Дело № 2-25/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года рп. Локня Псковская область
Локнянский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,
с участием заместителя прокурора Локнянского района Андруцеляка Р.М.,
при секретаре судебного заседания Андреевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Локнянского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области о признании детского игрового оборудования бесхозяйным, постановке его на баланс и включении в реестр муниципальной собственности, устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних,
установил:
Заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области об обязании устранения нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок и их отдельных элементов, расположенных на территории городского поселения «Локня». Как установлено проверкой, на территории городского поселения «Локня» имеются 8 детских игровых площадок, расположенных по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у домов № 36 и №3, не имеющих собственника. Указанные игровые детские площадки и их отдельные элементы расположены на земельных участках не входящих в границы земельных участков многоквартирных домов, и в перечень общедомового имущества собственников жилых помещений данных жилых домов не включены, согласно информации из МУП «Локнянское ЖКХ» и ООО «Уютный Дом Плюс». Указанные детские площадки нуждаются в ремонте, вместе с тем, они являются бесхозяйными, балансодержатель не определен. В нарушение требований гражданского законодательства, положений Устава муниципального образования «Локня», мер по признанию права муниципальной собственности на детские площадки не предпринимаются. Нахождение детских игровых площадок на территории городского поселения «Локня» в бесхозяйном состоянии, в отсутствие должного ремонта и технического содержания, ведет к возникновению опасности для жизни и здоровья детей их использующих, что недопустимо. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на балансе администрации ГП «Локня» находятся 2 детские площадки, расположенные по ул. Октябрьской и в центральном парке п. Локня, где также установлены нарушения требований действующего законодательства. Так, в нарушение требований п. 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 на металлической шведской лестнице, установленной на детской площадке центрального парка п. Локня, а также на металлической горке, установленной на детской игровой площадке в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской выступающие концы болтовых соединений не защищены и имеют острые кромки. Также, на указанной детской игровой площадке в п. Локня в нарушение пунктов 4.3.7, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ 52169-2012 на детских спортивных сооружениях имеются острые выступающие элементы металлических конструкций, а также находятся острые металлические основания разломанных детских спортивных сооружений и скамейки для отдыха посетителей игровой площадки. Игровые площадки, расположенные по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у домов № 36 и №3, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 52168-2012. В нарушение требований п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 на всех вышеуказанных детских игровых площадках отсутствуют информационные таблички и доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. По результатам проведенной проверки установлено, что отдельные элементы спортивных сооружений детских игровых площадок не в полном объеме соответствуют требованиям безопасности при их эксплуатации и создают реальные предпосылки для возможности травмирования детей, в связи с чем, нуждаются как в капитальном, так и в косметическом ремонте. Указанные нарушения выявлялись и ранее при проведении проверки в декабре 2017 года, по результатам которой 25 декабря 2017 года прокурором района в адрес Главы городского поселения «Локня» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок и их отдельных элементов, расположенных на территории ГП «Локня», которое признано законным и обоснованным. В ходе проведения 29 января 2018 года повторной проверки исполнения требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок и их отдельных элементов, расположенных на территории ГП «Локня», прокуратурой района установлено, что выявленные нарушения не устранены, что создает реальные предпосылки для возможности травмирования детей, что недопустимо. Просит обязать администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области в срок до 01 мая 2018 года принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества, а именно: детские игровые площадки, расположенные в п. Локня по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у домов № 36 и №3; обеспечить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52168-2012 безопасность нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, на детских игровых площадках, расположенных в п. Локня по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у домов № 36 и №3, а также в парке п. Локня и на детской площадке, установленной в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня; установить информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования на детских игровых площадках, расположенных в парке п. Локня и в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня Псковской области, стоящих на балансе администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области.
