ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/20 от 06.02.2020 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2-25/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2020 года п. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., с участием помощников прокурора Пограничного района Приморского края Масловой Е.В., Малофеева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пограничное автотранспортное предприятие» о возложении обязанности устранить нарушения, препятствующие утверждению Федеральным дорожным агентством планов обеспечения безопасности транспортных средств, направить планы на утверждение, обеспечить аттестацию рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Пограничное автотранспортное предприятие» о возложении обязанностей устранить нарушения, препятствующие утверждению Федеральным дорожным агентством планов обеспечения транспортных средств: автобуса «ПАЗ 4234» и автобуса «KIA СОМBI АМ825А», после чего направить указанные планы на утверждение; обеспечить аттестацию работников предприятия на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств. Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Пограничного района в ходе проверки требований законодательства о транспортной безопасности в ООО «Пограничное АТП» в мае 2019 было установлено, что в пользовании ООО «Пограничное АТП» находится 3 транспортных средства: автобус «ПАЗ 4234», которому присвоена 1 категория, автобус «KIA СОМBI АМ825А», которому присвоена 2 категория и автобус «DEWOO BS-106», которому присвоена 1 категория. Оценка уязвимости проведена 12.02.2018, результаты оценки уязвимости утверждены Федеральным дорожным агентством 19.04.2018. Планы обеспечения транспортной безопасности на указанные транспортные средства направлены ООО «Пограничное АТП» в установленный трехмесячный срок, однако 13.07.2018 в связи с выявленными недостатками ФДА принято решение об отказе в утверждении планов. До настоящего времени, то есть по истечении 1 года 4 месяцев, меры к устранению недостатков, препятствующих утверждению планов, не принимались, недостатки не устранены, что препятствует исполнению ООО «Пограничное АТП» подпунктов 3 и 7 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924, в соответствии с которым на субъект транспортной инфраструктуры возложены обязанности обеспечивать защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и реализовывать план транспортного средства поэтапно в предусмотренные планом транспортного средств в сроки, но не позднее одного года со дня присвоения категории транспортному средству.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором района 24.05.2019 директору ООО «Пограничное АТП» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки, проведенной в ноябре 2019, установлено, что действенные меры по устранению указанных нарушений не приняты, планы безопасности транспортных средств не утверждены и не реализованы, аттестация работников предприятия на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, не обеспечена, что увеличивает риск возможности совершения террористических актов и иных актов незаконного вмешательства в безопасное использование транспортных средств, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, пользующихся транспортными услугами ООО «Пограничное АТП», влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность при использовании транспортных средств, а также прав на охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора Малофеев В.В. отказался от части исковых требований. В заявлении указал, что ответчиком в адрес истца представлены документы, свидетельствующие о добровольном исполнении исковых требований прокурора в части обеспечения аттестации работников предприятия на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств.

Так, приказом директора ООО «Пограничное АТП» от 25.12.2019 № 5-тб лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в организации назначен специалист ФИО5, аттестация которого подтверждается свидетельством об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданным заместителем начальника Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России от 09.08.2019 № ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, прокурор отказывается от исковых требований в части обеспечения аттестации работников предприятия на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, в связи с их добровольным исполнением.

30.01.2020 вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Так, из ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с 30.01.2020 исключена норма об обязательном категорировании транспортных средств.

Одновременно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дополнена частями 1.1-1.5 следующего содержания:

"1.1. Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.2. План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, судна ледокольного флота, используемого для проводки по морским путям, судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорт обеспечения транспортной, безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.3. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.4. Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с момента его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

1.5. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует про ведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства."

Таким образом, в действующем законодательстве не закреплена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры разрабатывать планы транспортной безопасности транспортных средств, направлять их на утверждение в Федеральное дорожное агентство России и обеспечивать их реализацию. Вместе с тем, обеспечение субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности обеспечивается возложением на них обязанности разработать и утвердить паспорта транспортной безопасности транспортных средств.

ООО «Пограничное АТП» в течение более 1 года 6 месяцев, несмотря на указания прокурора района и Федерального дорожного агентства России, не исполнялись установленные законом обязанности по направлению и реализации планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, в связи с чем у прокуратуры района имеются основания полагать, что сроки и порядок разработки и утверждения паспорта транспортной безопасности транспортных средств будут ответчиком нарушены.

Указанные нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму увеличивают риск возможности совершения террористических актов и иных актов незаконного вмешательства в безопасное использование транспортных средств, что создает угрозу для жизни и здоровья людей, пользующихся транспортными услугами ООО «Пограничное АТП», могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность во время использования транспортных средств, а также прав на охрану жизни и здоровья.

В соответствии с ч. 1 СТ. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск,. стороны могут окончить дело мировым

соглашением. Просил возложить на ООО «Пограничное автотранспортное предприятие» обязанность разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств.

