РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года с. Еланцы
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Протасове А.Г., с участием представителя истца Корсунова Е.А., представителей ответчика ФИО1, ФИО2, представителя третьего лица администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2019 по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО4 об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании права собственности на объекты недвижимости отсутствующим, освобождении занятых земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к ФИО4, в котором просит:
1. Истребовать земельный участок с кадастровым №, расположенный в местности <адрес>, из незаконного владения ФИО4 и возвратить во владение межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>.
2.Признать право собственности ФИО4 отсутствующим на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым №, находящемся в местности <адрес>:
2.1. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 7,2 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
2.2. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 38,5 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
2.3. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 60,8 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
2.4. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 75,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
2.5. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 15,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
2.6. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 88,3 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
Обязать ФИО4 снести расположенные на земельном участке с кадастровым №, находящемся в местности <адрес> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу следующие объекты капитального строительства:
3.1. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 7,2 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
3.2. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 38,5 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
3.3. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 60,8 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
3.4. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 75,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
3.5. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 15,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
3.6. нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 88,3 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
а также освободить земельный участок с кадастровым №, находящийся в местности <адрес> от бани, 3 надворных туалетов, 4 выгребных ям для накопления жидких коммунальных отходов.
Обязать ФИО4 освободить самовольно занятые земельные участки расположенные смежно с земельным участком с кадастровым №: с северо-восточной стороны, площадью 42 кв. м; с западной стороны, площадью 60 кв. м; с южной стороны, площадью 1127 кв. м. от ограждений, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФИО4 освободить самовольно занятый земельный участок с северной стороны от земельного участка с кадастровым №, от ограждений высотой 4 метра, длиной 23 м и 59 м., в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заместитель прокурора Ольхонского района Корсунов Е.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представила письменные возражения, согласно которым просила в иске отказать, признать ее добросовестным приобретателем (л.д.68-73 т.1).
Представители ответчиков ФИО2, ФИО1 с иском частично не согласились, полагая, что на момент создания Прибайкальского национального парка спорный земельный участок, площадью 0,6 га был изъят из земель Госагропрома РСФСР и не мог быть передан в ведение Парка в составе земель совхоза «Куретский». Признали исковые требования в части возложения обязанности на ФИО4 освободить самовольно занятые земельные участки, расположенные смежно с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 42, 60 и 1127 кв.м от ограждений.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО3 с иском не согласилась.
В судебное заседание представитель третьего лица Байкальское управление Росприроднадзора не явился, из письменного отзыва следует, что иск прокурора просит удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
В судебное заседание представители третьих лиц Управление Росреестра по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, не явились, из письменного отзыва следует, что в исходе дела они не заинтересованы, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В судебное заседание представитель третьего лица Российская Федерация в лице МТУ Россимущество в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в судебное заседание не явился, из письменного отзыва следует, что иск прокурора просит удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представители третьих лиц ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Администрации Еланцынского муниципального образования, Администрации Куретского муниципального образования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и принимаемые в соответствии с ней законы.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст.209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ответчику ФИО4, с кадастровыми номерами: №,
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что на данном земельном участке размещена база отдыха «Бухта Крестовая», расположенная по адресу: <адрес>, м.Крестовая.
В ходе проверки были привлечены специалисты контролирующих органов, в том числе, Байкальского управления Росприроднадзора, Управления Росреестра по Иркутской области.
В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 78 кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Согласно п. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимыетолько в качестве дополнительных по отношению к основным видамразрешенного использования и условно разрешенным видам использования иосуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Заключению специалиста Байкальского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что база отдыха «Бухта Крестовая» расположена на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, м.Крестовая.
Обследованный участок в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), а также в границах водоохранной зоны озера Байкал. Границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 №368-р.
В ходе визуального осмотра установлено, что территория турбазы огорожена. На момент проведения проверки хозяйственная деятельность на участке не осуществляется, территория не охраняется. Какие-либо указатели, подтверждающие предоставление услуг базы отдыха на участке, отсутствуют.
На территории базы отдыха размещены одноэтажные гостевые домики с номерами, баня, уборные.
Всего на территории базы отдыха «Крестовая» расположено 2 надворных туалета имеющих герметичное основание,1 надворный туалет, расположенный в западной части земельного участка, выгребная яма которого не герметична.