В судебном заседании 19 марта 2018 года судом приняты к производству измененные исковые требования заместителя прокурора Локнянского района Андруцеляка Р.М. к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области, согласно которым заместитель прокурора Локнянского района Андруцеляк Р.М. просит признать имущество (игровое оборудование), расположенное по адресам: во дворе дома №43 по ул. Первомайской п. Локня, состоящее из двух металлических конструкций: четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, металлической опоры для вывешивания качели и каната в количестве 1 штуки; во дворе дома №49-а по ул. Первомайской в п. Локня, состоящее из детской металлической беседки в количестве 1 штуки; во дворе дома №68 по ул. Первомайской п. Локня, состоящее из детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №6 по ул. Октябрьской п. Локня, состоящей их четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, щита с кольцом для игры в баскетбол в количестве 1 штуки, скамейки в количестве 1 штуки, стола в количестве 1 штуки, детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №27 по ул. Октябрьской п. Локня, состоящее из детской цепной качели и каната, соединенных в одну металлическую конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома№50 по ул. Шарикова п. Локня, состоящее из четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №3 по ул. Социалистической п. Локня, состоящее из детской цепной качели и каната, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки – бесхозяйным. Обязать администрацию ГП «Локня» принять в срок до 01 мая 2018 года на баланс имущество (игровое оборудование), расположенное по адресам: во дворе дома №43 по ул. Первомайской п. Локня, состоящее из двух металлических конструкций: четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, металлической опоры для вывешивания качели и каната в количестве 1 штуки; во дворе дома №49-а по ул. Первомайской в п. Локня, состоящее из детской металлической беседки в количестве 1 штуки; во дворе дома №68 по ул. Первомайской п. Локня, состоящее из детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №6 по ул. Октябрьской п. Локня, состоящей их четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, щита с кольцом для игры в баскетбол в количестве 1 штуки, скамейки в количестве 1 штуки, стола в количестве 1 штуки, детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №27 по ул. Октябрьской п. Локня, состоящее из детской цепной качели и каната, соединенных в одну металлическую конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома№50 по ул. Шарикова п. Локня, состоящее из четырех секционной шведской стенки с турниками в количестве 1 штуки, детской цепной качели и цепной лестницы, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки; во дворе дома №3 по ул. Социалистической п. Локня, состоящее из детской цепной качели и каната, соединенных в одну конструкцию в количестве 1 штуки, для чего включить вышеуказанное имущество в реестр муниципального имущества МО «Локня». Обеспечить в соответствии с требованиями п. 4.3 ГОСТ Р 52301-2013 безопасность нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, на детских игровых площадках, расположенных по ул. Первомайской у дома №43, №49-а и №68, по ул. Октябрьской у дома №6 и №27, по ул. Шарикова у дома №50, по ул. Социалистической у дома №3, а также, в парке п. Локня и на детской площадке, установленной в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня, путем размещения вблизи от указанных игровых площадок и отдельно стоящего игрового оборудования ограждения и предупреждения о недопустимости их использования до проведения ремонта. Установить в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 информационные таблички, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скрой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования на детских игровых площадках, расположенных в парке п. Локня и в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня, стоящих на балансе администрации ГП «Локня». Обязать администрацию ГП «Локня» в срок до 01 мая 2018 года устранить нарушения требований п.п. 4.3.9, 4.3.7, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ Р 52169-2012 при содержании детских игровых площадок, состоящих на балансе администрации ГП «Локня», расположенных в центральном парке п. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня Псковской области.
17 апреля 2018 года по инициативе заместителя прокурора Локнянского района Андруцеляка Р.М. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены управляющие компании – МУП «Локнянское ЖКХ» и ООО «Уютный Дом Плюс»».
В ходе судебного заседания заместитель прокурора Локнянского района Андруцеляк Р.М. измененные требования поддержал по приведенным в иске основаниям, уточнив срок исполнения ответчиком требований в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, указал, что в целях устранения нарушений требований п.п. 4.3.9, 4.3.7, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ Р 52169-2012 при содержании детских игровых площадок, состоящих на балансе администрации ГП «Локня», расположенных в центральном парке п. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской с ул. Первомайской п. Локня Псковской области, следует обязать ответчика обустроить их ударопоглощающими покрытиями, произвести монтаж защиты выступающих концов болтовых соединений, выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, а также провести работы по закруглению углов и краев любой доступной для детей части оборудования, их окраске. Обосновывая иск в остальной части заместитель прокурора Андруцеляк Р.М. ссылался на положения ст.225, 226 ГК РФ, полагая, что элементы детских игровых площадок, расположенные во дворах многоквартирных домов в п. Локня по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у дома №3, являются бесхозяйными, поскольку сведений о собственнике данного имущества не имеется, при этом, находится оно на землях городского поселения «Локня». К составу общего имущества многоквартирных домов элементы детских игровых площадок не отнесены, управляющие компании их обслуживание и ремонт не производят. Несмотря на то, что ответчик не предпринял никаких мер, свидетельствующих об обращении спорного имущества в свою собственность, заместитель прокурора Андруцеляк Р.М., настаивал на признании детских игровых площадок, находящихся во дворах многоквартирных домов, бесхозяйными, а также на обязании администрации городского поселения «Локня» принять данное имущество на баланс и включить в реестр муниципальной собственности, поскольку указанное является единственным способом предотвратить возможность детского травматизма на детских игровых площадках.
