45RS0017-01-2023-000490-13
Дело №2-25/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сафакулево Курганской области 26 января 2023 года
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Демидовой Л.С., при секретаре Мухаррамовой И.М.,
с участием представителя истца по доверенности Карпеева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельниковой Е.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Стрельникова Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, указав в обоснование своих требований, что 31.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации, размещенного в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgy.gov.ru/, опубликовано извещение № о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельных участков.
Аукцион проводится на электронной площадке «АО «ЕЭТП», размещенной на сайте АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 26.07.2023 № 612-р «О проведении электронных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков».
Организатор электронного аукциона: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Электронная площадка: АО «Единая электронная торговая площадка». Оператор электронной площадки: Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка».
Предметом аукциона является право заключения договора аренды следующих земельных участков:
земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:1343, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Сафакулевский район, в границах землепользования ТОО «Сибиряк», указанного в извещении как лот № 16;
земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2259, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, указанный в извещении как лот № 19;
земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2262, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, указанный в извещении как лот № 20;
земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2324, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, с. Сафакулево, в границах землепользования СПК «Зауралье», указанный в извещении как лот № 21.
По данному извещению Стрельниковой Е.В. была подана заявка и внесены задатки по лоту № 16, 19, 20, 21.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие к аукционе заседания комиссии по проведению аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности Курганской области, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Курганской области от 03.10.2023, Стрельникова Е.В. была признана единственным участником аукциона по указанным выше лотам.
В соответствии с п. 12 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ аукцион по данным лотам признан несостоявшимся, и Стрельникова Е.В. как единственный участник была признана победителем по указанным выше лотам, согласно п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Однако следует отметить, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 45:17:000000:1343, 45:17:000000:2259, 45:17:000000:2262, 45:17:000000:2324, в извещении о проведении аукциона и в самой аукционной документации организатор торгов не указал сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства; о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность; максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о сроке действия технических условий; о плате за подключение на дату опубликования извещения.
Стрельникова Е.В. считает, что отсутствие указанных выше сведений о предмете аукциона в полном объеме по указанным выше лотам является незаконным и необоснованным, и по смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ имеет право на разрешение спора в судебном порядке.
В силу подпункта 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
В нарушение ст. 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 45:17:000000:1343, 45:17:000000:2259, 45:17:000000:2262, 45:17:000000:2324, отсутствовали сведения о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. На момент принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона технические условии подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения должны быть получены уполномоченным органом.
В нарушение п. 2 ст. 448 ГК РФ в извещении о проведении торгов надлежащим образом не был определен предмет торгов, поскольку технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении спорного земельного участка не были определены.
Размещенная организатором торгов информация являлась недостоверной, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе заседания комиссии по проведению аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности Курганской области, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Курганской области от 03.10.2023, является недействительным.
Отсутствие в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения противоречит требованиям, установленным подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ.
Из содержания извещения, размещенного 31.08.2023 на сайте torgi.gov.ru, следует, что информация о наличии технических условий на подключение водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и о плате за подключение (технологическое присоединение) не была опубликована.
Не указание в извещении о проведении торгов информации о плате за подключение (технологическое присоединение) является нарушением требований ст. 39.11 ЗК РФ. Организатор аукциона обязан был устранить выказанные выше нарушения и отказаться от проведения аукциона до устранения нарушений и выполнений всех требований законодательства.
Таким образом, организатором аукциона – Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области не была соблюдена процедура организации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
Истец просил признать недействительным аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами, отнести судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины на ответчика.
Истец Стрельникова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом.
Представитель истца Карпеев А.Н., участие которого было обеспечено посредством видеоконференц-связи на базе Советского районного суда г. Воронежа, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что согласно Приказу Минэкономразвития № 338 на землях, которые относятся к категории сельскохозяйственного использования, имеется возможность строительства вспомогательных объектов для использования их по назначению, то есть для сельскохозяйственного производства, в частности, если будет разведение КРС, имеется возможность строительства баз для их содержания, если будет выращивание сельскохозяйственных культур, то имеется возможность строительства каких-либо зданий, сооружений для хранения этой продукции. Это будут временные сооружения вспомогательного характера для непосредственного использования земельных участков по назначению, соответственно, какого-либо прямого запрета по строительству таких объектов не имеется. Став победителем его доверительница планировала разведение КРС на данных объектах, а часть использовать под заготовку кормов, и соответственно построить базы для этих животных. В связи с тем, что нет информации, позволяющей определить технологическое присоединение к инженерным сетям, в частности воду, свет и прочее, сложилась такая ситуация, что было неактуальным заключение договоров аренды и ведения дальнейшего бизнеса в этой сфере.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. В письменном отзыве, представленном в суд, указал, что в исковом заявлении применены положения статьи 39.11 ЗК РФ в редакции, не действующей на момент проведения аукциона.
В действующей редакции Земельного кодекса ст. 39.11 установлен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно данному порядку получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, предусмотрено подп. 4 п. 3, подп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ только в том случае, если образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона.
В данном случае Департаментом не осуществлялось образование земельных участков для целей проведения торгов. Спорные участки, уже образованные и стоящие на государственном кадастровом учете, были приняты Департаментом в собственность Курганской области из муниципальной собственности.
Кроме того, кроме того, согласно указанным нормам права получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, необходимо только если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка предусматривается возможность строительства на нем зданий, сооружений.
В данном случае, ни видом разрешенного использования спорных земельных участков, ни аукционной документацией какое-либо строительство на участках не предусматривалось, тем более, строительство капитальных объектов, в связи с чем информация о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, как и информация о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, не должна была быть и не указана в извещении о проведении торгов.
