ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/2016 от 09.02.2016 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-25/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Демидов 09 февраля 2016 года

Демидовский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Лосева А.А.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО4, представителя ответчиков, администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области - ФИО3, представителя ответчиков, администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области - ФИО5,

при секретаре Кудиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совету депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области о взыскании с администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в его пользу трехкратного среднего месячного заработка, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя,

установил :

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совету депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области с учетом уточненных требований о взыскании с администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в его пользу трехкратного среднего месячного заработка, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО1 были прекращены досрочно.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО3 с заявлением о выплате компенсации трехкратного среднего месячного заработка. ФИО3 отказал в выплате компенсации, так как данные средства не предусмотрены бюджетом администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим законом.

Аналогичная норма содержится в статье 11 ТК РФ, которой предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу п.2 ст.278 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемым трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 №21 « О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» в случае невыплаты руководителю организации при прекращении трудового договора названной компенсации суд с учетом статей 279, 236 и 237 ТК РФ вправе взыскать с работодателя сумму этой компенсации и проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока ее выплаты, а также удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда (ст.394 ТК РФ).

Незаконными действиями при увольнении истцу были причинены нравственные страдания, которых он оценивает в <данные изъяты> рублей, так как размер получаемого пособия по безработице составляет около <данные изъяты> рублей и истец вынужден ограничивать себя в покупке продуктов питания и одежды.

На основании п.3 ст.395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Для подготовки искового заявления и ведения дела в суде истцу пришлось обратиться за помощью в адвокатский кабинет ФИО4, стоимость услуг которой по подготовке искового заявления составила <данные изъяты> рублей, а по ведению гражданского дела в суде - <данные изъяты> рублей.

В силу п.п. п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о заработной плате и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Истец ссылается на ст.ст. 391,392,395 ТК РФ, ст.ст. 131,132 ГПК РФ и просит взыскать с администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в пользу ФИО1: трехкратный средний месячный заработок в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., и с ДД.ММ.ГГГГ и до дня фактического исполнения обязательств ответчиком; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; в возмещение расходов на оплату услуг представителя - <данные изъяты> рублей.

В письменном возражении на иск ФИО1 представитель ответчиков, администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области - глава муниципального образования Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО3 просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области». ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен контракт.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №131-ФЗ) главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно частям 6 и 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом №131-ФЗ.

Как установлено частью 6 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части 10 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ.

При этом пунктом 11 части 10 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ определено, что полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3,3.2,4-6,6.1,6.2,7,7.1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования.

Областным законом от 28 мая 2015 года №73-з « О преобразовании муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, об установлении численности и срока полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, а также порядка избрания, полномочий и срока полномочий первых глав вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области» преобразованы следующие муниципальные образования Демидовского района Смоленской области:

Бородинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Дубровское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Жичицкое сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Закрутское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Пересудовское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Полуяновское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Шаповское сельское поселение Демидовского района Смоленской области во вновь образованное Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (административный центр - деревня Титовщина) (в ред. закона Смоленской области от 09.06.2015 N 82-з)

В соответствии с частью 2 данного областного закона преобразуемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальные образования Демидовского района Смоленской области утрачивают статус самостоятельных муниципальных образований, а вновь образованные муниципальные образования - Заборьевское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (далее - вновь образованные муниципальные образования) - считаются созданными со дня вступления в силу настоящего областного закона.

В целях реализации норм областного закона №73-з в соответствии с решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области», полномочия ФИО1 как главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области прекращены досрочно ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 11 части 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с преобразованием.

Истец ошибочно полагает, что увольнение по пункту 11 части 10 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ приравнивается к увольнению по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Нормы части 10 статьи 37 Федерального закона №131-Ф являются специальными нормами в отношении глав местных администраций и не могут применяться при толковании нормами трудового законодательства, так как регулируют правоотношения, касающиеся замещения должностей муниципальной службы с особым статусом.

Основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Разделом 4 Контракта с ФИО1 установлен уровень денежного содержания главы администрации, гарантии, предоставляемые главе администрации. Так, согласно пункту 4.2 указанного раздела, иные гарантии главе администрации предоставляются в соответствии с федеральными и областными законами, Уставом. Таким образом, правоотношения, связанные с предоставлением гарантий главе администрации при прекращении его полномочий в случае преобразования муниципального образования, должны регулироваться специальными нормами права: областным законом, Уставом муниципального образования.

Поскольку областной закон, который бы устанавливал соответствующие гарантии для глав администраций муниципальных образований после прекращения ими своих полномочий отсутствует, а действовавшим (до 22.12.2015 г. ) Уставом Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области не предусмотрена возможность выплат, которые требует истец, оснований для применения норм трудового законодательства к данным правоотношениям не имеется

В суде истец ФИО1 настаивает на заявленных требованиях, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в уточненном исковом заявлении.

