ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-259/2018 от 13.03.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-259/2018

Решение

Именем Российской Федерации

13.03.2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседании ФИО7, с участием старшего помощника прокурора ЦАО г. Омска Бегляровой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Омска к ФИО8, ФИО9 о выселении без предоставления другого жилого помещения; по иску ФИО8 к Администрации г. Омска о возложении обязанности исключить жилое помещение из специализированного жилого фонда и передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Омска обратилась в суд с иском о выселении ФИО8 и ФИО9 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А-34 без предоставления иного жилого помещения, в обоснование иска указав, что ФИО8 занимает указанное жилое помещение без законных на то оснований (без правоустанавливающих документов), зарегистрирован в нем постоянно с 2010 г., помимо него в жилом помещении проживает его супруга ФИО1 имеющая регистрацию по иному адресу. Квартира 34 в <адрес> А по <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ <адрес>ФИО5<адрес>, на основании Решения ФИО2<адрес>ФИО2 народных депутатов «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением главы администрации <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение было включено в маневренный жилищный фонд для временного размещения граждан, уволенных с ФИО4 службы и членов их семей. Постановлением Администрации <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п» постановление 508-п признано утратившим силу. Статьей 10 ЖК РФ установлены основания возникновения жилищных прав и обязанностей. В соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60, 61, 63 ЖК РФ - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, может быть предоставлено гражданину в пользование на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в письменной форме уполномоченным органом местного самоуправления, либо лицом им управомоченным (наймодателем), на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Граждане, вселенные по основаниям, определенным законом, вселены законно, а вселение с нарушением установленного законом порядка является незаконным вселением. При оценке законности проживания ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> А, <адрес>, должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма (ст.ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ). Поскольку ответчики на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма не состоят, в соответствии со ст. 30 ЖК РФ они подлежат выселению. В связи с указанным, просили выселить ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения (л.д. 4-5 т. 1).

ФИО8 обратился в суд с иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности передать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> А <адрес> собственность истца в порядке приватизации с возложением обязанности на ответчика перевести спорное жилое помещение из специализированного фонда в жилой, указав, что был вселен в указанную квартиру на законных основаниях, по решению Военкомата ФИО5<адрес>, как бывший военнослужащий, состоящий с 1993 г. на учете нуждающихся в получении жилого помещения. До настоящего времени жильем не обеспечен, иного жилья не имеет, право на приватизацию не использовал. Со ссылками на положения ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 51, 57, 60, 92, 95, 106 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст.ст. 9, 305, 671, 683, 684 ГК РФ и Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», полагает, что в настоящее время имеются основания для возложения обязанности на ответчика передать спорное жилое помещение истцу в собственность в порядке приватизации (л.д. 57 – 63 т. 1).

Определением Центрального районного суда г. Омска от 12.01.2018 г. названные исковые заявления соединены в одно производство (л.д. 48 т. 1).

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики, действующая на основании доверенностей ФИО10 (л.д. 48, 49 т. 2) заявленные требования Администрации г. Омска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, указав, что поскольку Постановлением Администрации города Омска № 905-п от 25.08.2017 «О признании утратившим силу постановления главы администрации города Омска от 24.06.1994 № 508-п» постановление 508-п признано утратившим силу, то спорное жилое помещение, предоставленное ФИО11 на основании вышеуказанного Постановления Главы Администрации № 508-п от 24.06.1994, как жилое помещение маневренного жилого фонда для временного размещения уволенных с военной службы граждан и членов их семей, подлежит освобождению для нужд г. Омска. Соответственно законных оснований занимать спорное жилое помещение у ФИО11 нет. Также указала, что после составления Акта в октябре 2017 г. Администрация не осведомлялась о том, кто проживает в спорной квартире. Просила иск удовлетворить.

Заявленные исковые требования ФИО8 не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что оснований для признания права собственности за ФИО8 на спорное жилое помещение в порядке приватизации не имеется, поскольку, с учетом действующего жилищного законодательства такое право возникает исключительно у лиц, с которыми имеет место заключенные договор социального найма. Вопрос об обеспечении ФИО8 жильем подлежит рассмотрению исключительно в рамках его права, как бывшего военнослужащего, что не имеет отношение к передаче в собственность спорной квартиры в порядке приватизации. Просила в иске отказать (л.д. 50 -52 т. 2).