Также на территории базы расположено 4 выгребных ямы для накопления жидких бытовых отходов, 3 из которых герметичные. Еще об одной выгребной яме, сделать вывод о ее герметичности, в виду отсутствия отверстия для откачки жидких бытовых отходов, фактически проверить герметичность выгребной ям не представилось возможным, так как поверхность ямы засыпана землей. Система канализационного водоотведения от домов к указанным выгребным ямам на момент проверки была частично отсоединена. Из пояснений собственников, канализационная система водоотведения не эксплуатируется, так как деятельность базы отдыха не осуществляется.
Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999.
В соответствии с ч.2 названного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон -центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.
Статьей 5 ФЗ «Об озере Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера
Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление № 643 от 30.08.2001 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 7 данной статьи установлено, что границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года №94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране озера Байкал», границы водоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р установлена граница водоохранной зоны озера Байкал.
Из анализа данного правового акта следует, что граница водоохранной зоны озера Байкал совпадает с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641 -р.
Из вышеуказанного Заключения Байкальского Управления Росприроднадзора следует, что земельный участок, на котором эксплуатируется база отдыха, расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и водоохранной зоны озера Байкал.
Из заключения специалиста Управления Росреестра от 14.09.2017 следует, что по результатам проведения геодезических измерений установлено, что спорный земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, и в границах национального парка «Прибайкальский».
В ходе визуального осмотра установлено, что территория базы отдыха огорожена. С северной стороны за территорией участка дополнительной возведено ограждение высотой около 4 м. На момент проведения проверки хозяйственная деятельность на участке не осуществляется, территория не охраняется. Какие-либо указатели, подтверждающие предоставление услуг базы отдыха на участке, отсутствуют.
На территории базы отдыха размещены одноэтажные гостевые домики с номерами, баня, уборные.
Со слов собственника расположенных на участке зданий, последние используются для собственного проживания, проживания 4 детей и их семей, размещения работников, принадлежащего им фермерского хозяйства (270 голов крупного рогатого скота). В летний период в зданиях проживают отдыхающие – родственники и знакомые. Посторонние базу отдыха не посещают по причине отсутствия удобств – отсутствия электроснабжения, интернета и телефонной (сотовой и стационарной) связи. С северной стороны дополнительно возведено ограждение для защиты от горного ветрами приносимого им снега. До установки данного ограждения использование участка в зимний период было невозможно вследствие высоты снежного покрова.
К указанному Заключению приложен схематический чертеж с указанием размеров занятого ответчиком земельного участка (приложение №15.1, 15.2).
Между тем, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при отсутствии метрических характеристик границы Прибайкальского национального парка, нанесенной на карту Байкальской природной территории, невозможно однозначно и с достоверной точностью ответить, что земельные участки с кадастровыми номерами № входят в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка согласно карте Байкальской природной территории масштаба 1:10000000, 1:200000 подготовленной в соответствии Распоряжением Правительства Российской Федерации №1641-р от 27.11.2006, на основании государственного контракта с Минприроды России №СЛ-14-23/70 от 19.08.2011 Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд».
Согласно дежурных карт издания ГУГК при СМ СССР, 1986 год (номенклатурный лист №48-129) и Федеральной службы геодезии и картографии России 1994 год (номенклатурный лист №48-129) земельные участки с кадастровыми номерами № входят в границы подведомственной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» территории Прибайкальского национального парка.
Все работы выполнены в системе координат МСК-38.
Согласно данному заключению, на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами № а также объекты недвижимости: баня и новое деревянное строение с верандой (новострой). Общая площадь земельного участка, занятая под всеми объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером № составляет 703 кв.м Объект недвижимости с кадастровым номером. Объект недвижимости с кадастровым номером 38:13:000014:765, площадью 7,2 кв.м на земельном участке отсутствует.
Таким образом, у суда не возникает сомнений о нахождении земельных участков, как в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах водоохранной зоны озера Байкал, так и в границах национального парка «Прибайкальский».
Судом установлено, что на основании Решения Ольхонского районного Совета депутатов трудящихся №131 от 08.07.1977 утвержден акт выбора и отвода земельного участка для строительства комплекса лаборатории настройки точных приборов Мегетской геофизической экспедиции, общей площадью 0,5 га, каменистого выгона из земель совхоза «Куретский», сроком на 10 лет.
Решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся №448-п от 03.08.1977 разрешено Иркутскому территориальному геологическому управлению произвести в период с июля 1977 по июнь 1978 поисковые и геологоразведочные работы с целью поисков бокситов, цветных и редких металлов в <адрес>, на общей площади 1350 га, в том числе земель совхоза «Куретский» 150 га пастбищ, засоренных камнями, и гослесфонда (Ольхонский лесхоз, Бугульдейское лесничество, кварталы №№а, 28а, 29а) 1200 га лесов первой группы, с условием приведения земельной площади после окончания работ в состояние, пригодное для использования в сельском и лесном хозяйствах.
