Дело № 2-25/2018г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Зубцов 15 января 2018 г.
Зубцовский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Половова С.О.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ФИО1 ФИО8 к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что он оплатил денежные средства в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по реквизитам, которые были предоставлены ему в Администрации Зубцовского района Тверской области. В связи с тем, что сделка по купли-продажи земельного участка не состоялась по независимым от истца причинам, им ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о возврате денежных средств за покупку земельного участка в Княжьегорском сельском поселении. Ему никто не позвонил и не написал ответа. На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области возвратить денежные средства на его расчетный счет, оплаченные им на основании представленных ему реквизитов в Администрации Зубцовского района Тверской области в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка в сумме 45 000 (Сорок пять тысяч) рублей.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО2 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования истца ФИО1 поддерживает в полном объеме.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика Администрации Зубцовского района Тверской области ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) возражает против удовлетворения исковых требований истца ФИО1
Представитель ответчика Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, с решением суда согласны.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области надлежащим образом извещалось о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В письменном отзыве на исковое заявление ФИО1 третье лицо указало, что как следует из искового заявления, истец просит признать незаконным отказ Администрации Зубцовского района Тверской области в части возврата ему денежных средств, уплаченных в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка. Однако от администрации не последовало никакого ответа, денежные средства возвращены не были.
Таким образом, есть основания полагать, что данные действия совершены в рамках публичных правоотношений.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании изложенного, Министерство полагает, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Далее, в соответствии со ст. 131 ГПК РФ истец обязан в исковом заявлении указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.
В заявлении отсутствует основание, а также ссылка на нормы права, в соответствии с которыми истец полагает свои требования правовыми.
При отсутствии прямого указания нарушенного законного права в исковом заявлении невозможно определить закон, иной нормативный правовой акт, которым следует руководствоваться при разрешении дела.
В обосновании своих требований истец указывает о перечислении денежных средств в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном законом порядке от имени Тверской области правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Тверской области в пределах его компетенции.
Объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества Тверской области процедуру учета не проходил.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным администратором доходов бюджетной системы Российской Федерации признается определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный Банк Российской Федерации, иная организация, имеющая в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Перечень главных администраторов доходов утверждается законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство в соответствии с Законами Тверской области «Об областном бюджете Тверской области» с 01.01.2005 по 31.12.2014 осуществляло полномочия главного администратора дохода консолидированного бюджета Тверской области «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений»
С 01.01.2015 полномочия главного администратора в отношении указанного доходного источника перешли к органам местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 40 БК РФ доходы от поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органа Федерального казначейства для его распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.
Таким образом, Управление Федерального казначейства по Тверской области приняло вышеуказанные денежные средства и распределило по уровням бюджетов в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетных документах на зачисление средств.
Исходя из вышеуказанного следует, что Министерство не получало и не располагает указанными денежными средствами.
Заслушав представителя Администрации Зубцовского района Тверской области, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Наличие земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 на основании квитанции от ДД.ММ.ГГГГ оплатил на счет УФК по Тверской области (Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по реквизитам, указанным в квитанции Администрацией Зубцовского района.
Факт обращения ФИО1 к И.о. Главы администрации Зубцовского района Тверской области по вопросу возврата ошибочно оплаченных денежных средств в размере 45000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером № подтверждается заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения Главы Администрации Зубцовского района в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что в 2014 году администратором доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, являлось Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на реквизиты которого он произвел оплату денежных средств, от вышеуказанного администратора доходов необходимо подтверждение о зачислении денежных средств в консолидированный бюджет Зубцовского района. Кроме того, в 2014 году согласно ст. 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов. Таким образом, уплаченная им сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов - соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район». В 2015 году, согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район». В связи с изменениями законодательства в 2015 году при зачислении доходов от продажи земельных участков, а также в связи с тем, что уплата им была произведена в 2014 году, возврат денежных средств за покупку земельного участка может быть осуществлен на основании решения суда.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 обязанность по оплате стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 45 000 рублей, исполнил в полном объеме.
В то же время, ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, фактически в собственность не передан, договор о передаче указанного земельного участка в собственность с ФИО1 не заключен, что подтверждается информацией Администрации Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № №
В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего кодекса.
Согласно ст. 62 БК РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю, поступают доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений межселенных территорий муниципальных районов, по нормативу 100 процентов.
В силу ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Собранием депутатов Зубцовского района № 131 от 18.11.2003 утверждено положение «О казне муниципального образования Зубцовский район».
В соответствии с вышеуказанным постановлением, казну муниципального образования «Зубцовский район» составляют средства бюджета и бюджетных фондов муниципального образования «Зубцовский район» и иное имущество муниципального образования «Зубцовский район», не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Согласно ст. 1 раздела 5 Положения, финансовые средства, полученные от использования в хозяйственном обороте объектов казны, учитываются и поступают в бюджет Зубцовского района.
Распоряжением Главы Администрации Зубцовского района № 51-р от 16.02.2015, ведение учета доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, в разрезе городского и сельских поселений Зубцовского района с 01 января 2015 г. возложено на Комитет по управлению имуществом Администрации Зубцовского района.
Распоряжением Главы Администрации Зубцовского района № 15-р от 21.01.2015, на Комитет по управлению имуществом Тверской области с 1 января 2015 г. возложена обязанность по администрированию доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений.
Согласно информации Администрации Зубцовского района Тверской области от 12.01.2018 № 36, до 2015 года согласно ст. 62 БК РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений – по нормативу 50 процентов. С 2015 года, согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджеты муниципальных районов. С 01.01.2006 по 01.01.2015 полномочия главного администратора (администратора) доходов в отношении неналоговых доходов местных бюджетов «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» осуществляло Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. С 01.01.2015 по настоящее время полномочия главного администратора (администратора) доходов в отношении доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, осуществляют органы местного самоуправления. В Администрации Зубцовского района обязанности по администрированию, в т.ч. и ведение учета вышеуказанных доходов, возложены на отдел по управлению имуществом Администрации Зубцовского района.
Поскольку в 2014 году согласно ст. 62 БК РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов и уплаченная истцом сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов - соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район», суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером № подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 об обязании возвратить денежные средства, оплаченные ответчикам.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 ФИО9 к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка – удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области произвести возврат ФИО1 ФИО10 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района Тверской области произвести возврат ФИО1 ФИО11 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: