ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-25/2022 от 19.04.2022 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абаза Республика Хакасия 19 апреля 2022 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Богдановой О.А.,

при секретаре Мойкиной А.А.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

представителей ответчика по доверенности ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2022 по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия обратилось в суд с иском в интересах собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, к ПАО «Россети Сибирь» о возложении обязанности производить начисление оплаты за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, исходя из установленного тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, с учетом понижающего коэффициента 0,7, а также произвести перерасчет указанной платы, начисленной за период с октября 2021 года до дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования истец мотивировал тем, что в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия поступило коллективное обращение собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с просьбой обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников в связи с тем, что ПАО «Россети Сибирь» в платежных документах за октябрь 2021 года предъявило плату за электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7. В процессе рассмотрения данного обращения указанные в нем доводы подтвердились. Так, ПАО «Россети Сибири» является ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению), уполномоченной на предоставление коммунальных услуг по электроснабжению в г. Абаза Республики Хакасия, в том числе потребителям жилого дома <адрес>. С 01.112021 ПАО «Россети Сибирь» применят тариф на электроэнергию в соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к приказу от 17.12.2020 № 5-э как для населения в размере 2,36 руб./кВт, установленный на второе полугодие 2021 года. 10.11.2021 специалистами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия проведено визуальное обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в жилых помещениях дома имеются приборы для электропищеприготовления, в 2018 году в указанном доме выполнен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, включая внутридомовую систему электроснабжения. Заключением ГУП РХ УТИ установлено, что по результатам визуального осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 04.01.2021 в жилых помещениях имеются приборы для электропищеприготовления. В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Приказом Госкомтарифэнерго от 17.12.2020 № 5-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2021 год» установлен тариф на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, а также понижающий коэффициент к ценам (тарифам) на электрическую энергию для такой категории граждан (в размере 0,7). Пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, установлено, что для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии – в соответствии с проектной документацией. Таким образом, для собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома при расчете платы за потребленную электроэнергию должен быть применен тариф для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, с учетом понижающего коэффициента для такой категории граждан (0,7).

В письменном отзыве на исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» в лице представителя ФИО4 выражает несогласие с исковыми требованиями. Указывает, что применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента зависит только от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованными в установленном порядке. Документом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, является технический паспорт, который должен содержать сведения об оборудовании жилых помещений электрическими плитами для пищеприготовления. Из представленной истцом копии технического паспорта невозможно установить о наличии технических характеристик указанного многоквартирного дома. Кроме того, письмом от 12.07.2021 № 1104-МД Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования разъяснил, какой должен быть порядок оборудования дома электрическими плитами, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 16.01.2014 № 119-МС/04/МС разъяснило понятие «в установленном порядке», отметив в указанном письме также, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии. Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6. В соответствии с разъяснениями Минэнерго России от 04.02.2015 № 09-292 основанием для применения тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электрическими плитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Федеральным агентством по строительству и ЖКХ РФ письмом от 30.04.2013 № 3740-МС/04/ГС и Министерством строительства и ЖКХ письмом от 09.02.2015 № 3102-ЛТ704 были даны аналогичные официальные разъяснения относительно установленного порядка оборудования жилых помещений электроустановками. Предоставленные истцом документы не свидетельствуют о проведении реконструкции электрических сетей данного многоквартирного дома, в связи с чем просят в удовлетворении исковых требований отказать.

В дополнительных письменных пояснениях к иску, поступивших в суд 09.02.2022, истец указывает, что в соответствии с ч. 5 ст. 19 ЖК РФ техническая и иная информация, связанная с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям, отражается в техническом паспорте. В силу пункта 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии – в соответствии с проектной документацией. Технический паспорт содержит информацию об оборудовании дома электроплитами. В рассматриваемом случае сведения, содержащиеся в техническом паспорте, имеют правоустанавливающее значение для применения понижающего коэффициента 0,7 при расчетах по оплате электроэнергии в соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, на которые ответчик ссылается в возражениях, не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку в соответствии с п. 1.1.2. указанных Правил действие Правил распространяется на граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000В.

