ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/19 от 18.02.2019 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-25/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Т.В. Барановой,

при секретаре М.В.Михалевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее также - истец, Управление, Росприроднадзор) обратилось в суд с указанным иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация района), мотивируя требования тем, что в рамках рейдового мероприятия (приказ от 26.06.2018 №137), осуществленного в период с 26.06.2018 по 27.08.2018, в целях обнаружения нарушения требований о запрете самовольного снятия почвы, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порче земель в результате нарушений правил обращения с пестицидами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, соблюдения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, предотвращения деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности и выявления лиц, совершивших данные противоправные действия, обнаружен слив неочищенных канализационных стоков в лесополосу, расположенную между улицами Льва Рохлина и улицей Северная в д.Вилга (Военный городок) Прионежского муниципального района. Ответчиком заключен договор аренды имущества (краткосрочный) от 01.08.2006 № 610 с ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» в соответствии с которым во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей услугами тепло-, водоснабжения и водоотведения передано имущество, включающее в себя здания, сооружения и оборудование, необходимое для организации водоотведения в д.Вилга: здание КОС, КНС, канализационной перекачки, грязеотстойника, септик и т.д. В состав сооружений входили и канализационные сети протяженностью 1,4 км. и наружные сети канализации. В соответствии с дополнительным соглашением от 21.07.2008 к договору аренды из перечня сооружений, предназначенных для отведения канализации от жилых домов, исключены канализационные сети протяженностью 1,4 км и наружные сети канализации. В ходе рейдовой проверки по маршруту установлено, что от септика железобетонного, состоящего из трех камер (50м3, согласно перечню передаваемых объектов), до реки Вилга на участке, протяженностью 190 м. произошло засорение (возможно разрушение) наружных канализационных сетей, представленных закрытыми железобетонными желобами, проложенными ниже уровня почвы. В точке с координатами 61,821881 северной широты и 34,089056 восточной долготы расположен колодец, представленный железобетонным кольцом высотой 50 см (видимый уровень) и диаметром около 1м. Из бетонного кольца стекает мутная вода с характерным запахом канализации образовывая подтопленные участки земли со стоячей водой, местами по понижению рельефа отмечаются участки, прикрытые высохшими органическими отложениями с характерным запахом разлагающейся органики. Данные стоки практически полностью впитываются в почву, однако, в случае промерзания грунта, сильных атмосферных осадков, канализационные стоки, не фильтруясь, через почву и грунт будут попадать непосредственного в воды реки Вилга. Размер общей площади загрязненных участков составил 3000 м^2. Ссылаясь на Методику исчисления размере вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, истец просил взыскать с ответчика сумму причиненного вреда в размере 4 800 000 руб.

Определением суда от 22.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено ПАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее - ПАО «ПКС»).

Определением суда от 06.12.2018 произведена замена наименования третьего лица с ПАО «ПКС» на АО «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» (далее - АО «ПКС-Водоканал», Общество).

Представитель истца, действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, полагала, что ответственность за установленные истцом нарушения, должно нести АО «ПКС-Водоканал» как гарантирующий поставщик.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ПКС-Водоканал», действующая по доверенности, указала, что надлежащим ответчиком по иску является Администрация района, в связи с тем, что септик, который должен очищать сточные воды в аренде у Общества не находится, находится в собственности у ответчика, сточные воды Администрацией района не очищаются, Общество неоднократно обращалось к Администрации о необходимости устройства очистных сооружений.

Суд, заслушав участников, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Применительно к положениям пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (п.1,3 ст.39 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с положениями ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Статья 12 ГК РФ одними из способов защиты гражданских прав предусматривает, в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре и возмещение убытков.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", из которой следует, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В силу ч.2 ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Судом установлено, что 01 августа 2006 г. администрация района заключила договор аренды имущества № 610 с ОАО «ПКС», согласно данному договору администрация района предоставила имущество ОАО «ПКС» во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования «Прионежский муниципальный район» услугами тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе канализационные сети протяженностью 1,4 км и наружные сети канализации. В соответствии с п.3.4 договора арендатор обязуется поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, обеспечить техническую эксплуатацию систем, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание имущества при условии включения затрат, связанных с исполнением данной обязанности в полном объеме в тарифы Порядок учета имущества, пользование и его содержание определены в разделе 4 данного договора.

Дополнительным соглашением от 26 июня 2017 г. к данному договору аренды от 01 августа 2006 г. № 610 АО «Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал» в связи с созданием юридического лица путем реорганизации в форме выделения принимает на себя обязанности по договору с даты, оговоренной в данном соглашении, в отношении имущества, указанного в приложении № 1 к соглашению «перечень объектов 1». Стороны соглашения согласились считать датой передачи прав и обязанностей АО «ПКС - Водоканал» по договору в отношении имущества, указанного в приложении № 1 «11 декабря 2014 г.». В Приложении № 1 к дополнительному соглашению в отношении д.Вилга указаны объекты: здание КНС, канализационные сети, трасса канализации протяженностью 1,4 км.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2015 г. № 213 «О тарифах акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» на водоотведение (территория оказания услуг - Прионежский район) данной организации установлены с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. одноставочные тарифы АО «ПКС - Водоканал» на водоотведение

В силу положений пунктом 1 и 2 ст.12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Исходя из п.3 указанной статьи решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.4 ст.12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).

Постановлением администрации района от 09 апреля 2018 г. № 376 АО «ПКС - Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоотведение в границах Прионежского муниципального района.

Таким образом, АО «ПКС - Водоканал» осуществляет водоотведение, включающее очистку сточных вод, поддерживает арендованное имущество в исправном состоянии, обеспечивает его ремонт.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 12.12.2018, вступившим в законную Сиду решением Верховного Суда Республики Карелия от 07.02.2019 жалоба защитника Администрации района на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Карелия Управление Росприроднадзора по Республике Карелия от 05 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия отменено, производство по настоящему делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие состава административного правонарушения).

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Согласно разъяснениям, данным в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление.

Поскольку в материалах дела имеется решение Прионежского районного суда от 12.12.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Администрации района, которым факт нарушения требований природоохранного законодательства Администрацией района не установлен, обстоятельства, установленные данным судебным актом не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Согласно требованиям ст. 76 ЗК РФ юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Истцом, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств вины ответчика в причинении вреда окружающей среде - почве в результате ее загрязнения.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что в соответствии с положениями указанного выше земельного законодательства обязательное восстановление земель предусмотрено лицами, допустившими их загрязнение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.

Судья Т.В. Баранова

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2019 г.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...