ФИО8 участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (л.д. 40 т. 2). Ранее истец и его представитель ФИО12, действующий по доверенности (л.д. 110 т. 1) в судебном заседании заявленные Администрацией требования не признали по основаниям, изложенным в иске ФИО11, который просили удовлетворить в полном объеме. Полагали, что поскольку с 1993 г. ФИО11 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по линии Минобороны как бывший военнослужащий, избравший местом постоянного проживания г. Омск, то именно Администрация должна его обеспечить жильем. Поскольку спорное жилое помещение ФИО11 занимает на протяжении 7 лет, вселился по распоряжению Военкомата Омской области и имеет постоянную регистрацию, то оснований для его выселения у Администрации не имеется, до обеспечения его жильем. Также ФИО8 суду пояснил, что около 6 месяцев в спорном жилом помещении не проживает, так как ухаживал за больной матерью и проживал в ее квартире по адресу: <адрес> 190, где проживает по настоящее время; его жена ФИО18 ЕП.И. проживает по адресу своей регистрации; в спорной квартире проживает его сын с женой.

ФИО1 участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом (л.д. 41 т. 2). Ранее в судебном заседании иск Администрации не признала в полном объеме, указав, что в спорной квартире не проживает, бывает иногда, проживает по адресу регистрации. В спорной квартире проживает около полугода их сын с семьей, поскольку ФИО3 ухаживал за больной матерью, в связи с чем, проживает в ее квартире. Требования ФИО3 поддержала в полном объеме указав, что именно она регулярно приносила документы, требуемые для учета. Сначала в Военный ФИО4<адрес>, затем в администрацию ЦАО <адрес>, о том, что учет передан в ДЖП администрации <адрес> их не уведомляли, в связи с чем, они пришли к выводу, что Администрация обеспечила их жильем в виде спорной квартиры. Просила иск ФИО3 удовлетворить.

В судебном заседании представитель третьего лица Военного комиссариата Омской области ФИО13 (л.д. 110 т. 1) участия не принимала, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании разрешение заявленных требований Администрации г. Омска и ФИО8 оставила на усмотрение суда, указав, что ФИО8 в установленном законом порядке был принят на учет как нуждающейся в жилье в 1993 г., как бывший военнослужащий. Списки и учетные дела были в 2004 г. из военкомата переданы Администрации ЦАО г. Омска и с указанного времени ведением списков занимались администрация ЦАО г. Омска, затем Администрация г. Омска, а с 2013 г. ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ. Вселение ФИО8 осуществлялось по ходатайству, выданному ему для ПВС уполномоченным сотрудником военкомата ФИО16, поскольку спорное жилое помещение с 1994 г. было закреплено за военкоматом как маневренный фонд для временного проживания в нем военнослужащих, ожидающих по очереди обеспечения жильем. Указанный маневренный фонд был возвращен в Администрацию г. Омска не по их требованию, а поскольку военкомат перестал в нем нуждаться, так как ведением списков и обеспечением жильем занимается в настоящее время ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ. Таким образом, вселение ФИО8 произведено законно, поскольку распоряжение военкоматом по своему усмотрению жилыми помещениями установлено в Постановлении № 508-п без согласования с Администрацией.

Представители Администрации ЦАО г. Омска, Департамента имущественных отношений администрации г. Омска, УМВД России по Омской области (отдел миграции), ФГКУ «Центррегионжилье», Минобороны РФ участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, первыми тремя представив отзывы (л.д. 29-31, 130-131, 235 т. 1).

Суд, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, поскольку представитель Администрации г. Омска настаивала на рассмотрении по существу требований ФИО8 в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора Бегляровой Е.Г., полагавшую иск Администрации г. Омска и иск ФИО8 не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, допросив свидетеля, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положениями международно-правовых актов и Конституции Российской Федерации (ст. 40), закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года. В ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. К спорным правоотношениям, возникшим в 2010 г., подлежат применению в том числе, положения Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 (с изм.), утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с ФИО4 службы, и граждан, уволенных с ФИО4 службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Судом установлено, что спорное жилое помещение - <адрес> А по <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ <адрес>ФИО5<адрес>, на основании Решения ФИО2<адрес>ФИО2 народных депутатов «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о регистрации права внесены в Реестр муниципального имущества <адрес> (л.д. 14-15 т. 1) на основании Распоряжения ДИО Администрации <адрес>-р «О включении недвижимого имущества в Реестр муниципальной казны <адрес>» только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20 т. 1).

Сведения о принадлежности спорного жилого помещения муниципальному образованию городской округ <адрес> внесены в ЕГРН только ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ответа Управления Росреестра по ФИО5<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и материалов реестрового дела (л.д. 36, 42-46 т. 1).

По информации ГП ОО ОТИЗ от ДД.ММ.ГГГГ сведения о собственнике спорного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют (л.д. 40 т. 1).

В соответствии с Постановлением главы администрации города Омска № 508-п от 24.06.1994 спорное жилое помещение (№ 34) было включено в маневренный жилищный фонд для временного размещения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (л.д. 65 т. 1).

При этом, в п. 2 названного Постановления установлено, что при повторном заселении указанной категории граждан разрешение Администрации Центрального района не требуется.

В соответствии с п. 3 названного постановления в случае снятия статуса маневренного фонда, в том числе со спорной квартиры, предписано областному военкомату совместно с городским Советом ветеранов ВС и офицеров запаса оформить предоставление жилых помещений в установленном законодательством порядке (л.д. 65, 83 т. 1).

Как установлено судом, Постановлением Администрации города Омска № 905-п от 25.08.2017 «О признании утратившим силу постановления главы администрации города Омска от 24.06.1994 № 508-п» постановление 508-п признано утратившим силу (л.д. 85 т. 1).

Из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, проживает и постоянно зарегистрирован по месту жительства ФИО8 с 31.07.2010, что подтверждается поквартирной карточкой, копией лицевого счета и Адресными справками (л.д. 8, 13, 33, 70, 71 т. 1). Документы, послужившие основанием для регистрации по месту жительства ФИО8 уничтожены, в связи с истечением срока хранения (л.д. 34 т. 1).

Согласно сведениям УФМС России по Омской области ФИО9 имеет постоянную регистрацию по адресу: <...> с 14.05.1999 г. (л.д. 32, 139 т. 1), до 31.07.2010 г. ФИО8 имел регистрацию в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери ФИО17 по адресу: <...> (л.д. 188 т. 1). На основании заявления ФИО8 от 14.08.2003 г. он отказался от участия в приватизации указанной квартиры (л.д. 223 т. 1).

Судом установлено, что ФИО8 являлся военнослужащим, уволенным в запас на основании Приказа 0165 от 02.12.1994 г. командующего 1 Воздушной Армией и Приказа командира ВЧ 23491 от 02.03.1995 г. (по собственному желанию) (л.д. 87- 102 т. 1).

После увольнения ФИО8 избран постоянным местом жительства г. Омск, на момент увольнения жилплощадью обеспечен не был, имел жилое помещение по месту службы в г. Кемерово (л.д. 99 т. 1 – лист беседы при увольнении).

Из пояснений П-вых следует, что указанное жилое помещение ими сдано при увольнении.

Сведениями об обеспечении ФИО8 жилым помещением в г. Кемерово Военкомат Приморского Края не располагает (л.д. 37 т. 2).

Как следует из ответа Военного Комиссариата Омской области от 09.01.2018 г., спорное жилое помещение предоставлялось ФИО8 на основании Постановления Главы Администрации № 508-п от 24.06.1994, как жилое помещение маневренного жилого фонда для временного размещения уволенных с военной службы граждан и членов их семей, в связи с нахождением ФИО8 в числе лиц, принятых на учет в качестве нуждающегося в жилье с 20.08.1993 г.; в спорное жилое помещение он был заселен на основании его заявления от 14.07.2010 (л.д. 81-82, 178 т. 1).

В материалы дела Военным комиссариатом Омской области представлена копия Списка военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий в постоянном месте жительства г. Омск, где под номером 555 указан ФИО8, составом семьи 4 человека (он, жена, двое детей) (л.д. 103-106, 174-177 т. 1).

Суду также представлен Журнал Военного комиссариата Омской области регистрации и учета офицеров и прапорщиков запаса, нуждающихся в жилье, согласно которому по 1993 году, в отношении ФИО8 имеется учтенная запись 1070 (л.д. 170-173 т. 1).