В письменных возражениях на дополнительные пояснения истца, поступивших в суд 25.02.2022, ответчик помимо нормативных актов и разъяснений, на которые имеются ссылки в отзыве на иск, ссылается также на Правила технологического присоединения потребителей электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 81, которыми установлена процедура увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а именно направление заявки на технологическое присоединение, заключение договора, выполнение мероприятий по технологическому присоединению, осуществление сетевой организацией фактического присоединения, а также данными Правилами предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению. Необходимо обратить внимание, что увеличение максимальной мощности электрической энергии следует отнести к переустройству помещения. Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме регулируется гл. 4 ЖК РФ. Вместе с тем, в адрес ПАО «Россети Сибирь» не предоставлена информация с приложением подтверждающих документов о проведении реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома и переустройстве жилых помещений электрическими плитами в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что установка бытовых электроплит взамен газовых плит, а также прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и других сантехнических и бытовых приборов является переустройством жилых помещений. При этом, пунктом 1.7.1 указанных Правил закреплено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Функции по выдаче разрешений и контроль в установленном порядке за осуществлением перепланировки и переоборудованием жилых помещений в г. Абаза возложены на Администрацию г. Абаза. Согласно имеющейся информации многоквартирный дом по адресу: <адрес> присоединен к сети централизованного газоснабжения, то есть является газифицированным. Данный факт также подтверждается актом обследования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10.11.2011 № 090-Т-2021, из которого следует, что МКД <адрес> газифицирован, однако жители используют для пищеприготовления электрические плиты. Ссылаясь на подп. 2 п. 10.2 СП 256.1325800.2016. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа, п. 9.2 Свода правил по проектированию и строительству СП31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, раздел 4 Свода Правил № 256, раздел 5 Свода правил по проектированию и строительству СП31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008, указывает, что для домов, оборудованных электрическими плитами, должна быть предусмотрена отдельная групповая линия и установлена вторая категория надежности. Однако, из акта об осуществлении технологического присоединения от 01.02.2019 следует, что для многоквартирного дома <адрес> определена третья категория надежности электроснабжения. Отметка о наличии стационарных электроплит вносилась в технический паспорт по факту их наличия, без подтверждающих документов о реконструкции электросетей и соответствующих технических документов, позволяющих применить электрические плиты. Таким образом, понижающий коэффициент подлежит применению если оборудование помещений электроплитами осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в то время как самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение такого коэффициента.

В письменных пояснениях на указанные возражения ответчика, поступивших в суд 28.02.2022, истец указывает, что постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2424 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» из пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, исключены слова «в установленном порядке». Согласно действующей редакции названного пункта факт оборудования домов электрическими плитами подтверждается техническим паспортом жилого помещения, никаких других подтверждающих документов не требуется. Многоквартирный дом <адрес> оборудован электроплитами, о чем указано в техническом паспорте здания. Сведения о газификации дома в техническом паспорте отсутствуют. При наличии в техническом паспорте здания сведений об оборудовании жилых помещений электрическими плитами для пищеприготовления подлежат применению тарифы на электрическую энергию с понижающим коэффициентом. Следует отметить, что до внесения вышеуказанных изменений пункт 71 Основ действовал в редакции постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184, которая также как и сейчас в качестве единственного документа, подтверждающего оборудование дома электроплитами, предусматривала технический паспорт жилого помещения.