Представитель истца ФИО4 в суде настаивает на заявленных требованиях, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в уточненном исковом заявлении.

В суде представитель ответчиков, администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области - ФИО3, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном возражении.

В суде представитель ответчиков, администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области - ФИО5, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном возражении.

Выслушав стороны, проанализировав и оценив все исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Из ч.3 ст.9, ч.2 ст.11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О муниципальной службе в РФ») следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч.2 ст.3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Как установлено частью 6 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части 10 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ.

При этом пунктом 11 части 10 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ определено, что полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3,3.2,4-6,6.1,6.2,7,7.1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области». ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен контракт. (л.д.175).

В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным ТК РФ, так и по основаниям, предусмотренным в ч.10 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ

Областным законом от 28 мая 2015 года №73-з « О преобразовании муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, об установлении численности и срока полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области, а также порядка избрания, полномочий и срока полномочий первых глав вновь образованных муниципальных образований Демидовского района Смоленской области» преобразованы следующие муниципальные образования Демидовского района Смоленской области:

Бородинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Дубровское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Жичицкое сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Закрутское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Пересудовское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Полуяновское сельское поселение Демидовского района Смоленской области, Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Шаповское сельское поселение Демидовского района Смоленской области во вновь образованное Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (административный центр - деревня Титовщина) (в ред. закона Смоленской области от 09.06.2015 N 82-з).

В соответствии с частью 2 данного областного закона преобразуемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи муниципальные образования Демидовского района Смоленской области утрачивают статус самостоятельных муниципальных образований, а вновь образованные муниципальные образования - Заборьевское сельское поселение Демидовского района Смоленской области и Титовщинское сельское поселение Демидовского района Смоленской области (далее - вновь образованные муниципальные образования) - считаются созданными со дня вступления в силу настоящего областного закона.

В целях реализации норм областного закона №73-з в соответствии с решением Совета депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области», полномочия ФИО1 как главы администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области прекращены досрочно ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 11 части 10 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с преобразованием (л.д. 180).

Федеральными законами, областным законом №73-з, Уставом Титовщинского сельского поселения Демидовского района (л.д. 63), действовавшим на момент увольнения ФИО1, контрактом, заключенным с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 175), не предусмотрены дополнительные гарантии при досрочном расторжении контракта.

Суд руководствуется положением ч.3 ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Так как ФИО1 являлся муниципальным служащим, руководителем организации, то при досрочном расторжении с ним контракта применима ст. 279 ТК РФ, в соответствии с которой в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя, ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поэтому требование истца о взыскании с ответчика трехкратного месячного заработка подлежит удовлетворению. В соответствии с расчетом, подготовленным специалистом ФИО6, трехкратный средний месячный заработок составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Суд, проверив его соглашается с указанной суммой.

Согласно ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии с расчетом, проведенным судом по правилам ст.236 ТК РФ, денежная компенсация составляет 3 964 руб. 05 коп. Однако, суд не вправе выходить за пределы исковых требований, поэтому взыскивает денежную компенсацию, заявленную в уточненном иске в размере 3015 руб.97 коп.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействия работодателя, возмещаются работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Невыплатой трехкратного среднего месячного заработка нарушены права ФИО1, ему причинен моральный вред. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, и удовлетворяет требование частично, взыскивая с ответчика 1500 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с методическим рекомендациями, утвержденными Советом Адвокатской палаты Смоленской области:

- за изучение адвокатом представленных доверителем материалов гражданского дела и подготовку искового заявления взимается плата от 3 000 рублей (п.4.1);

- за ведение адвокатом гражданских дел в суде первой инстанции взимается плата в размере 10 % от цены иска, но не ниже 10 000 рублей, по делам неимущественного характера (без цены иска) не менее 12 000 рублей. При длительности судебного процесса свыше двух дней дополнительно взимается плата от 5 000 рублей за каждый последующий судодень (п.4.4).

С учетом подготовки искового заявления, участия в судебных заседаниях адвоката ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, расходы ФИО1 на оплату услуг представителя в размере 17 000 руб. (л.д.22) являются соразмерными уровню сложности и продолжительности ведения дела, соответствуют требованиям разумности, следовательно, подлежат возмещению ответчиком.

Истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, Совету депутатов Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Титовщинского сельского поселения Демидовского района Смоленской области в пользу ФИО1:

- трехкратный средний месячный заработок в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, проценты (денежную компенсацию) за невыплаченную в срок сумму, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно;

- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

- в возмещение расходов на оплату услуг представителя -<данные изъяты> рублей.

Отказать в остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд в течение месяца со дня ознакомления сторонами с мотивированным решением.

Председательствующий А.А. Лосев