Представитель ответчика – администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области Андреев С.И. измененные исковые требования прокурора признал частично, пояснил суду, что нарушения требований ГОСТа в отношении двух детских площадок, находящихся на балансе администрации, будут устранены в ближайшее время, для чего администрацией поселения на данный момент уже предприняты ряд мер. Вместе с тем, просил суд отказать в удовлетворении требований прокурора по остальной части требований, поскольку указанные прокурором отдельные элементы, состоящие из труб и цепей, не попадают под понятие детской игровой площадки, не имеют сертификатов и в силу их аварийного состояния не могут быть сертифицированы. Указанные игровые площадки были установлены в момент введения в эксплуатацию многоквартирных домов. Администрация городского поселения обслуживанием и ремонтом данного игрового оборудования никогда не занималась, жильцы домов, во дворах которых находится данное имущество, предпринимали меры к его ремонту и окраске.
Представитель третьего лица – администрации Локнянского района Псковской области Андреева О.Н. пояснила, что детские площадки, которые оформлены в соответствии с требованиями градостроительного регламента, состоят на балансе ГП «Локня», находятся в рекреационных зонах, оборудование на них имеет сертификаты, В этой связи, считает обоснованными требования прокурора об устранении нарушений требований ГОСТов на детских площадках в центральном парке и на пересечении ул. Октябрьской и ул. Первомайской в рп. Локня. Остальные детские игровые площадки, расположенные во дворах многоквартирных домов, были установлены 30-40 лет назад, стандартам не соответствуют, разграничений по возрастным группам не имеют, в связи с чем, они не могут быть использованы, поскольку несут угрозу травматизма. Ремонт данных детских площадок не повлечет за собой выдачу сертификата, без которого невозможна дальнейшая их эксплуатация. Вопрос о необходимости наличия во дворах многоквартирных домов детских игровых площадок должен разрешаться жильцами указанных домов, которые не лишены права выделить под указанные нужды земельный участок, находящийся в придомовой территории.
Представители третьих лиц – МУП «Локнянское ЖКХ» Вахлачев В.Н. и ООО «Уютный Дом Плюс» Вересов В.М. указали на осведомленность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, во дворах которых расположены детские игровые элементы, о возможности выделения земельного участка под организацию детских игровых площадок, включения данного имущества в перечень общедомового, однако, собственники не желают за свой счет нести бремя содержания и обслуживания данного имущества.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.
Статьей 31 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1) регламентировано, что государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (пункт 30).
Во исполнение требований закона приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года N 182-ст и от 23 ноября 2012 г. N 1148-ст утверждены и введены в действие национальные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее ГОСТ Р 52301-2013) и ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52169-2012).
Настоящие стандарты распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарты устанавливают общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок, а также, общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Контроль технического состояния включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (пункт 6.4). Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации (п. 6.4.2), функциональный осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя (п. 6.4.3); ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью на более одного раза в 12 месяцев (п. 6.4.5). Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (п. 7.8).
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 52301-2013 запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей.
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013).
В соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 установлены требования к безопасности оборудования на детской игровой площадке, а именно: наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается (п. 4.3.7), выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (4.3.9), сварные швы должны быть гладкими (п. 4.3.10), углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления 3 мм. (п. 4.3.11).
Пунктом 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2017 года прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок и их отдельных элементов, расположенных на территории городского поселения «Локня». В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории городского поселения «Локня» имеются 10 детских игровых площадок, расположенных по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у домов № 36 и №3, не имеющих собственника. Указанные игровые детские площадки и их отдельные элементы расположены на земельных участках не входящих в границы земельных участков многоквартирных домов, и в перечень общедомового имущества собственников жилых помещений данных жилых домов не включены, являются бесхозяйными, балансодержатель не определен. На балансе администрации ГП «Локня» находятся 2 детские площадки, расположенные по ул. Октябрьской и в центральном парке п. Локня. Проверкой установлено, что игровые детские площадки не в полном объеме соответствуют требованиям безопасности при их эксплуатации и создают реальные предпосылки для возможности травмирования детей, что недопустимо, что подтверждается актом проверки (л.д.44-47).
По итогам проведенной проверки заместителем прокурора Локнянского района 25 декабря 2017 года в адрес Главы администрации городского поселения «Локня» Андреева С.И. внесено представление, согласно которому предложено: безотлагательно принять конкретные меры к недопущению впредь нарушений федерального законодательства, для чего принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества детские игровые площадки, указанные в представлении; привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", а также провести текущий ремонт и установить информационные таблички на детских игровых площадках, стоящих на балансе ГП «Локня» (л.д. 25-27).
Из ответа Главы администрации ГП «Локня» Андреева С.И. от 22 января 2018 года следует, что администрация ГП «Локня» осуществляет свою деятельность исходя из положений Устава муниципального образования «Локня», принятого решением собрания депутатов ГП «Локня» 20 декабря 2005 года. Вопросы местного значения, а именно: организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении переданы на уровень Локнянского района (п. 27 ст. 4 Устава). Установленные проверкой отдельные элементы детских игровых площадок на территории ГП «Локня» действительно являются бесхозяйными и нуждаются в ремонте и сертификации. В связи с чем, указанные в представлении элементы детских игровых площадок убраны с дворовых территорий. После проведения технической экспертизы будет принято решение о целесообразности ремонта и постановке на баланс в городском поселении. Площадки, стоящие на балансе в ГП «Локня» будут приведены в соответствие (покрашены, установлены ударопоглащающие покрытия из сыпучих материалов, установлены информационные таблички) во втором квартале 2018 года. Устранить на данный момент указанные недостатки невозможно в связи с климатическими, погодными условиями (л.д. 28).
В соответствии с соглашением о передаче администрацией ГП «Локня» исполнения отдельных полномочий администрации Локнянского района от 29 декабря 2016 года ГП «Локня» передало администрации Локнянского района полномочия по осуществлению ряда вопросов местного значения, в частности, по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении – пп. 16 п. 1.1. ст. 1 Соглашения (л.д. 28-29, 30).
Согласно акту проверки исполнения требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок и их отдельных элементов, расположенных на территории городского поселения «Локня», 29 января 2018 года прокуратурой Локнянского района проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные нарушения не устранены, что создает реальные предпосылки для возможности травмирования детей, что недопустимо (л.д. 9-13).
Из приобщенного в судебном заседании акта осмотра от 16 марта 2018 года с приложенными к нему фотографиями следует, что 16 марта 2018 года прокуратурой района произведен осмотр игровых сооружений, расположенных на территории п. Локня. Проверкой установлено, что на территории ГП «Локня» расположены 8 детских игровых площадок по адресу: ул. Первомайская у дома №43, №49-а и №68, ул. Октябрьская д. №6, №11 и №27, ул. Шарикова д. №50, ул. Социалистическая д. №3, не имеющих собственника. Во дворе дома №43 по ул. Первомайской установлена 1 игровая площадка, состоящая их двух металлических конструкций: четырех секционной шведской стенки с турниками, металлической опоры для вывешивания качели и каната. Во дворе дома №49-а по ул. Первомайской установлена 1 детская металлическая беседка с закрепленной внутри беседки металлической трубой, имеющей острые края. Во дворе дома №68 по ул. Первомайской установлена 1 детская игровая площадка в виде металлической конструкции для вывешивания качелей и каната, при этом цепная детская качель и цепная лестница, закрепленная на конструкции, находится в аварийном состоянии, перекладины имеют острые края. Во дворе дома №6 по ул. Октябрьской установлена 1 детская игровая площадка, состоящая их трех металлических конструкций: четырех секционной шведской