В дополнительных письменных пояснениях, представленных суду, ответчик ссылается но нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие переустройство и перепланировку жилого помещения, а также на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденную приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37, которая определяет основные требования к организации и порядку технической инвентаризации и учета жилищного фонда в РФ. Указывает, что в представленном техническом паспорте отсутствует раздел № 2, но добавлен раздел № 6, в который добавлены сведения об электрических плитах в доме. При этом, в нарушение всех правовых норм исчезли сведения о том, что данный многоквартирный дом является газифицированным. Приложение № 3 к Инструкции, регламентирующее порядок учета самовольно возведенных или переоборудованных зданий, указывает на необходимость при наличии самовольных построек проставлять штампы в технических паспортах с отметкой о том, что разрешение не предъявлено. Функции по выдаче разрешений и контроль в установленном порядке за осуществлением перепланировки и переоборудованием жилых помещений в г. Абаза возложены на Администрацию г. Абаза. Также, п. 3.1 постановления Администрации г. Абазы закреплено, что отдел архитектуры и градостроительства Администрации г. Абаза осуществляет прием заявлений и выдачу документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Доказательств изначального строительства дома с учетом применения электроплит и получения соответствующего разрешения не представлено, доказательств наличия в проектной документации соответствующих положений об установке электрических плит, а также доказательств невозможности получения официального разрешения на установку электроплит не представлено.

Определением от 20.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ООО «Сетевая компания Сибири», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены собственники квартир, расположенных в многоквартирном доме <адрес>.

Определением от 02.03.2022 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено ООО УК «РЭС».

В судебном заседании представитель процессуального истца ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях к иску, поступивших в суд.

Материальные истцы – собственники квартир ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

Представители ответчика ФИО3, ФИО2 исковые требования не признали. В судебном заседании привели доводы, аналогичные изложенным в отзыве на иск и поступивших от ответчика письменных возражений, пояснений.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – иные собственники жилых помещений многоквартирного дома помимо материальных истцов, а также ООО УК «РЭС» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ООО «Сетевая компания Сибири», извещено судом надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

Ранее, в судебном заседании 30.03.2022 представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ООО УК «РЭС» ФИО13 исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что имеется технический паспорт с отметкой о том, что дом находится на электропищеприготовлении, также имеются акты технологического присоединения и обследования. Считает, что дому не присвоили вторую категорию надежности из-за того, что не соответствует требованиям кабель, который принадлежит сетевой компании и находится в точке присоединения, его необходимо заменить. Все, что стоит на балансе управляющей компании, это новое оборудование.

Суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу частей 1, 1.1, 2, 3 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 540 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлены Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками, в соответствии с которыми по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным договором. Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передачи электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

На основании Приказов Министерства энергетики Российской Федерации от 23.03.2018 № 179, от 28.03.2019 № 294, от 25.03.2020 № 240, от 31.03.2021 № 225 ПАО «Россети Сибирь» с 01.04.2018 осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Хакасия.

С 05.08.2020 ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» переименовано на ПАО «Россети Сибирь».

Филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на всей территории Республики Хакасия, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии: ООО «Абаканэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт», определенных в приложениях 1 и 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 июля 2011 г. N 45-э «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Республики Хакасия».

Таким образом, ответчик является ресурсоснабжающей организацией, уполномоченной на предоставление коммунальных услуг по электроснабжению в г. Абаза Республики Хакасия, в том числе потребителям жилого дома <адрес>.

20 февраля 2020 года ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» и ООО «Сетевая компания Сибири» заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии, предметом которого является оказание исполнителем (ООО «СКС») услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры оказания услуг по передаче электрической энергии.

Как следует из договора № 1980 от 15.10.2019 линии электропередач, электрические подстанции, в том числе в г. Абазе Республики Хакасия, принадлежат ООО «Сетевая компания Сибири» на основании договора аренды указанного имущества, заключенного между ООО «Сетевая компания Сибири» (арендатор) и ООО «Межрайонные распределительные электрические сети».

В соответствии с договором купли-продажи от 20.02.2014 Отдел по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Абаза (продавец) продал ООО «Межрайонные распределительные электрические сети» (покупатель) сети и системы электроснабжения г. Абаза.

На основании требований Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции постановления от 23.12.2021 № 2424) предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Приказом Госкомтарифэнерго Хакассии от 17.12.2020 № 5-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2021 год» установлен тариф на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, а также понижающий коэффициент к ценам (тарифам) на электрическую энергию для такой категории граждан (в размере 0,7).

Пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, установлено, что для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии – в соответствии с проектной документацией.

Материалами дела установлено, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, обратились в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия с заявлением, где просят обратиться в суд в защиту их прав и интересов в связи с тем, что ПАО «Россети Сибирь» в платежных документах за октябрь 2021 года собственникам указанного дома предъявило плату за электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7.

Из представленных истцом счетов ПАО «Россети Сибирь» на оплату электрической энергии за октябрь 2021 года следует, что исчисление оплаты производится из тарифа 2,36, тогда как тариф для населения, жилые помещения которых оборудованы электроплитами, должен составлять 1,65.

Из технического паспорта дома <адрес> следует, что в данном доме установлены электроплиты. Какие-либо сведения об оборудовании дома системой газоснабжения отсутствуют.

Из информации о характеристиках жилых домов, размещенной на сайте dom.gosuslugi.ru, следует, что в соответствующей графе 8 «внутридомовая инженерная система газоснабжения» в пункте 8.2 «тип внутридомовой инженерной системы газоснабжения» указано значение «нет».

Из информации от 07.12.2020 о техническом состоянии газовой резервуарной установки, находящейся в <адрес>, следует, что эксплуатация газовой резервуарной установки по указанному адресу недопустима ввиду истечения срока эксплуатации резервуаров.

В соответствии с заключением ГУП РХ УТИ от 15.01.2021, по результатам визуального осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеются приборы для электропищеприготовления (напольная плита или варочная электрическая поверхность) в жилых помещениях.

Согласно акту обследования № 090-Т-2021 от 10.11.2021, представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия проведено обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>, которым установлено, что в жилых помещениях указанного дома имеются приборы для электропищеприготовления (напольная плита или варочная электрическая поверхность).

Кроме этого, в материалах делах имеются документы, свидетельствующие о проведении в 2018 году в доме <адрес> капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, в частности: рабочая проектная документация, договор на выполнение указанных работ, акты приемки выполненных работ, технический отчет, которые свидетельствуют о проведении работ по реконструкции электрических сетей и о готовности инженерных систем к эксплуатации.

Из ответа от 11.01.2021 № 515-34, направленного директором НО Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, следует, что на основании представленного Администрацией муниципального образования протокола собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с решением о переводе дома на электропищеприготовление фондом капитального ремонта в рамках исполнения функций технического заказчика было подготовлено техническое задание на выполнение капитального ремонта внутридомовых сетей данного дома с учетом перевода его на электропищеприготовление в перспективе. Подрядной организацией ООО «ПБ Глорис» в соответствии с договором подряда и техническим заданием изготовлен комплект рабочей документации. Подрядная организация при изготовлении рабочей документации руководствовалась СП 256.1325800.2016. Внутридомовые сети электроснабжения выполнены с учетом второй категории надежности электроснабжения.

Принимая во внимание, что в спорном жилом доме проведены работы по реконструкции электрических сетей, что подтверждается вышеприведенной документацией, фактическим использованием жильцами указанного дома электроплит, а также то, что степень благоустройства многоквартирного дома не предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению ввиду отсутствия для этого действующих резервуарных установок, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о несоблюдении порядка переоборудования, включающее в себя установку электроплит взамен газовых, не имеют правового значения, так как данное обстоятельство не опровергает доказательства, свидетельствующие об использовании жителями дома <адрес> стационарных электроплит для приготовления пищи и отсутствия годного централизованного газоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Обязать ПАО «Россети Сибирь» производить начисление оплаты за потребленную электроэнергию в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, исходя из установленного тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, с учетом понижающего коэффициента 0,7.

Обязать ПАО «Россети Сибирь» произвести перерасчет указанной платы, начисленной за период с октября 2021 года до дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд РХ.

Судья подпись О.А. Богданова

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года