На основании двустороннего Акта приема-передачи дел очередников - военнослужащих, списка очередности на бумажном носителе и электронном носителе от 29.07.2004 г. Военный комиссариат Омской области передал, а Администрация ЦАО г. Омска приняла 343 учетных дела, в том числе учетное дело ФИО8 под номером 302 (л.д. 137, 168-169 т. 1). Названные документы предоставлены суду стороной департамента жилищной политики Администрации г. Омска.

Постановлением главы Администрации ЦАО г. Омска № 873 от 28.12.2004 г. переданные по указанному акту от 29.07.2004 г. списки очередников были утверждены (л.д. 138 т. 1) на основании Постановления № 501-п от 02.12.2003 Мэра г. Омска «Об учете военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий на территории г. Омска», согласно которому организация и ведение учета указанных категорий граждан, была возложена на Администрацию ЦАО г. Омска (л.д. 164-165 т. 1). Исходя из Приложения к названному постановлению, ФИО8 в списке числится под номером 292 (л.д. 140, 139-144 т. 1).

В соответствии с Постановлением № 502-п от 02.12.2003 г. Мэра г. Омска на основании Постановления Правительства РФ № 168 от 19.03.2002 г. была создана комиссия о выдаче государственных жилищных сертификатов, в том числе лицам из числа уволенных с военной службы, учет был закреплен за Администрацией ЦАО г. Омска (л.д. 166-167 т. 1).

Согласно ответу Департамента жилищной политики администрации г. Омска от 29.01.2018 г. учетное дело ФИО8 из Администрации ЦАО г. Омска в Департамент после его создания 13.02.2008 г. – не предавалось (л.д. 218 т. 1).

При этом, как следует из обращения Военного комиссара Омской области в адрес Директора департамента жилищной политики администрации г. Омска от 07.03.2017 г. именно военкомат был инициатором принятия на баланс муниципалитета квартир маневренного фонда, с указанием, что только жильцы квартир 24, 27, 30 и 36 не относятся к категориям граждан, уволенных с военной службы (л.д. 84 т. 1).

В ответе Директору департамента жилищной политики администрации г. Омска помощник военного комиссара Омской области ФИО16 сообщал, что ФИО8 является лицом, вселенным в спорное жилое помещение до момента обеспечения жильем, как уволенный военнослужащий (л.д. 86 т. 1).

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений (ч. 2 ст. 6 ЖК РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Согласно сведениям Управления Росреестра по ФИО5<адрес>, ГП ОО ОТИЗ, Департамента жилищной политики администрации <адрес>ФИО3, ФИО1 и их дети ФИО14 и ФИО15 собственниками жилых помещений на территории Омска и ФИО5<адрес> не являются, на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма не состоят, право приватизации не использовали (л.д. 37, 41, 153 т. 1, л.д. 28 т. 2).

Справкой управляющей компании подтверждается отсутствие у ФИО3 задолженности по оплате коммунальных и иных платежей (л.д. 152 т. 1). Квитанции о внесении соответствующих платежей были представлены на обозрение суда.

Исходя из ответов ФГКУ «Центррегионжилье», в том числе ФИО5 территориального отделения, учетное дело ФИО3 не поступало, в Архив при ликвидации ФКУ «ФИО6 КЭЧ» не предавалось (л.д. 197, 199, 245 т. 1, л.д. 26 т. 2).

Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО16 (л.д. 7 оборот, 10 оборот т. 2), суду пояснил, что в спорный период времени осуществлял функции по ведению учетных дел в Военном комиссариата Омской области, отставной офицер ФИО8, прибыв в 1995 г. к месту постоянного жительства в г. Омск в установленном законом порядке был принят на учет как нуждающейся в жилье в 1993 г., обратившись заблаговременно с соответствующим заявлением. Списки и учетные дела были в 2004 г. из военкомата переданы Администрации ЦАО г. Омска и с указанного времени ведением списков занимались администрация ЦАО г. Омска, затем Администрация г. Омска, а с 2013 г. ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ. Вселение ФИО8 осуществлялось по ходатайству, выданному ему военкоматом для паспортной службы лично свидетелем, поскольку спорное жилое помещение с 1994 г. было закреплено за военкоматом как маневренный фонд для временного проживания в нем военнослужащих, ожидающих по очереди обеспечение жильем. По личному заявлению Пуминова ему было представлено в 2010 г. освободившееся спорное жилое помещение. Сведения о лице, ранее его занимавшем, в настоящее время утрачены. Указанный маневренный фонд был возвращен в Администрацию г. Омска не по требованию администрации, а поскольку военкомат перестал в нем нуждаться, так как ведением списков и обеспечением жильем занимается в настоящее время ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ. Соответственно, вселение ФИО8 в спорную квартиру было произведено законно, поскольку распоряжение военкоматом по своему усмотрению жилыми помещениями было установлено в Постановлении № 508-п, а именно без дополнительного согласования с Администрацией.