стенки с турниками, щит с кольцом для игры в баскетбол, при этом одна из металлических вертикальных опор щита срезана автогеном и находится в подвешенном состоянии, скамейки для отдыха и стол находятся в разломанном состоянии, болтовые соединения и металлические основания скамейки и стола, выступающие из земли имеют острые кромки; цепная детская качель и цепная лестница, закрепленная на металлической опоре находится в аварийном состоянии (звенья цепей разомкнуты и связаны). Во дворе дома №27 по ул. Октябрьской установлена 1 детская игровая площадка в виде металлической конструкции для вывешивания качелей и каната, при этом цепная лестница, закрепленная на конструкции находится в аварийном состоянии (несколько перекладин лестницы не закреплены на цепях). Во дворе дома №50 по ул. Шарикова установлена 1 детская игровая площадка, состоящая их двух металлических конструкций: четырех секционной шведской стенки с турниками, металлической опоры для вывешивания качели и каната, при этом цепная лестница и цепные качели, закрепленные на данной конструкции находятся в аварийном состоянии, цепная качель не имеет сидения). Во дворе дома №3 по ул. Социалистической установлена 1 игровая площадка в виде металлической опоры для вывешивания качелей и каната. Детская игровая площадка во дворе дома №36 по ул. Социалистической отсутствует. В нарушение требований п. 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ Р 52169-2012 на металлической шведской лестнице, металлической качели, установленной на детской площадке центрального парка п. Локня сварные швы, а также выступающие концы болтовых соединений не защищены и имеют острые кромки, из сидения детской качели торчит острый край загнутого гвоздя. В нарушение требований п. 4.3.7, 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ Р 52169-2012 на детской игровой площадке, расположенной у дома культуры на ул. Октябрьской п. Локня установлено, что на скамейках для отдыха выступающие резьбовые соединения имеют острые концы, на одной скамейке металлические держатели спинки имеют острые углы и не закрыты деревянной планкой, держатели и сами металлические мусорные урны, установленные на детской площадке, имеют острые углы, сидения металлической карусели имеют выступающие резьбовые соединения с острыми краями, крепления деревянных планок на металлической горке имеют выступающие резьбовые соединения с острыми краями, выступающие болтовые соединения крепления планок на шведской лестнице имеют острые края, крепление конструкции шведской лестницы имеет выступающие резьбовые соединения с острыми краями, крепления планки стабилизатора устойчивости качели имеют выступающие резьбовые соединения с острыми краями, углы планки стабилизатора имеют острые углы, качель «балансир» («весы»), установленная в центре площадки разломана, металлическая конструкция основания качели имеет острые углы и края. По результатам проверки установлено, что отдельные элементы спортивных сооружений детских игровых площадок не в полном объеме соответствуют требованиям безопасности при их эксплуатации создают реальные предпосылки для возможности травмирования детей, в связи с чем, нуждаются как в капитальном, так и косметическом ремонте. Указанные нарушения выявлялись и ранее в ходе проверок от 25 декабря 2017 года и 29 января 2018 года, но не были устранены. Ссылаясь на нормы ч. 1 и 3 ГК РФ, ст. 226 ГК РФ указывают, что на балансе администрации ГП «Локня» состоят 2 детские игровые площадки, расположенные в парке п. Локня и на пересечении улиц Октябрьской и ул. Первомайской в п. Локня, которые включены в реестр муниципальной собственности МО «Локня». Каких-либо действий о признании иных детских площадок, не имеющих собственника, бесхозяйными, администрацией ГП «Локня» не предпринималось.
Положениями Устава МО «Локня» Локнянского района Псковской области, принятого решением Собрания депутатов ГП «Локня» №7 от 20.12.2005 года (л.д. 31-36), определено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (пп. 15 п. 1 ст. 4 Устава).
Из п. 1 и п. 2 ст. 26 Устава МО «Локня» Локнянского района Псковской области следует, что администрация городского поселения – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции (местная администрация). Администрация городского поселения обладает правами юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация городского поселения «Локня» является юридическим лицом (л.д. 38-41).
Из сообщения директора МУП «Локнянское ЖКХ» Вахлачёва В.Н. от 21.06.2017 года №318 следует, что на балансе МУП «Локнянское ЖКХ» детских площадок не имеется. В кадастровом и техническом паспорте многоквартирного жилого дома по адресу: п. Локня, ул. Октябрьская, д. 27, сведений о детской площадке не имеется. В границах земельного участка под домом по вышеуказанному адресу детских площадок не имеется. В связи с отсутствием детской площадки по указанному адресу ремонтные работы на ней не проводились (л.д. 61). Указанные сведения подтверждаются копиями кадастровых паспортов земельных участков, расположенных по адресу: Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Октябрьская, д. 27 (л.д. 62-63).
