ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/2018Г от 15.01.2018 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-25/2018г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Зубцов 15 января 2018 г.

Зубцовский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Половова С.О.,

при секретаре Зуккель И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Мальсагова ФИО8 к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Мальсагов Б.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка.

В обоснование исковых требований Мальсагов Б.Б. указал, что он оплатил денежные средства в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> по реквизитам, которые были предоставлены ему в Администрации Зубцовского района Тверской области. В связи с тем, что сделка по купли-продажи земельного участка не состоялась по независимым от истца причинам, им ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о возврате денежных средств за покупку земельного участка в Княжьегорском сельском поселении. Ему никто не позвонил и не написал ответа. На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области возвратить денежные средства на его расчетный счет, оплаченные им на основании представленных ему реквизитов в Администрации Зубцовского района Тверской области в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка в сумме 45 000 (Сорок пять тысяч) рублей.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Истец Мальсагов Б.Б., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель истца Назаренко И.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования истца Мальсагова Б.Б. поддерживает в полном объеме.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика Администрации Зубцовского района Тверской области Войнов С.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) возражает против удовлетворения исковых требований истца Мальсагова Б.Б.

Представитель ответчика Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В адресованном суду заявлении просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, с решением суда согласны.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области надлежащим образом извещалось о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

В письменном отзыве на исковое заявление Мальсагова Б.Б. третье лицо указало, что как следует из искового заявления, истец просит признать незаконным отказ Администрации Зубцовского района Тверской области в части возврата ему денежных средств, уплаченных в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка. Однако от администрации не последовало никакого ответа, денежные средства возвращены не были.

Таким образом, есть основания полагать, что данные действия совершены в рамках публичных правоотношений.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании изложенного, Министерство полагает, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Далее, в соответствии со ст. 131 ГПК РФ истец обязан в исковом заявлении указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.

В заявлении отсутствует основание, а также ссылка на нормы права, в соответствии с которыми истец полагает свои требования правовыми.

При отсутствии прямого указания нарушенного законного права в исковом заявлении невозможно определить закон, иной нормативный правовой акт, которым следует руководствоваться при разрешении дела.

В обосновании своих требований истец указывает о перечислении денежных средств в размере 45 000 рублей в счет покупки земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном законом порядке от имени Тверской области правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом Тверской области в пределах его компетенции.

Объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества Тверской области процедуру учета не проходил.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным администратором доходов бюджетной системы Российской Федерации признается определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный Банк Российской Федерации, иная организация, имеющая в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Перечень главных администраторов доходов утверждается законом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Министерство в соответствии с Законами Тверской области «Об областном бюджете Тверской области» с 01.01.2005 по 31.12.2014 осуществляло полномочия главного администратора дохода консолидированного бюджета Тверской области «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений»

С 01.01.2015 полномочия главного администратора в отношении указанного доходного источника перешли к органам местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 40 БК РФ доходы от поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органа Федерального казначейства для его распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами.

Таким образом, Управление Федерального казначейства по Тверской области приняло вышеуказанные денежные средства и распределило по уровням бюджетов в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетных документах на зачисление средств.

Исходя из вышеуказанного следует, что Министерство не получало и не располагает указанными денежными средствами.

Заслушав представителя Администрации Зубцовского района Тверской области, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Наличие земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Мальсагов Б.Б. на основании квитанции от ДД.ММ.ГГГГ оплатил на счет УФК по Тверской области (Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по реквизитам, указанным в квитанции Администрацией Зубцовского района.

Факт обращения Мальсагова Б.Б. к И.о. Главы администрации Зубцовского района Тверской области по вопросу возврата ошибочно оплаченных денежных средств в размере 45000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером подтверждается заявлением Мальсагова Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения Главы Администрации Зубцовского района в адрес Мальсагова Б.Б. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2014 году администратором доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, являлось Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на реквизиты которого он произвел оплату денежных средств, от вышеуказанного администратора доходов необходимо подтверждение о зачислении денежных средств в консолидированный бюджет Зубцовского района. Кроме того, в 2014 году согласно ст. 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов. Таким образом, уплаченная им сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов - соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район». В 2015 году, согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район». В связи с изменениями законодательства в 2015 году при зачислении доходов от продажи земельных участков, а также в связи с тем, что уплата им была произведена в 2014 году, возврат денежных средств за покупку земельного участка может быть осуществлен на основании решения суда.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Мальсагов Б.Б. обязанность по оплате стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 45 000 рублей, исполнил в полном объеме.

В то же время, Мальсагову Б.Б. земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, фактически в собственность не передан, договор о передаче указанного земельного участка в собственность с Мальсаговым Б.Б. не заключен, что подтверждается информацией Администрации Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего кодекса.

Согласно ст. 62 БК РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю, поступают доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений межселенных территорий муниципальных районов, по нормативу 100 процентов.

В силу ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Собранием депутатов Зубцовского района № 131 от 18.11.2003 утверждено положение «О казне муниципального образования Зубцовский район».

В соответствии с вышеуказанным постановлением, казну муниципального образования «Зубцовский район» составляют средства бюджета и бюджетных фондов муниципального образования «Зубцовский район» и иное имущество муниципального образования «Зубцовский район», не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

Согласно ст. 1 раздела 5 Положения, финансовые средства, полученные от использования в хозяйственном обороте объектов казны, учитываются и поступают в бюджет Зубцовского района.

Распоряжением Главы Администрации Зубцовского района № 51-р от 16.02.2015, ведение учета доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, в разрезе городского и сельских поселений Зубцовского района с 01 января 2015 г. возложено на Комитет по управлению имуществом Администрации Зубцовского района.

Распоряжением Главы Администрации Зубцовского района № 15-р от 21.01.2015, на Комитет по управлению имуществом Тверской области с 1 января 2015 г. возложена обязанность по администрированию доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений.

Согласно информации Администрации Зубцовского района Тверской области от 12.01.2018 № 36, до 2015 года согласно ст. 62 БК РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений – по нормативу 50 процентов. С 2015 года, согласно Федеральному закону от 29.11.2014 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджеты муниципальных районов. С 01.01.2006 по 01.01.2015 полномочия главного администратора (администратора) доходов в отношении неналоговых доходов местных бюджетов «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» осуществляло Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. С 01.01.2015 по настоящее время полномочия главного администратора (администратора) доходов в отношении доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, осуществляют органы местного самоуправления. В Администрации Зубцовского района обязанности по администрированию, в т.ч. и ведение учета вышеуказанных доходов, возложены на отдел по управлению имуществом Администрации Зубцовского района.

Поскольку в 2014 году согласно ст. 62 БК РФ доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, зачислялись в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 50 процентов и в бюджеты поселений - по нормативу 50 процентов и уплаченная истцом сумма денежных средств за покупку земельного участка в размере 50 процентов поступила в бюджет Княжьегорского сельского поселения и 50 процентов - соответственно в бюджет муниципального образования Тверской области «Зубцовский район», суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные денежные средства в размере 45 000 рублей за покупку земельного участка с кадастровым номером подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.

На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Мальсагова Б.Б. об обязании возвратить денежные средства, оплаченные ответчикам.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мальсагова ФИО9 к Администрации Зубцовского района Тверской области, Администрации Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района об обязании возвратить денежные средства, оплаченные в счет совершения сделки купли-продажи земельного участка – удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области произвести возврат Мальсагову ФИО10 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района Тверской области произвести возврат Мальсагову ФИО11 денежных средств в размере 22 500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей, оплаченных ДД.ММ.ГГГГ в счет приобретения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: