ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/19 от 29.01.2019 Чернского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2019 года пос. Чернь Тульской области

Чернский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Митина О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Григоривой А.А.,

с участием истца ФИО1 и представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/19 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району и Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», мотивируя исковые требования тем, что в июле 1999 года, в период трудовой деятельности в системе потребительской кооперации Чернского района Тульской области, она была награждена ведомственным знаком отличия в труде – значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением и записью в трудовой книжке. 26 ноября 2018 года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал Отдел социальной защиты населения по Чернскому району с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения. Однако решением № 201 от 30.11.2018 ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Считает данный отказ незаконным и нарушающим её права. Полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награждена ведомственным знаком отличия в труде и имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Просит суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».

Определением Чернского районного суда Тульской области от 26.12.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования и просила суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» филиала Отдела социальной защиты населения по Чернскому району по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что, по мнению Отдела, требования ФИО1 являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Несогласие с иском она мотивировала тем, что Центросоюз потребительской кооперации не является ведомством, осуществляющим функции государственного управления какой-либо отраслью, в связи с чем значок Центросоюза «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является негосударственной.

Представитель соответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судебной повесткой.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя соответчика.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 29.12.2015 № 388-ФЗ) определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1 Федерального закона «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, награждения ведомственными знаками отличия должны быть произведены федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами и государственными корпорациями.

Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в предыдущей редакции) награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

Из копии трудовой книжки истца <данные изъяты> следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в Чернском районном потребительском обществе (Чернское РАЙПО) на различных должностях.

В указанный период работы, а именно ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Председателя Совета ФИО1 от имени Центросоюза России была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Тульской области условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» устанавливаются Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

Согласно пунктам 1 и 1-1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО условием присвоения звания «Ветеран труда» является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Из анализа статьи 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО следует, что данный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды и соответствующего трудового (страхового) стажа.

Таким образом, законом предусмотрено, что только в случае награждения работника ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) имеется возможность присвоения гражданину звания «Ветеран труда». Награждение при иных обстоятельствах не может быть основанием для присвоения звания федерального значения, такого как «Ветеран труда».

В соответствии с Положением о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», утвержденным постановлением Правления Центросоюза Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 55 «О значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учрежден для поощрения лучших работников организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавших в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесших личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Центральный союз потребительских обществ не входит в структуру органов исполнительной власти.

Указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Центральный союз потребительских обществ также не был включен в структуру федеральных органов государственной власти.

Перечень ведомственных наград содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении (ОКИН) ОК 018-2014, принятом Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.12.2014 г. № 2019-ст, и среди них значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не указан.

Также данный значок не был указан и в ранее действовавшем Общероссийском классификаторе информации о населении ОКИН ОК 018-95, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 г. № 412.

Какие-либо иные нормативно-правовые акты, приравнивающие значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» к ведомственным знакам отличия в труде, отсутствуют.

Награждение ФИО1 значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» произведено некоммерческой организацией - Центральным союзом потребительских обществ России, являющихся добровольными объединениями граждан и (или) юридических лиц, созданными, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, и, соответственно, выданные данными организациями, не входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, награды не могут быть отнесены к числу ведомственных (ст.1 Закона РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).

Из анализа приведенного законодательства следует, что Центральный союз потребительских обществ не является ведомством, так как не осуществляет какие-либо государственные функции, не является органом государственного управления, а награда в виде значка «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», которым награждена ФИО1, не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку почетные звания, значки и грамоты, награды, выданные некоммерческими организациями, не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Довод ФИО1 в обоснование своих исковых требований, указанный в письменных возражениях истца от 28.01.2019, о том, что Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации был включен под кодом 41058 в Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93 (ОКОГУ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 294, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства), суд считает несостоятельным, поскольку включение Центросоюза в указанный классификатор не свидетельствует о наличии у него права на награждение работников ведомственными наградами от имени органов государственной власти. Кроме того, Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93 (ОКОГУ) утратил силу с 1 января 2012 года в связи с изданием Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-2011.

Также несостоятельна ссылка ФИО1 в письменных возражениях от 28.01.2019 на совместное письмо Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты РФ № 2026-ВЯ/4276/1-30 от 10.11.1995, в котором награды Центросоюза учитываются как ведомственные знаки отличия в труде, дающие основания для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку данное письмо нормативным правовым актом не является, в нем, по сути, приведена обобщенная практика рассмотрения вопросов по определению ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», сложившаяся по состоянию на 1995 год. В настоящее время указанное письмо утратило силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району и Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю.Митин