Свидетелем суду представлены типовые формы ходатайства о вселении граждан в квартиры маневренного фонда (л.д. 179, 180 т. 1).

Не доверять показаниям названного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку показания свидетеля согласуются с представленными в дело документами и не вступают в противоречие с пояснениями сторон.

Требование о выселении ФИО8 и ФИО9 из спорного жилого помещения основано Администрацией на незаконности занятия ими спорного жилого помещения без правоустанавливающих документов. Истец ссылается на необходимость применения положений действующего в 2010 г. законодательства, согласно которого создание маневренного фонда и его заселение предусмотрено в ином порядке, чем установлено в Постановлении № 508-п, в связи с чем, названное Постановление № 508-п полагают ничтожным в силу закона, а соответственно проживание П-вых в спорной квартире незаконным.

Исходя из положений п. 6 ст. 9 Решения Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 "Об Уставе города Омска", к вопросам местного значения муниципального образования город Омск на основании Решения Омского городского Совета от 26.09.2012 № 56, начиная с 26.09.2012 г. относятся в том числе осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Вместе с тем, вопрос об истребовании спорной квартиры, либо об отмене Постановления № 508-п Администрацией г. Омска не ставился вплоть до 2017 г., при этом, с 2011 г. спорное жилое помещение уже было отнесено к муниципальной собственности.

В обоснование иска суду Администрацией г. Омска представлен Акт осмотра жилого помещения от 06.10.2017 г., составленного техником КУ г. Омска «ГЖЦ» ФИО19 единолично, согласно которому в спорной квартире проживает ФИО8 и ФИО9 (л.д. 7 т. 1).

Между тем, доводы ФИО8 и ФИО9 о том, что около 6 месяцев в квартире ФИО8 не проживает, ФИО9 проживает по адресу регистрации, а в спорной квартире проживает их сын с женой, стороной Администрации не опровергнуты.

Поскольку названный выше Акт составлен лицом, право которого на составление данного Акта суду не подтверждено, данный Акт не содержит подписи ФИО8 и ФИО9, актуальность сведений изложенных в Акте стороной администрации также не подтверждена, суд не может его принять в качестве допустимого доказательства проживания П-вых в спорной квартире, на момент рассмотрения заявленного иска о выселении.

Иные доводы в обоснование иска Администрации г. Омска отсутствуют.

Как установлено судом, ФИО8 был принят на специальный жилищный учет, как военнослужащий, по месту избранному для постоянного проживания после увольнения со службы в установленном законом порядке, законность его принятия на учет никем не оспорена, решение о снятии его с учета не принималось. Доказательствами иного суд не располагает; то обстоятельство, что Администрацией ЦАО г. Омска не представлены доказательства передачи списков и учетных дел после 2008 г. в Администрацию г. Омска (Департамент жилищной политики), в том числе после 2011 года (л.д. 200 т. 1), не указывает на исключение ФИО8 из соответствующих списков и на снятие его с соответствующего учета. Доказательств обеспечения ФИО8 жилым помещением, суду также не представлено.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что в период с 24.06.1994 г. по 25.08.2017 (дата признания утратившим силу Постановления 508-п), Военный комиссариат Омской области распоряжался маневренным фондом на законных основаниях, соответственно вселение и регистрация ФИО8 в спорном жилом помещении являются законными. В связи с указанным, суд отклоняет доводы Администрации о том, что с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ Постановление Главы администрации города Омска № 508-п от 24.06.1994 «О создании маневренного жилищного фонда для временного предоставления гражданам, уволенным с военной службы» следует, считать ничтожным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации регламентированы порядок и условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, а также порядок и условия предоставления жилых помещений маневренного жилого фонда. Здесь же суд обращает внимание, что принятие спорной квартиры в муниципальную собственность состоялось на основании Распоряжения ДИО Администрации г. Омска № 2032-р «О включении недвижимого имущества в Реестр муниципальной казны г. Омска» только 27.05.2011 г. (л.д. 17-20 т. 1), т.е. после вселения и регистрации ФИО8 в спорной квартире. Также подлежат отклонению и доводы истца о том, что при оценке законности проживания ФИО8 в спорном жилом помещении должны применяться исключительно нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма (ст.ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ).

