2-259/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Сумусенковой О.Н.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» главы администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в лице законного представителя ФИО1 о признании отказа администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в лице законного представителя ФИО1 обратились в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «Турочакское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении ее и членов ее семьи в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» включить в списки ее и членов ее семьи на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации. В заявлении указывает, что с мая 2009 года она со своей семьей проживает в доме по адресу: <адрес>. Жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежит на праве долевой собственности заявителю и членам ее семьи. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, вызванного обильными дождевыми осадками и выхода грунтовых вод в помещениях на участке – подполье дома, дома пострадало имущество. Комиссией муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» составлен акт обследования дома и участка, утраченного имущества. Однако администрацией было отказано во включении ФИО1 и членов ее семьи в списки граждан на возмещение материальных затрат по причине отсутствия регистрации их по адресу <адрес>. Она имеет регистрацию по месту жительства <адрес>, а ее супруг имеет регистрацию по адресу <адрес>. Но фактически они проживают по адресу <адрес>, производят оплату коммунальных услуг, - за свет, воду, вывоз мусора, также обращаются в лечебное учреждение по месту жительства – Курмач-Байгольский ФАП, ребенок посещает Курмач-Багольскую школу.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала требования в полном объеме на основаниях и доводах изложенных в нем, пояснила, что денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у нее отсутствуют, затрудняет условия жизнедеятельности ее семьи.
Заявители ФИО3, ФИО4. ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, об уважительности причин своей не явки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» ФИО2 в судебном заседании признал требования заявителей, дополнительно пояснил, что при чрезвычайной ситуации действительно пострадало имущество заявителей. Заявитель является членом совета депутатов. Она с семьей действительно постоянно проживает в с. Курмач - Байгол.
В силу ст. 257 ГПК РФ заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 25 вышеуказанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 18)
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 23.06.2014 N 177) пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» установлено, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года (далее - граждане), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с п. 4 вышеуказанного постановления орган местного самоуправления муниципального района Республики Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат и после и утверждения главой муниципального района в Республике Алтай, руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящего Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, необходимо обязательное наличие таких условий, как являться гражданином Российской Федерации, проживать в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.
Как следует из вышеуказанных норм, для включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации не является обязательным условием.
Согласно свидетельств о регистрации права собственности, выданных ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес>, земельный участок площадью 2000 кв. метров, категория земель – земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу <адрес> находится в общей долевой собственности по ? доли у ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО5.
Согласно свидетельств о регистрации права собственности, выданных ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес>, жилой дом, общей площадью 54,30 кв. метров, расположенный по адресу <адрес> находится в общей долевой собственности по ? доли у ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО5.
В материалах дела имеются свидетельство о рождении серии №, выданное Комитетом по делам ЗАГС Республики Алтай Отделом ЗАГС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Алтай, матерью записана ФИО1, отцом – ФИО3.
Согласно свидетельство о рождении серии №, выданное Комитетом по делам ЗАГС Республики Алтай Отделом ЗАГС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года, на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Алтай, матерью записана ФИО1, отцом – ФИО3
Паспортом РФ серии №, выданного Турочакским РОВД Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована <адрес>.
Паспортом РФ серии №, выданного Турочакским РОВД Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что ФИО3, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована <адрес>.
Согласно справки сельской администрации Курмач-Байгольского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ее семья в составе: муж - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно фактически проживают по адресу <адрес>.
Актом осмотра земельного участка по <адрес> Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года, подписанным членами комиссии, установлено, что в помещениях, находящихся на участке, отмечено наличие выхода грунтовых вод из-за обильных дождевых осадков. Сделано заключение о признании ФИО6 и проживающих (зарегистрированных) по данному адресу признать пострадавшими в результате ЧС.
В материалах дела имеется отказ главы сельской администрации Курмач-Байгольское сельского поселения ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым ФИО1, ФИО4, ФИО7, ФИО5 отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с не совпадением регистрации по месту жительства с адресом подтопления.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 данного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Произвольное расширительное толкование норм Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Отсутствие постоянной регистрации у ФИО1 и членов ее семьи ФИО4. ФИО7, ФИО5 по адресу <адрес> не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий чрезвычайной ситуации - наводнения, поскольку противоречит нормам ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Постановлению Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости».
При таких обстоятельствах, суд находит, что требования заявителей о признании отказ администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» № от 1106.2014 года о не включении ФИО1 и членов ее семьи в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» включить заявителя и членов ее семьи в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как заявительница и члены ее семьи фактически проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями самого заявителя, справкой сельской администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями главы администрации «Курмач-Байгольское сельское поселение» ФИО2, который в судебном заседании не отрицал факт проживания заявителя в <адрес> в результате наводнения пострадало имущество первой необходимости, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
В судебном заседании от заявителя ФИО1 поступило заявление с просьбой обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Главами 23, 25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что заявитель пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, что повлекло для заявителя ухудшение ее материального положения, денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у нее отсутствуют, затрудняет условия ее жизнедеятельности, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителей, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в лице законного представителя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>а <адрес> и членов ее семьи: супруга – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, дочери – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки села <адрес> Республики Алтай и дочери – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки села <адрес> Республики Алтай.
Обязать администрацию муниципального образования «Курмач-Байгольское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>а <адрес> и членов ее семьи: супруга – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку села <адрес> Республики Алтай и дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку села <адрес> Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2014 года.
Председательствующий- судья К.В.Албанчинова