<адрес> Совета депутатов трудящихся №-д от ДД.ММ.ГГГГ решил просить Совет Министров РСФСР разрешить изъять из земель гослесфонда земельные участки, общей площадью 492 га лесов и предоставить их совхозу «Куретский» для освоения под сельскохозяйственные угодья.
<адрес> Совета депутатов трудящихся №-б от ДД.ММ.ГГГГ Иркутскому территориальному геологическому управлению согласовано место расположения базы настройки геофизической аппаратуры в районе пади Крестовая на землях совхоза «Куретский» на площади примерно 0,5 га пастбищ каменистых.
<адрес> Совета депутатов трудящихся №-е от ДД.ММ.ГГГГ Ольхонскому райисполкому разрешено изъять из земель совхоза «Куретский» земельный участок, площадью 0,5 га пастбищ, засоренных камнями, и предоставить его Иркутскому территориальному геологическому управлению под строительство базы настройки геофизической аппаратуры в пользование сроком до 10 лет. Отвод земельного участка произвести с условием приведения земельного участка после окончания работ силами и средствами Иркутского территориального геологического управления в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
Как следует из копии государственного акта А-I № от ДД.ММ.ГГГГ, последний выдан Мегетской комплексной Геофизической экспедиции Иркутского территориального геологического управления РСФСР республики исполнительным комитетом <адрес> (городского) Совета депутатов трудящихся в том, что за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,5 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства базы настройки Геофизической аппаратуры.
Согласно акту № приема-передачи в муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ лаборатория по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая ГГП «Иркутскгеофизика» передана в муниципальную собственность <адрес> в составе: 2-х квартирный жилой дом, столовая, гараж, дизельная, баня, склад, домик со скважиной, туалет, здание по ремонту спецаппаратуры.
Распоряжением мэра <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ на баланс районный администрации передана лаборатория по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая, принадлежащей ГГП «Иркутскгеофизика» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом по управлению имуществом <адрес> (Продавец) и Управлением вневедомственной охраны при УВД <адрес> (Покупатель), база по настройке геофизической аппаратуры в бухте Крестовая передана в собственность Покупателя.
ДД.ММ.ГГГГ Управлению вневедомственной охраны при УВД <адрес> выдано свидетельство на право собственности на землю, общей площадью 0,6 га в м.б.Крестовая под базу отдыха.
Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Еланцынского муниципального образования предоставила в аренду ООО «РИЭЛТИ-С ТЭК» земельный участок (кадастровый №), площадью 10 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: <адрес>, м.Крестовая, для обслуживания зданий и сооружений. Договор заключен сроком на 49 лет, по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копий свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выписок ЕГРН ФИО4 является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <адрес> муниципального образования и ФИО4, ответчик купила земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, местность Крестовая, общей площадью 10 000 кв.м, с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для обслуживания зданий и сооружений. Подписан акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р, на территории центральной экологической зоны, в том числе, запрещено:
строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек;
размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон;
строительство зданий и сооружений предприятий транспорта и связи, кроме строительства зданий и сооружений водного транспорта.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ФИО5 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Самовольное использование земельного участка для организации базы отдыха нарушает ст. 13 Федерального закона «Об охране озера Байкал», закрепляющую необходимость соблюдения нормативов допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Нормативы антропогенной нагрузки на озеро установлены приказом Минприроды РФ от 05.03.2010 №63,в соответствии с которым, их соблюдение осуществляется в отношении территории, окружающей места размещения рекреантов.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
Обращение прокурора в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в связи с несоблюдение земельного законодательства при эксплуатации базы отдыха «Серебряный источник».
Таким образом, судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №. Спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах водоохранной зоны озера Байкал и в границах национального парка «Прибайкальский». Данное обстоятельство не опровергнуто ответчиками.
Учитывая вышеизложенные требования закона, земли, включенные в границы Прибайкальского национального парка, находятся в федеральной собственности, которая является исключительной, то есть относится к имуществу, ограниченному в обороте.
Предоставление участков национального парка в собственность не допускалось и не допускается, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
В силу ч.5 ст.16 Федерального закона от 14.03.1995 №33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков в границах национальных парков, а также находящихся на них зданий, сооружений, помещений.
Вместе с тем, в результате регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № нарушены права Российской Федерации как собственника земельного участка Прибайкальского национального парка пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Согласно разъяснениям п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Таким образом, восстановление нарушенных прав государства и неопределенного круга лиц возможно путем признания права собственности на спорные объекты недвижимости отсутствующими и соответственно их сносу согласно положениям ст.222 ГК РФ, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлен факт того, что земельный участок с кадастровым номером № и расположенные на нем объекты используются ответчиком незаконно, то исковые требования прокурора об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика ФИО4, признании права собственности на спорные объекты недвижимости отсутствующими и их сносу, а также обязании освободить самовольно занятые земельные участки от ограждений являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы стороны ответчика о том, что спорный земельный участок на момент создания Прибайкальского национального парка был изъят из земель Госагропрома РСФСР, что по мнению представителя ответчика ФИО2 подтверждается государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Представленный суду государственный акт расценивается судом как ненадлежащее доказательство, поскольку данный государственный акт (далее – Госакт) представлен в копии, указанный Госакт не подписан уполномоченным лицом, не скреплен печатью. При этом, подлинный государственный акт суду не представлен.
Согласно ответу Государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить копию государственного акта на право пользования землей Мегетской комплексной Геофизической экспедиции <адрес> территориального геологического управления, выданной исполкомом <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным. Рекомендовано обратиться в <адрес> муниципального образования (л.д.244 т.3).
Согласно ответу Администрации Ольхонского муниципального образования (далее – ОРМО) №Т-149 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.188 т.1), «в 1978 году на отвод земель со стороны организаций и учреждений поступило три заявления … от Иркутского геологического управления для работы по определению места расположения базы настройки геофизической аппаратуры на землях совхоза «Куретский» на общей площади 0,5 га каменистого пастбища. Материал представлен на рассмотрение <адрес> Совета народных депутатов…». <адрес> Совета народных депутатов об изъятии земельного участка, общей площадью 0,5 га из земель совхоза «Куретский» в документах архивного отдела администрации ОРМО не имеется.
Согласно решению <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№е Ольхонскому райисполкому предоставлялся в пользование земельный участок, площадью 0,5 га сроком на 10 лет, а не в бессрочное пользование как об этом указано в копии Госакта от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, каких-либо доказательств отмены решения <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№е, суду не представлено.
При этом ссылки представителя ответчика о наличии записи о выдаче Мегетской комплексной Геофизической экспедиции <адрес> территориального геологического управления Госакта в Книге записей государственных актов на право пользования землей <адрес> не могут служить допустимым доказательством, поскольку исходя из действующего в период возникновения спорных правоотношений законодательства в подтверждение своего права на земельный участок свидетельствует непосредственно сам Госакт, оформленный и подписанный надлежащим образом. Однако указанный документ ответчиком представлен не был, а в ходе рассмотрения дела такие доказательства не добыты. Сама по себе запись в Книге не является допустимым доказательством.
Каких-либо иных доказательств, на основании которых было бы возможно установить факт принятия уполномоченным органом решения о предоставлении Мегетской комплексной Геофизической экспедиции <адрес> территориального геологического управления земельного участка именно в бессрочное пользование, не имеется.
Определяя срок, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда, суд в соответствии со ст. 206 ГПК ПФ, полагает возможным определить его в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300,00 руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Истребовать земельный участок с кадастровым №, расположенный в местности <адрес>, из незаконного владения ФИО4 и возвратить во владение межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>.
Признать право собственности ФИО4 отсутствующим на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым № в местности <адрес>:
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 7,2 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 38,5 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 60,8 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 75,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 15,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 88,3 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №.
Обязать ФИО4 снести расположенные на земельном участке с кадастровым №, находящемся в местности <адрес>, объекты капитального строительства, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 7,2 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 38,5 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 60,8 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 75,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 15,7 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
нежилое здание, назначение: нежилое, площадь 88,3 кв.м., количество этажей: 1, кадастровый №;
освободить земельный участок с кадастровым №, находящийся в местности <адрес> от бани, 3 надворных туалетов, 4 выгребных ям для накопления жидких коммунальных отходов.
Обязать ФИО4 освободить самовольно занятые земельные участки, расположенные смежно с земельным участком с кадастровым №: с северо-восточной стороны, площадью 42 кв. м; с западной стороны, площадью 60 кв. м; с южной стороны, площадью 1127 кв. м. от ограждений, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФИО4 освободить самовольно занятый земельный участок с северной стороны от земельного участка с кадастровым №, от ограждений высотой 4 метра, длиной 23 м и 59 м, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО4 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд Иркутской области в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Афанасьева