Из сообщения ген. директора ООО «Уютный Дом Плюс» Вересова В.М. от 22.06.2017 года №78 следует, что сведений о детских площадках, стоящих на балансе ООО «Уютный Дом Плюс» не имеется, в состав общего имущества многоквартирных домов они не включены. Сведения о наличии детских площадок на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: п. Локня ул. Первомайская д. 43, д. 49-а, д. 68; ул. Шарикова д. 50; ул. Социалистическая д. 3 и д. 36; ул. Октябрьская д. 6, в техническом и кадастровом паспорте многоквартирных домов отсутствуют. Не имеется сведений о нахождении детских площадок вышеуказанных жилых домов в границах земельных участков. Ремонтные работы детских площадок ООО «Уютный Дом Плюс» не производит и не производил, в тариф по содержанию и ремонту общего имущества данный вид работ никогда не включался и предложений от собственников по данному вопросу не поступало (л.д. 64). Указанные сведения подтверждаются копиями кадастровых паспортов земельных участков, расположенных по адресу: Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Октябрьская, д. 6; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Социалистическая, д. 3; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Первомайская, д. 43; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Первомайская, д. 68; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Шарикова, д. 50; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Первомайская, д. 49-а; Псковская область, Локнянский район, п. Локня, ул. Социалистическая, 36 (л.д. 65-78).
Согласно сообщению и.о. Главы администрации ГП «Локня» Алёхина В.М. от 22.06.2017 №314 на балансе администрации ГП «Локня» находятся две детские площадки: первая площадка расположена возле здания КДЦ п. Локня, установлена в 2016 году; вторая площадка расположена возле стадиона в парковой зоне, установлена в 2014 году. Текущий ремонт и обслуживание детских площадок производились собственными силами (л.д. 79).
Также, из материалов дела следует, что детский уличный комплекс в количестве 1 комплекта, включающего 8 наименований согласно спецификации товара, был приобретен администрацией ГП «Локня» по договору поставки №399 от 14 октября 2015 года; комплекс детской площадки, состоящий из 7 наименований согласно спецификации, был приобретен администрацией ГП «Локня» по договору поставки №87 от 28 октября 2013 года, что подтверждается копиями вышеуказанных договоров (л.д. 80, 81).
Таким образом, судом установлено, что на балансе администрации ГП «Локня» имеются две детские игровые площадки, расположенные в центральном парке рп. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской и ул. Первомайской рп. Локня Псковской области. В нарушение требований закона и положений, утвержденных Национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 52169-2012), владелец указанных детских игровых площадок – администрация ГП «Локня» осуществляет контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт игрового оборудования ненадлежащим образом. В ходе проведенных прокуратурой Локнянского района проверок выявлено, что отдельные элементы спортивных сооружений указанных детских игровых площадок не в полном объеме соответствуют требованиям безопасности при их эксплуатации и создают реальные предпосылки для возможности травмирования детей, в связи с чем, нуждаются как в капитальном, так и в косметическом ремонте, данные обстоятельства подтверждаются актами проверок и приложенными к ним фотодокументами, и не оспариваются представителем ответчика Андреевым С.И.
В связи с чем, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора в отношении детских игровых площадок, расположенных в центральном парке рп. Локня и в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской рп. Локня Псковской области, которые состоят на балансе ответчика.
При этом, суд, с целью предотвращения детского травматизма, полагает необходимым обратить к немедленному исполнению решение суда в части обязания администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области размещения вблизи от детских игровых площадок, расположенных в центральном парке рп. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской с ул. Первомайской рп. Локня Псковской области, предупреждения о недопустимости их использования до приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 и ГОСТ Р 52301-2013.
Разрешая требования прокурора в остальной части, суд учитывает, что в рамках проведенных проверок прокуратурой Локнянского района во дворах многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Первомайская у домов №43, №49-а и №68, ул. Октябрьская у домов №6, №11 и №27, ул. Шарикова у дома №50, ул. Социалистическая у дома №3 рп. Локня Псковской области были выявлены элементы игрового оборудования, представляющие собой металлические конструкции для вывешивания качелей и канатов, элементы шведских стенок с турниками, металлические опоры с закрепленными на них цепными детскими качелями и цепными лестницами, находящиеся в непригодном для использования состоянии, скамейки для отдыха в разломанном состоянии и т.д.
