УИД: 72RS0011-01-2021-000845-14
Дело № 2-25/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 21 февраля 2022 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Липчинской Ю.П.,
при секретаре Дорн О.Н.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя третьего лица АО «Водоканал» ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2022 по иску ФИО3 к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о признании права собственности на нежилое строение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Ишимский районный суд Тюменской области с исковым заявлением к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о признании права собственности на нежилое строение. Истец просит признать право собственности на нежилое хозяйственное строение (баня) общей площадью 13,4 кв.м., расположенное на земельном участке № 31 с кадастровым номером 72:10:0805001:117 по адресу: Тюменская область, Ишимский район, садоводческое общество «Аграрник», номер кадастрового квартала 72:10:0805001.
Заявленные требования истец ФИО3 мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок, площадью 390 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – ведение садоводства. На указанном земельном участке ФИО3 возвела нежилое строение хозяйственного назначения (баню), общей площадью 13,4 кв.м. 11 августа 2021 года ФИО3 обратилась в Ишимский межмуниципальный отдел Росреестра с заявлением о кадастровом учете и регистрации права собственности на строение (баню). Согласно уведомлению от 27.09.2021 года в проведении кадастрового учета и регистрации права на объект было отказано в связи с расположением земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории (затопления, подтопления) и отсутствием гидротехнических сооружений от паводковых вод в садоводческом обществе «Аграрник». В связи с чем, ФИО3 обращается с настоящим иском в суд.
В судебное заседание истец ФИО3 при надлежащем извещении не явилась. При подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя ФИО1 (л.д. 5).
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании ходатайства истца ФИО3, настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого, в зонах подтопления и затопления могут размещаться объекты капитального строительства при условии их обеспечения от затопления и подтопления инженерной защитой; для уже существующих населенных пунктов и объектов капитального строительства ограничений в разрешенном использовании и обслуживании данных объектов законодательством не усматривается.
Представитель третьего лица АО «Водоканал» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что АО «Водоканал» не является лицом, которые вводит ограничения, они владеют водопроводом, использование которого осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами. Согласно санитарных норм и правил, новое строительство с нарушением почвенного покрова возможно при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того пояснил, что в соответствии с ответом Департамента недропользования и экологии Тюменской области строительство объектов капитального строительства на земельных участках, подпадающих в зону затоплений, подтоплений возможно при осуществлении мероприятий по инженерной защите. Пояснил, что в 2022 году Департаментом недропользования и экологии Тюменской области будут проводиться работы по подготовке предложений по изменению границ затопления.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, представителя третьего лица Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы искового заявления, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела в их совокупности, приняв во внимание позицию представителя истца ФИО1, позицию ответчика администрации Ишимского муниципального района, позицию третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд приходит следующему выводу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение садоводства, общая площадь 390 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Тюменская область, Ишимский район, садоводческое общество «Аграрник», участок 31, ограничение (обременение) права не зарегистрировано, кадастровый номер земельного участка 72:10:0805001:117 (л.д. 8).
Из технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером 06 августа 2021 года следует, что на земельном участке с кадастровым номером 72:10:0805001:117, адресное описание – Тюменская область, Ишимский район, садоводческое общество «Аграрник», участок № 31 в 2021 году построена баня, площадью 13,4 кв.м. (л.д. 10-21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с пунктом 3 части 3 вышеназванного Федерального закона сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд - относятся к хозяйственным постройкам.
По общему правилу собственник земельного участка, планирующий произвести строение либо реконструкцию уже возведенного строения, обязан получить разрешение на строительство. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 1 частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Однако, следует учитывать, что при возведении хозяйственных построек на садовом участке, необходимо учитывать требования статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации и СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных Приказом Минстроя от 14.10.2019 г. № 618/пр., из содержания которых следует, что вспомогательные постройки (бани, гаражи) следует размещать от границ земельного участка на расстоянии не мене 1 метра.
Между тем схемы расположения объекта недвижимости (бани) на земельном участке с описанием параметров отступа от границ земельного участка, суду не представлено. Учитывая изложенные выше нормы права, суд не может в полной мере удостовериться, что истцом при возведении бани права и законные интересы собственников смежных земельных участков не нарушены.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
С целью регистрации прав на возведенное хозяйственное строение (баню) ФИО3 обратилась в Ишимский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тюменской области.
Согласно уведомления Росреестра от 27 сентября 2021 года № КУВД-001/2021-32947823/2 следует, что ФИО3 отказано в постановке на кадастровый учет и регистрации права на нежилое здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, садоводческое общество «Аграрник», участок № 31, ввиду того, что данный земельный участок находится в зоне затопления (подтопления), установленной на основании приказа № 76 от 03.06.2019 года Нижне-Обского бассейнового водного управления, поскольку в границах зоны затопления, в том числе, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод (л.д. 9).
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным указанным кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной 11.11.2021 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области», земельный участок с кадастровым номером 72:10:0805001:117 полностью расположен в границах зоны затопления, на территории которой, в том числе, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного последствия вод (л.д. 27об.-34). Сведения об ограничениях внесены 27.12.2019 года.
Согласно письма администрации Ишимского муниципального района Тюменской области № 5345 от 30.12.2021 года гидротехнические сооружения, обеспечивающие защиту от негативного воздействия паводковых вод земельного участка с кадастровым номером 72:10:0805001:117, расположенного по адресу: «Тюменская область, Ишимский район, садоводческое общество «Аграрник», участок № 31, отсутствуют.
Согласно подпункта 1 пункта 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в отсутствие обеспечения инженерной защиты объекта капитального строительства от затопления, подтопления новое строительство в зоне подтопления не допускается.
Доказательств того, что на земельном участке истцом произведены работы по защите своего земельного участка и возведенного на нем строения от негативного воздействия паводковых вод, суду не представлено.
Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданной 11.11.2021 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области», земельный участок с кадастровым номером 72:10:0805001:117 полностью расположен в границах зоны санитарной охраны для водозабора ОСВЗ ОАО «Водоканал», на территории которой, в том числе, бурение скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами геологического контроля и органами по регулированию, использованию и охране вод (л.д. 27об.-34). Сведения об ограничениях внесены 18.05.2021 года.
Между тем истцом не представлено суду доказательств того, что возведение бани ею согласовано с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами геологического контроля и органами по регулированию, использованию и охране вод. При этом суд считает, что такое согласование необходимо было истцу, так как, по мнению суда, спорный объект возведен с нарушением почвенного слоя, по следующим основаниям.
Согласно акту обследования нежилого объекта недвижимости – баня, расположенном на вышеуказанном земельном участке, от 20 января 2022 года № 1, подготовленного АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», объект состоит из следующих конструктивных элементов: 1. фундамент – бетонный, незаглубленный ленточный, сооружен сплошной бетонной полосой (лентой), находится на отметке выше уровня земли +0,30м., на песочной подушке 0,2 м.; 2. стены и перегородки - бревенчатые; 3. перекрытия – деревянные; 4. крыша – металлопрофиль. Построенный объект отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным и строительным нормам и правилам, государственным стандартам, действующим на территории Российской Федерации, обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
Согласно пояснений представителя истца, данных в ходе судебного заседания спорное нежилое строение баню трудно перенести в другое место, так как она находится на фундаменте. Кроме того, истец просит признать право собственности на нежилое строение хозяйственного назначения, намерена зарегистрировать право собственности на указанный объект в соответствии с действующим законодательством, что позволит ей ввести в гражданский оборот спорный объект, как объект недвижимости.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
К некапитальным строениям, сооружениям относятся - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительств (ст. 130 ГК РФ).
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу определяющими факторами являются следующие:
1) при наличии фундамента у постройки невозможно ее отделение от него и дальнейшее свободное перемещение без причинения объекту несоразмерного вреда;
2) наличие подведенных коммуникаций;
3) объект представляет собой цельное сооружение и не может быть разобран на части и перемещен в иное место.
По мнению суда возведенная истцом баня не является временной постройкой, так как, во-первых, она имеет фундамент и ее отдельное перемещение невозможно, во-вторых, в силу назначения спорного объекта, для нормального функционирования бани потребуется подведение водопровода и иных инженерных сетей (канализации). Следовательно, спорная баня может быть отнесена к объекту недвижимости.
Таким образом, суд полагает, что истцом не представлено доказательств возведения спорного объекта с соблюдением требований действующего законодательства, отсутствие защищающих гидротехнических сооружений от затопления, подтопления исключают надежность возведенного истцом строения и не обеспечивают возможность безопасного пребывания в нем и сохранность имущества истца. При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные ФИО3 требования не подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о признании права собственности на нежилое строение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Ю.П. Липчинская
Решение в окончательной форме изготовлено 28.02.2022 года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-25/2022 и хранится в Ишимском районном суде Тюменской области.
Судья Ю.П. Липчинская