Каких – либо допустимых доказательств наличия оснований, применительно к положениям ст. ст. 31, 35, 79, 84, 85, 86, 87, 87.1, 89, 90, 91, 101, 102, 103, 104, 133, 134 ЖК РФ, а также ст.ст. 292, 293, 680, 688 ГК РФ и ст. 79 ФЗ от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке» и др. Законов, для признания судом прекращения права пользования П-выми спорным жилым помещением, суду стороной Администрации г. Омска не представлено, так же как и не заявлено о них, а судом таких оснований и доказательств не установлено.

В связи с изложенным, заявленный Администрацией г. Омска иск суд находит преждевременным, учитывая при этом, что в производстве Центрального районного суда г.Омска в настоящее время находится иск ФИО8 о восстановлении его в списках на получение жилья и о предоставлении жилого помещения, заявленный в том числе к Администрации г. Омска (дело №2 – 972/2018).

В указанной связи, соглашаясь с позицией прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Администрацией г. Омска требований о выселении ФИО8 и ФИО9 без предоставления им иного жилого помещения.

При этом, заявленное стороной ФИО8 ходатайства о пропуске Администрацией срока исковой давности по иску о выселении (л.д. 158-159 т. 1), суд полагает подлежащим отклонению, поскольку применительно к положениям ст. 196 ГК РФ, с учетом даты принятия Постановления о признании утратившим силу Постановления № 508-п от 24.06.1994 г. срок обращения с иском составил менее года, соответственно, он не пропущен истцом.

Обсуждая заявленные исковые требования ФИО8, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Основания и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе жилых помещений маневренного фонда регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого жилого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Так, жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действия (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60, 61, 63 ЖК РФ - жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, может быть предоставлено гражданину в пользование на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в письменной форме уполномоченным органом местного самоуправления, либо лицом им управомоченным (наймодателем), на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Департамент жилищной политики Администрации города Омска учрежден на основании Решения Омского городского Совета № 105 от 13.02.2008, и является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом в соответствии с возложенными на него задачами и функциями, в том числе, с 19.10.2006 заключает договоры социального найма жилых помещений.

В своем ответе на обращение ФИО8 о заключении с ним договора социального найма Департаментом отказано со ссылками на приведенные выше положения закона (л.д. 10-11 т. 1).

Согласно ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 6 данного Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с положениями ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, с учетом действующего жилищного законодательства, право приватизации жилого помещения имеют граждане, проживающие в нем по договору социального найма.

Правовая природа возникновения права пользования ФИО8 спорным жилым помещением основана на ФЗ «О статусе военнослужащих» и социальных гарантиях, связанных с несением военной службы и увольнением с нее.

Учитывая, что решение о предоставлении ФИО8 спорного жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления не принималось, вселение носило временный характер, оснований для возложения на Администрацию г.Омска обязанности передать спорное жилое помещение в собственность ФИО8 в порядке приватизации, у суда отсутствуют.

Требования о возложении обязанности исключить жилое помещение из специализированного жилого фонда также удовлетворению не подлежат, поскольку, как установлено судом, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному муниципальному фонду, соответственно, требования в указанной части основаны на неверном толковании действующего жилищного законодательства.

Иные доводы сторон правового значения по делу не имеют.

Иных доказательств, помимо исследованных суду не представлено, судом не установлены.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований по правилам ст. 196 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к ФИО8, ФИО9 о выселении без предоставления другого жилого помещения – отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к Администрации г. Омска о возложении обязанности исключить жилое помещение из специализированного жилого фонда и передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 14.03.2018 г.