Дело № 2-259/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2016 года г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Девятко Н.В.,
при секретаре Назаровой А.Ю.,
с участием прокурора Локтевского района Губского А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Вакулиной Татьяны Ивановны к Комитету по образованию администрации Локтевского района Алтайского края, администрации Локтевского района Алтайского края о признании незаконными отдельных положений дополнительного соглашения к трудовому договору, признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действия,
УСТАНОВИЛ:
В Локтевский районный суд с исковым заявлением к комитету по образованию администрации Локтевского района обратился прокурор Локтевского района. В иске указано, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка обращение Вакулиной Т.Н., о нарушении трудовых прав со стороны комитета по образованию администрации Локтевского района.
Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между комитетом по образованию администрации Локтевского района в лице председателя ВПГ и Вакулиной Т.И., последняя назначена на должность руководителя - директора Масальской средней общеобразовательной школы. Руководителю установлен оклад в размере 15372, 32 руб.
По инициативе работодателя произведено заключение дополнительного соглашения к вышеназванному трудовому договору с работником в связи с ведением «эффективного контракта». Трудовой договор изложен в новой редакции.
Вакулина Т.П. при подписании названного дополнительного соглашения указала о не согласии с установленным размер должностного оклада в размере 8844,57 руб. (Пункт 16 дополнительного соглашения).
В соответствии со ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Должностной оклад руководителя образовательной организации определяется по правилам раздела 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края 25.09.2013 № 4159, а также п. 9.2 Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района, утвержденного Постановлением администрации района ДД.ММ.ГГГГ за №.
Вместе с тем, должностной оклад для Вакулиной Т.И. установлен по правилам Приказа председателя комитета по образованию администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении средней заработной платы», который противоречит вышеуказанным законодательным нормам.
Из пункта 9.3 Постановления №, следует, что порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя образовательного учреждения утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В силу приведенной нормы муниципального правого акта, такой порядок должен быть определен после ДД.ММ.ГГГГ, и применим к правоотношениям, возникшим после издания Постановления №. Также приказ председателя комитета по образованию администрации района не является муниципальным правовым актом, как того требует вышеназванное Постановление №.
При таких обстоятельствах размер должностного оклада Бакулиной Т.Н. в дополнительном соглашении с 01 января 2016 года установлен, незаконно.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В данном случае согласие на изменение определенных сторонами условий трудового договора (размер должностного оклада) не получено со стороны работника, поэтому правомерность заключения с материальной истицей соответствующего соглашения является предметом судебного обжалования.
Учитывая тот факт, что по дополнительному соглашению размер должностного оклада уменьшается, то изменение существенных условий трудового договора, ухудшает ее положение.
Изменение работодателем в одностороннем порядке существенных условий трудового договора должно рассматриваться как нарушающие прав работника.
Пунктом 12 дополнительного соглашения установлена продолжительность рабочей недели - 40 часов.
Установление такого размера продолжительности рабочей недели противоречит п. 1.3 Постановлению Верховного Совета РСФСР № 298/3-1 от 01.11.1990, которым для женщин работающим в сельской местности с 1 января 1991 года установлена 36-часовая рабочая неделя.
Учитывая названные требования закона, и тот факт, что Вакулина Т.И. осуществляет трудовую деятельность в сельской местности, то рабочая неделя ее не должна превышать 36 часов.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В связи с тем, что заявленные требования имеют характер индивидуального трудового спора, и суд, в силу ст. 382 ТК РФ, является органом по его разрешению, прокурор, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, обратился в защиту трудовых прав Вакулиной Т.И.