В судебном заседании представитель ответчика – директор ООО «Пограничное АТП» ФИО1 согласился с измененными требованиями прокурора. В письменном отзыве на первоначальный иску указал, что прокурором Пограничного района не было учтено обстоятельство, связанное с изменениями в Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ, которые вступили в силу с 31.01.2020. Согласно изменениям, вносимым в ФЗ-16 с 31.01.2020 года, отменяется категорирование, проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта. В связи с чем, требование прокурора в части корректировки планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и направления их для утверждения в Росавтодор потеряло актуальность. Кроме этого, приказом Общества № 6-тб от 25.10.2019 были внесены изменения в перечень штатных должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в который была включена одна должность - специалист по транспортной безопасности.

Таким образом, ООО «Пограничное АТП» во исполнение п.п. 12 пункта 7 Требований ОТБ допустило к работе в должности, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, подготовленное и аттестованное лицо. Водители автобусов, назначенные в соответствии с п.п.2 пункта 7 Требований ОТБ лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не исполняют и должность водителя автобуса, не входит в перечень штатных должностей Общества, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Из Приложения 2 Перечня документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, устанавливаемому в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 9 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 № 172, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 03.11.2015 № 325 следует, что аттестация проводится только в отношении лиц принимаемых на работу (выполняющих работу), непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. То есть нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения аттестации сил обеспечения транспортной аттестации, не предусмотрена аттестация лиц, которые не выполняют или не принимаются на работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. В силу части 2 статьи 10 ФЗ-16 перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-p утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. В указанный перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, входят следующие виды работ:

Аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности. Проводится Федеральным дорожным агентством.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Проводится аккредитованными специализированными организациями. При этом статьей 5 ФЗ-16 не предусмотрено проведение оценки уязвимости в отношении транспортных средств автомобильного транспорта.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно части 3 статьи 6 ФЗ-16 осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности Федеральным дорожным агентством. При этом ФЗ-16 не предусмотрено категорирование транспортных средств автомобильного транспорта.

Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно статье 11.1 указанного Закона, Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. ФЗ-16 не предусмотрена разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автомобильного транспорта.

Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. Осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Из анализа перечня работ, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 165З-р, с учетом действующей редакции Федерального Закона «О транспортной безопасности» следует, что в ООО «Пограничное АТП» не выполняются работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.

При этом в иске прокурора нет указания на конкретные штатные должности Общества, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, для исполнения которых истец требует обеспечения аттестации работников Общества, как нет информации о виде работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, для исполнения которых Истец требует обеспечения аттестации.

Полагал, что требование прокурора об аттестации работников Общества должным образом не мотивировано, так как не указана цель аттестации, предусмотренная Федеральным законом, то есть для выполнения каких конкретно работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, из перечня работ, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 165З-р, ответчику требуется наличие аттестованных работников.

Заслушав участников процесса, отказ прокурора от первоначальных требований и заявлением новых, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что ответчиком добровольно исполнены требования прокурора в части обеспечения аттестации работников предприятия на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств.

Так, приказом директора ООО «Пограничное АТП» от 25.12.2019 № 5-тб лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в организации назначен специалист ФИО5, аттестация которого подтверждается свидетельством об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданным заместителем начальника Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России от 09.08.2019 .

30.01.2020 вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Так, из ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с 30.01.2020 исключена норма об обязательном категорировании транспортных средств.

Одновременно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дополнена частями 1.1-1.5 следующего содержания:

"1.1. Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.2. План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, судна ледокольного флота, используемого для проводки по морским путям, судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорт обеспечения транспортной, безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.3. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.4. Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с момента его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

1.5. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует про ведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства."

Таким образом, в действующем законодательстве не закреплена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры разрабатывать планы транспортной безопасности транспортных средств, направлять их на утверждение в Федеральное дорожное агентство России и обеспечивать их реализацию. Вместе с тем, обеспечение субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности обеспечивается возложением на них обязанности разработать и утвердить паспорта транспортной безопасности транспортных средств.

Вместе с тем, учитывая требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму, увеличения риска возможности совершения террористических актов и иных актов незаконного вмешательства в безопасное использование транспортных средств, во избежание угрозы для жизни и здоровья людей, пользующихся транспортными услугами ООО «Пограничное АТП», нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность во время использования транспортных средств, а также прав на охрану жизни и здоровья, суд находит измененные требования прокурора Пограничного района о возложении на ООО «Пограничное автотранспортное предприятие» обязанности разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 СТ. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск,. стороны могут окончить дело мировым соглашением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворить, с учетом измененных требований.

Возложить на ООО «Пограничное автотранспортное предприятие» обязанность разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, по типовым формам, в течение одного месяца, с даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации, утверждающему порядок и требования по разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020.

Судья Н.В. Кирсанова