает эффективность работы органов местного самоуправления в названной сфере правоотношений, а также создает препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих их указанных нормативных правовых актов.

Учитывая, что отсутствие требуемых законом муниципальных нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления, регламентированные федеральными законами, снижает эффективность работы органов местного самоуправления в названной сфере правоотношений, создает препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих их указанных нормативных правовых актов, настоящее заявление подано в интересах МР «Каякентский район» и неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованной стороны администрации МР «Каякентский район» ФИО1 требования прокурора признал частично и пояснил, Собранием депутатов МР « Каякентский район» РД принята Стратегия социально- экономического развития муниципального района «Каякентский район» на период до 2025 года, определена программа инвестиционных проектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), приняты постановление №65 об установлении платы за технологическое присоединение к водопроводным линиям субъекты малого и среднего предпринимательства на территории Каякентского района в 2009 г., постановление №226 от 12.09.2012 г. об утверждении муниципальной целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном районе «Каякентский район» на 2011-2015 годы и на период до 2010 года в новой редакции, постановление №219 от 08.05.2009 г. об отмене тарифа на услугу водоснабжения на 2009 г.

Администрацией МР «Каякентский район» реализуются указанные полномочия на осуществление деятельности по принятию в соответствии с ч.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» нормативных правовых актов.

Но в тоже время согласен с тем, что не разработаны программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Представитель заявителя помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М., согласился с мнением представителя администрации МР «Каякентский район» ФИО1, и просит отказать в части заявленных требований о признании бездействия Собрания депутатов и администрации муниципального района «Каякентский район» по непринятию в соответствии с ч.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» нормативных правовых актов.

Однако он считает, что реализуются указанные полномочия администрацией не достаточно эффективно ими не приняты и не реализуются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования прокурора Каякентского района Мамаева З.М. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных заинтересованной стороной принятых ими Стратегии социально- экономического развития муниципального района «Каякентский район» на период до 2025 года, программы инвестиционных проектов по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), постановления №65 об установлении платы за технологическое присоединение к водопроводным линиям субъекты малого и среднего предпринимательства на территории Каякентского района в 2009 г., постановления №226 от 12.09.2012 г. об утверждении муниципальной целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном районе «Каякентский район» на 2011-2015 годы и на период до 2010 года в новой редакции, постановления №219 от 08.05.2009 г. об отмене тарифа на услугу водоснабжения на 2009 г. администрация МР «Каякентский район» и Собрание депутатов МР «Каякентский район» не бездействуют, по принятию нормативно правовых актов, однако реализуются указанные полномочия не достаточно эффективно. Ими не приняты и не реализуются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ФЗ-131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» переработкой и утилизацией твердо-бытовых отходов занимается администрация МР «Каякентский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -197, 254, 258 ГПК РФ, районный суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Каякентского района Мамаева З.М о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Каякентский район» и понуждении исполнить требования законов

- удовлетворить частично.

В части признания бездействия Собрания депутатов и администрации муниципального района «Каякентский район» по непринятию в соответствии с ч.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» нормативных правовых актов: программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение незаконным – отказать.

Обязать:

-Собрание депутатов муниципальный район «Каякентский район» в соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства»: утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утвердить инвестиционную программу организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установить надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;

-администрацию муниципальный район «Каякентский район» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства»: утвердить технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установить надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение незаконным в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий Б.А.Мусаев