С учетом уточнений исковых требований, заявленных к комитету по образованию администрации Локтевского района, администрации Локтевского района, прокурор просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации Локтевского района Алтайского края по исполнению п.9.3 Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района, утвержденного Постановлением администрации Локтевского района от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обязать администрацию Локтевского района Алтайского края принять правовой акт, устанавливающий порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителей образовательных учреждений Локтевского района;
- признать незаконным п.16 Дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением «эффективного контракта» от 01.01.2016 с внесенными изменениями от 01.04.2016,заключенного между комитетом по образованию администрации Локтевского района (работодатель) и Вакулиной Т.И. (работником) в части определения его составной части – средней заработной платы педагогических работников учреждения в размере 8844,57 рублей;
- обязать комитет по образованию администрации Локтевского района в лице председателя с 01.01.2016 установить должностной оклад директору МБОУ «<данные изъяты>» Вакулиной Т.И. по правилам п.9.2 раздела 9 Постановления №900, исходя из расчета средней заработной платы педагогических работников МБОУ «<данные изъяты> СОШ», осуществляющих учебный процесс за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада директору школы.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Вакулина Т.И. полагала иск подлежащим удовлетворению, пояснила, что в соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Действующий порядок оплаты труда работников образовательных организаций Локтевского района (в том числе директоров школ) установлен постановлением Администрации Локтевского района от 27.09.2013 года № 900 «Об утверждении Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района на 2013 год», что следует из ответа № 02-07/ 3225 от 18.12.2015 года заместителя начальника Главного управления, начальника отдела ресурсного обеспечения и развития учреждений образования С.Н. Беккер на обращение директоров школ Локтевского района, п. 9.2. Положения говорит о том, что «должностной оклад руководителя образовательного учреждения рассчитывается исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения, осуществляющих учебный процесс...», тогда как средняя заработная плата педагогических работников МБОУ «<данные изъяты>» в 2013 году составляла 22472 рубля. Пунктом 9.3 Положения установлено, что «порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя образовательного учреждения утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления», однако такой нормативный правовой акт органом местного самоуправления не разработан.
Положение о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района на 2013 год составлено на основании Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.09.2013 года № 4159 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования». В Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.09.2013 года№ 4159 в п.9.3. для примера исчисления заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя рекомендуется использовать приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29.12.2012 года № 5429 «Об установлении Порядка исчисления заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя краевого государственного образовательного учреждения». В этом приказе сказано, что для исчисления средней заработной платы работников для определения размера оклада руководителя краевого государственного образовательного учреждения (автономного, бюджетного, казенного) применять Порядок исчисления размера средней заработной платы работников для определения размера должностного оклада руководителя краевого государственного учреждения (автономного, бюджетного, казенного), утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 №128, который предусматривал, что должностной оклад руководителя исчисляется исходя из расчета средней заработной платы педагогических, осуществляющих учебный процесс за 12 месяцев календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителю. Все выше названные приказы Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29.12.2012 года № 5429, постановление Администрации Алтайского края от 18.03.2011 №128 для разработки нормативного правового акта о Порядке исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя образовательного учреждения в Локтевском районе органом местного самоуправления не использовались.
Комитет по образованию администрации Локтевского района Алтайского края в письменном отзыве возражал относительно иска, указал, что в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статьи 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами з порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
29.11.2008 года с Вакулиной Т.И. заключен трудовой договор №.
Статья 72 ТК РФ устанавливает, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. О предстоящих изменениях условий труда истец был в установленные законом сроки уведомлен (почтовое уведомление прилагается). 01.01.2016 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с введением эффективного контракта. С 1 января 2008 года в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края №81 от 01.03.2008 г., была введена новая система оплаты труда работников образования.
Приказом <адрес> по образованию и делам молодежи № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя.
Во исполнение данного приказа был издан приказ комитета по образованию Администрации Локтевского района №100/2, согласно которому был произведен расчет средней заработной платы по каждому учреждению, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и в соответствии с группой по оплате труда руководителей образовательных учреждений по следующей формуле:
Др=ЗПпср*Кр*А*Псз, где:
Др - должностной оклад руководителя;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;
Кр - коэффициент по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений;
А - повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории руководителя;
Псз - повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды.