Указанные элементы игрового оборудования, расположенные на придомовых территориях по вышеуказанным адресам на балансе ГП «Локня» и управляющих компаний не состоят, в связи с чем, контроль за их техническим состоянием, обслуживание и ремонт никем не осуществляется.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
На основании п.2 подп. «ж» раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с п.10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан.
Пункт 11 указанных Правил устанавливает, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория).
В силу п.3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. № 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
В соответствие с п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, п.2.1 ст.161 ЖК РФ установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По смыслу п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, ответственность перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором несут управляющие организации, в случае избрания данного способа управления домом.
В соответствии с п.67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.10 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поэтому наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детских площадок как элементов благоустройства.
Прокурором по настоящему делу инициирован спор в отношении ряда детских площадок, которые расположены на придомовой территории многоквартирных домов по улице Первомайской у домов №43, №49-а и №68; по улице Октябрьской у домов №6 и №27; по улице Шарикова у дома №50; по улице Социалистической у дома №3.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных правовых норм применительно к спору о признании имущества бесхозяйным и включении его в реестр муниципальной собственности, позволяет сделать вывод о том, что с учетом характера спорных правоотношений на администрации городского поселения «Локня», только к которой и предъявлен иск, не лежит обязанность по содержанию в надлежащем порядке общего имущества многоквартирного дома, включая детскую площадку, следовательно, она не должна нести гражданско-правовую ответственность, как меру ответственности, за нарушение этого обязательства.
То обстоятельство, что управляющие компании МУП «Локнянское ЖКХ» и ООО «Уютный Дом Плюс» указали на отсутствие у них на балансе детских игровых площадок, а также о том, что они не включены в перечень общедомового имущества многоквартирных домов, не означает бесхозность данного имущества.
Также суд считает необходимым отметить, что в силу буквального трактования положений ст.226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Однако, как было установлено в судебном заседании, администрация городского поселения «Локня» не приступала к использованию элементов детских игровых площадок, не предпринимала действий, свидетельствующих об обращении их в собственности, более того глава администрации Андреев С.И. категорически возражал против принятия на баланс данного имущества и включения его в реестр муниципальной собственности.
Таким образом, понуждение ответчика к принятию на баланс спорных элементов детских игровых площадок, находящихся во дворах многоквартирных домов и включении их в реестр муниципальной собственности, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст.12 Конституции РФ, предусматривающей самостоятельность муниципальных образований по осуществлению принадлежащих им гражданских прав.
Более того, суд учитывает, что в силу пунктов 3, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Вместе с тем, обустройство детских игровых площадок, расположенных во дворах многоквартирных домов, не отвечает требованиям указанного закона, поскольку не отвечает признаку массовости отдыха населения, так как спорные игровые площадки используются в основной мере жителями тех многоквартирных домов, во дворах которых они находятся.
При таких обстоятельствах, требования прокурора в отношении элементов детских игровых площадок, не состоящих на балансе ответчика, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу установить в соответствии с требованиями п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 информационные таблички, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования на детских игровых площадках, расположенных в центральном парке рп. Локня и в районе пересечения ул. Октябрьской с ул. Первомайской рп. Локня Псковской области.
Обязать администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу привести в соответствие с требованиями п.п. 4.3.9, 4.3.7, 4.3.10, 4.3.11 ГОСТ Р 52169-2012 детские игровые площадки, расположенных в центральном парке рп. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской с ул. Первомайской рп. Локня Псковской области, путем их обустройства ударопоглощающими покрытиями, монтажа защиты выступающих концов болтовых соединений, выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, а также проведения работ по закруглению углов и краев любой доступной для детей части оборудования, их окраске.
Обязать администрацию городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области разместить вблизи от детских игровых площадок, расположенных в центральном парке рп. Локня, а также на пересечении ул. Октябрьской с ул. Первомайской рп. Локня Псковской области, предупреждения о недопустимости их использования до приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 и ГОСТ Р 52301-2013. Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
В остальной части иска – отказать.
Решение принято судом в окончательной форме 11 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Локнянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок