Дело № 2-25/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Троицк Челябинская область 28 января 2022 год
Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Обуховой И.Р., с участием прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» Троицкого района о возложении обязанностей в сфере охраны окружающей среды,
установил:
Прокурор обратился с иском в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды при осуществлении хозяйственной деятельности администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» Троицкого района (далее по тексту администрация сельского поселения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности в учреждении образуются следующие виды отходов: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, отходы мебели из разнородных материалов, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, системный блок компьютера, утративший потребительские свойства, клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства.
При использовании указанных отходов необходим паспорт образования отходов.
Однако указанный паспорт не разработан, не утвержден.
Нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, поскольку влияет на законность размещения отходов производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации здания.
На основании изложенного прокурор просит возложить обязанность на администрацию сельского поселения утвердить паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала. Доводы привела, указанные в иске, не возражала против определения срока исполнения решения до 01.03.2022 г.
Представитель ответчика – администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» в судебном заседании не участвовал, извещен судебной повесткой, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия, указав, что работа по паспортизации отходов начата, просили установить срок для исполнения до 01.03.2022 г.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, паспорт отходов I - IV классов опасности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности". Федеральный классификационной каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 распределяет отходы по классам опасности.
Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется лицами в процессе деятельности которых образуются отходы, на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, в соответствующей форме
Копия паспорта а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Данный паспорт является основанием для проведения контрольных мероприятий со стороны указанного органа.
Несоблюдение требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.
Однако судом установлено, ответчиком не оспорено, что при осуществлении деятельности администрацией сельского поселения образуются отходы IV и V классов опасности, в частности: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, отходы мебели из разнородных материалов, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, системный блок компьютера, утративший потребительские свойства, клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства.
Осуществление деятельности с нарушением законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности нарушает права граждан на проживание и пребывание в экологически безопасных условиях.
Не исполнение требований законодательства является основанием для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности исполнить обязательства в натуре.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
Суд считает возможным установить срок до 01.03.2022 г.
Суд считает данный срок обоснованным, поскольку исполнение судебного решения не требует значительных финансовых затрат, изменений бюджетного финансирования, не требуют значительного времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56,198 ГПК РФ,
решил:
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» Троицкого района Челябинской области утвердить паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности администрации в срок до 01 марта 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья: Е.В. Черетских