Согласно Распоряжениям Администрации Алтайского края №422-р от 05.10.2011 г., №391-р от 25.09.2012 г., №503 от 01.10.2013 г. (соответственно Постановление Администрации Локтевского района №73 от 14.10.2011 г, №1019 от 29.10.2012 г., № 902 от 30.09.2013г.) заработная плата была увеличена на 6,5%, 6,0% 6,5% с 1 октября каждого года.
Оснований для перерасчета средней заработной платы педагогических работников учреждений для установления новых должностных окладов не имеется.
В судебном заседании представитель комитета по образованию Коханенко Н.В. поддержала доводы письменного отзыва, пояснила, что законом не предусмотрены какие-либо периоды, когда должен быть произведен новый расчет средней заработной платы педагогических работников учреждений для установления новых должностных окладов, соответствующих приказов и распоряжений о таком пересчете не выносилось. Дополнительное соглашение заключалось в связи с введением «эффективного контракта» и необходимостью корректировки должностного оклада руководителя школы в части коэффициентов групп оплаты труда и категории, размер средней заработной платы педагогических работников был установлен в 2008 году и не менялся, при заключении дополнительного соглашений каких-либо оснований для расчета средней заработной платы педагогических работников за 12 месяцев, предшествующих установлению в дополнительном соглашении оклада директору школы Вакулиной Т.И. не имелось, не предусмотрено это и действующим законодательством.
Должностной оклад Вакулиной Т.И. установлен в соответствии с требованиями, названными в Положении, утв. Постановлением Администрации Локтевского района от 27.09.2013 года № 900 «Об утверждении Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района на 2013 год», в нем не содержится требований о необходимости определения средней заработной платы педагогических работников за 12 месяцев, предшествующих установлению в дополнительном соглашении оклада директору.
Представитель ответчика – администрации Локтевского района Мясоедов А.И. возражал относительно иска по доводам, изложенным комитетом по образованию администрации Локтевского района. Указал, что до настоящего времени порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя образовательного учреждения не утвержден нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Свидетель ВПГ пояснил в суде, что занимал должность главы комитета по образованию с октября 2008 года по июнь 2011 года. Заработная плата руководителей школ была привязана к средней заработной плате учителя. Поскольку руководитель образовательного учреждения являлся основным распределителем финансовых средств, то работая на доверительных отношениях, ему передано полномочие по расчету средней заработной платы педагогических работников. В октябре 2008 года было принято постановление Локтевского района, где был утвержден порядок исчисления заработной платы для педагогических работников. Средняя заработная плата руководителя образовательного учреждения зависит от средней заработной платы учителя. Меняется средняя заработная плата учителя - меняется средняя заработная плата руководителя образовательного учреждения, не выходя из фонда, если сегодня руководитель образовательного учреждения проанализировал свои исполнение бюджета и видит, что денег достаточно, т.е. соблюдаются все требования порядка, то он может повышать заработную плату - это в его компетенции. Как пояснил ВПГ, он знал, что Вакулина Т.И. производит перерасчет заработной платы, считал, что это правомерно.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В силу ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Как установлено судом, трудовым договором от 29.11.2008, заключенным между комитетом по образованию администрации Локтевского района в лице председателя Василенко П.Г. и Вакулиной Т.И., последняя назначена на должность руководителя - директора Масальской средней общеобразовательной школы. Руководителю установлен ежемесячный оклад в размере 15372, 32 руб.
В п.5 Договора сказано, что трудовой договор может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения.
26.11.2008 на основании Приказа комитета по образованию администрации Локтевского района Алтайского края №100/2 утвержден порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя муниципального общеобразовательного учреждения.
Как пояснила в судебном заседании КНВ, во исполнение данного приказа был издан приказ комитета по образованию <адрес> №, согласно которому был произведен расчет средней заработной платы по каждому учреждению, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и в соответствии с группой по оплате труда руководителей образовательных учреждений по следующей формуле:
Др=ЗПпср*Кр*А*Псз, где:
Др - должностной оклад руководителя;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;
Кр - коэффициент по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений;
А - повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории руководителя;
Псз - повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды.
Для Масальской СОШ средняя заработная плата составила 7426,24 рубля.
Порядок расчета указанного размера средней заработной платы педагогических работников данного учреждения не оспаривался в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по образованию администрации <адрес> и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору с работником в связи с введением «эффективного контракта».
Согласно п.15,16 данного Соглашения заработная плата руководителя состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим договором. Должностной оклад руководителя установлен в размере 8844,57 рублей.
Согласно п.17 Соглашения руководителю производятся выплаты компенсационного характера: группа оплаты труда – 5306,74 рубля; категория – 2122,70 рублей; звание – 813, 70 рублей; районный коэффициент – 2563,16 рублей.
П.18 Соглашения предусмотрены стимулирующие выплаты в размере 2798 рублей.
Этим же Соглашением предусмотрена продолжительность рабочей недели – 40 часов (п.12).
Указанное Соглашение подписано работником ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений к Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ пункт 12 изложен в редакции, согласно которой руководителю устанавливается продолжительность рабочей недели – 36 часов.
Пункт 16 Соглашения изложен в следующей редакции: должностной оклад руководителя устанавливается в размере 17087,71 рублей: средняя заработная плата педагогических работников учреждения – 8844,57 рублей (с учетом поэтапного повышения на 6,5%, 6%, 6,5%), группа оплаты труда – 5306,74 рубля, категория – 2122,70 рублей, звание- 813,70 рублей.
В п.17 Соглашения предусмотрены компенсационные выплаты: методическая литература – 100 рублей, районный коэффициент – 2578,16 рублей.
Данное Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ подписано работником ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из ст. ст. 57, 72 ТК РФ условия о размере оплаты труда относятся к обязательным условиям трудового договора, изменение которых допускается по инициативе работодателя по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 74 ТК РФ. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок заключения Соглашений не оспаривался стороной истца в рамках данного дела. Прокурор полагал, что средняя заработная плата педагогических работников Масальской СОШ должна была быть рассчитана при установлении должностного оклада директору Вакулиной Т.И. в рамка заключаемого дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета средней заработной платы педагогических работников МБОУ «<данные изъяты>, осуществляющих учебный процесс за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада директору школы, в соответствии с п.9.2 Положения, утв. Постановлением администрации <адрес> от 27.09.2-13 №.
Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с п.15 приложения №2 к Программе Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта.
В соответствии с разделом IV Программы, эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
При оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими:
систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
систему нормирования труда;
условия труда работников по итогам проведения специальной оценки условий труда;
режим рабочего времени и времени отдыха;
штатное расписание учреждения;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
С работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора (далее также - дополнительное соглашение к трудовому договору) (п.5 Рекомендаций).
Подпункт 5 п.8 Рекомендаций предусматривает, что в дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется включать «условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты)».
Из письма Общероссийского Профсоюза образования от 14.01.2016 N 10 «О направлении комментария к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год» следует, что Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год уточнен подпункт "д" п. 7, предусматривающий необходимость совершенствования порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности.
Как следует из подпункта "д" п. 7, понятие "условно-постоянная часть заработка" при совершенствовании порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы не используется.
Направление, в котором должно осуществляться совершенствование порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников сферы образования, здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии, а также соотношение доли, приходящейся на их размеры, и доли другой части заработной платы, определены в разделах IX - XI Единых рекомендаций, связанных с особенностями формирования систем оплаты труда работников указанных видов экономической деятельности.
В целях приведения новой системы оплаты труда в общеобразовательных организациях (учреждениях) в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в связи с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края издан Приказ от 25.09.2013 №4159 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (учреждений), реализующих образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования»
Глава 9 данные Методических рекомендаций предусматривает, что заработная плата руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п.9.1).
Должностной оклад руководителя общеобразовательной организации рассчитывается исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения, осуществляющих учебный процесс, и в соответствии с группой по оплате труда руководителей общеобразовательных организаций по следующей формуле:
Др = (ЗПпср х Кр х А х Псз) + Мл, где:
Др - должностной оклад руководителя общеобразовательной организации;
ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного
учреждения, осуществляющих учебный процесс;
Кр - коэффициент кратности, установленный органом местного самоуправления в соответствии с объемными показателями;
А - повышающий коэффициент с учетом квалификационной категории, результатов аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности устанавливается к должностному окладу руководителя в следующих размерах:
для руководителей, имеющих первую квалификационную категорию - 1,1 (до истечения срока действия);
для руководителей, имеющих высшую квалификационную категорию - 1,15 (до истечения срока действия);
для руководителей, подтвердивших соответствие занимаемой должности - до 1,15. Размер устанавливается учредителем по результатам аттестации;
Псз - повышающий коэффициент с учетом ученой степени по профилю образовательного учреждения, почетного звания или отраслевой награды;
Мл - средства в однократном размере ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, установленном действующим законодательством по состоянию на 31 декабря 2012 года, выплачиваемые не зависимо от объема нагрузки (п. 9.2).
9.3. Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя общеобразовательной организации утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Для примера было рекомендовано использовать приказ Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края от 29.12.2012 N 5429 "Об установлении Порядка исчисления заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя краевого государственного образовательного учреждения".
Данный порядок, утвержденный постановлением Администрации края от 18.03.2011 №128 утратил силу (Постановление Администрации Алтайского края от 23.03.2016 N 95). Названным Постановлением №95 утверждены минимальные размеры должностных окладов руководителей краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), финансируемых за счет средств краевого бюджета.
На основании Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.09.2013 №4159 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (учреждений), реализующих образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования» администрацией Локтевского района утверждено Положение от 27.09.2013 №900 о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района.
Пункт 9.2. данного Положения воспроизводит порядок расчета должностного оклада руководителя образовательного учреждения, установленного в Методических рекомендациях, утв. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.09.2013 №4159, приведенного выше.
Пункт 9.3 Положения предусматривает, что «порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя образовательного учреждения утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления».
Анализируя приведенные законодательные положения, суд приходит к выводу, что они не обязывают работодателя при установлении должностного оклада руководителю пересчитывать среднюю заработную плату педагогических работников учреждения, осуществляющих учебный процесс, за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада директору школы, о чем указывает в иске прокурор.
П.9.2 Положения от 27.09.2013 №900 не предусматривает такой обязанности работодателя.
Истцом не представлено суду доказательств, что установление оклада Вакулиной Т.И. происходило с нарушением действующего законодательства. Должностной оклад Вакулиной Т.И. относительно ранее установленного трудовым договором увеличился с 15372,32 рублей до 17087,71 рубля.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора, заявленные к комитету по образованию Локтевского района Алтайского края, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Положением, утвержденным Постановлением администрации Локтевского района Алтайского края от 27.09.2013 №900 предусмотрено, что порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя образовательного учреждения утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п.9.3).
До настоящего времени такой нормативный правовой акт органом местного самоуправления не принят.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.144,145 ТК РФ, суд считает исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Локтевского района Алтайского края по исполнению п.9.3 Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района, утвержденного Постановлением администрации Локтевского района от 27.09.2013 №900; обязании администрации Локтевского района Алтайского края принять правовой акт, устанавливающий порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителей образовательных учреждений Локтевского района полежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь стст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Локтевского района Алтайского края по исполнению п.9.3 Положения о порядке формирования системы оплаты труда работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования Локтевского района, утвержденного Постановлением администрации Локтевского района Алтайского края от 27.09.2013 №900.
Обязать администрацию Локтевского района Алтайского края принять правовой акт, устанавливающий порядок исчисления средней заработной платы для определения должностного оклада руководителей образовательных учреждений Локтевского района.
В остальной части исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Локтевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2016.
Судья Н.В. Девятко
Копия верна:
Судья Н.В. Девятко
Решение не вступило в законную силу.
Разрешаю разместит на сайт суда.
И.о. председателя суда О.В. Букатова