Кроме того, спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, а в соответствии с положениями ст. 79 ЗК РФ строительство на землях, являющихся сельскохозяйственными угодьями, запрещено, так как они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, указанные в исковом заявлении Стрельниковой Е.В. нормы Земельного кодекса РФ Департаментом нарушены не были.
Указанные истцом положения статьи 39.11 ЗК РФ были бы применимы, если бы вид разрешенного использования земельных участков и Департамент, как собственных данных участков, предполагали строительство на них объектов. Тогда это было бы отражено в извещении о проведении аукциона.
В данном же случае целью принятия земельных участков в собственность Курганской области и соответственно оспариваемых торгов было вовлечение в оборот сельскохозяйственный угодий для их обработки с учетом государственной политики, а не для целей строительства объектов.
Также ответчик указал, что Стрельниковой Е.В. были поданы серии подобных жалоб в Управление Федеральной антимонопольной службы России, что указывает на возможные целенаправленные действия заявителя, о чем Департаментом было сообщено в правоохранительные органы.
Аукционная документация была размещена задолго до подачи участниками заявок и проведения аукциона. Извещение не содержало сведений о возможности строительства на выставленных на аукцион земельных участках сельхозназначения – ни параметров объектов капитального строительства, ни сроков строительства, ни технических условий их подключения. Также не предусматривал возможности осуществления строительства и проект договора аренды в составе аукционной документации.
Таким образом, из аукционной документации четко следовала цель аукциона. В случае каких-либо вопросов к предмету торгов и порядку использования выставленных на аукцион земельных участков, у всех заинтересованных лиц была возможность обратиться в Департамент за разъяснениями положений аукциона.
Вместе с тем, Стрельникова Е.В. в своих заявках указала, что ознакомлена с границами земельных участков на местности, со всеми сведениями о предмета аукциона, с документами, касающимися предмета аукциона, претензий не имеет.
Ответчик полагает, что подавая заявки на участие в аукционах, Стрельникова Е.В. изначально не имела намерения заключать по их итогам договоры аренды, истец по аналогичным основаниям обращалась с жалобой в УФАС не в период проведения аукционов, а уже после направления ей для подписания договоров.
Департамент, как уполномоченный от имени собственника земельных участков орган, не имел намерения передавать сельскохозяйственные угодья для строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть заменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использовать указание земель для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, какое-либо строительство на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц акционерного общества «Единая электронная торговая площадка», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, в письменном отзыве, представленном в суд, указал, что Департаментом были приняты в собственность Курганской области из муниципальной собственности уже сформированные земельные участки. Ни видом разрешенного использования земельных участков, ни аукционной документацией какое-либо строительство на участках не предусматривалось. Земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, а в соответствии с положениями ст. 79 Земельного кодекса РФ строительство на землях, являющихся сельскохозяйственными угодьями, запрещено, так как они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом, указанные в исковом заявлении Стрельниковой Е.В. нормы Земельного кодекса РФ Департаментом нарушены не были, поскольку какое-либо строительство на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрено. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел настоящее дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав объявления лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ч. 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 1 ст. 7 ЗК РФ Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд (ч. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, земельные участки с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» используются для ведения сельского хозяйства; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20 (например, растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, животноводство и др.), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из Приложения N 6 к Порядку заполнения формы сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, утв. Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@, следует, что для земельных участков с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» характерны коды видов использования земель, относящиеся к группе номера 141 (для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий) (коды 141000000000 - 141014000000).
Вместе с тем, в утвержденном Министерством экономического развития Российской Федерации Классификаторе отсутствует такой вид разрешенного использования как «для сельскохозяйственного производства».
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Согласно ч. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В вопросе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014) разъяснено, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В силу подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
В судебном заседании установлено, что ответчиком на официальном сайте http://torgy.gov.ru/ размещена информация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельных участков, среди которых: земельный участок с кадастровым номерам: 45:17:000000:1343, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Курганская область, Сафакулевский район, в границах землепользования ТОО «Сибиряк», указанный как лот № 16; земельный участок с кадастровым номерам: 45:17:000000:2259, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, указанный как лот № 19; земельный участок с кадастровым номерам: 45:17:000000:2262, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, указанный как лот № 20; земельный участок с кадастровым номерам: 45:17:000000:2324, расположенный по адресу: Курганская область, Сафакулевский район, с. Сафакулево, в границах землепользования СПК «Зауралье», указанный как лот № 21.
В сведениях о данных земельных участках указано, что разрешенным использованием земельных участков является: для сельскохозяйственного производства, категории земель: земли сельхозназначения, общий срок аренды: 5 лет.
В п. 11 извещения о повторном проведении электронных аукционов указано, что более подробную информацию можно получить в Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области по указанным номерам телефонов и (или) на сайтах http://torgy.gov.ru/, www.roseltorg.ru, www.dizo.kurganobl.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе заседания комиссии по проведению аукциона по продаже земельного участка, находящегося в собственности Курганской области от 03.10.2023 Стрельникова Е.В. была признана единственным участником аукциона по указанным лотам.
Исходя из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:1343, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Курганская область, Сафакулевский район, в границах землепользования ТОО «Сибиряк», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2259, местоположение: Курганская область, Сафакулевский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2262, местоположение: Курганская область, Сафакулевский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 45:17:000000:2324, местоположение: Курганская область, Сафакулевский район, с. Сафакулево, в границах землепользования СПК «Зауралье», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
К материалам дела также приобщены бланки договоров №-з, 1696-з, 1697-з, 1698-з аренды указанных выше земельных участков.
Как следует из пояснений представителя истца Карпеева А.Н., указанные договоры были подписаны обеими сторонами, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, где имеются записи о наличии ограничения прав и обременения указанных объектов недвижимости в виде аренды на основании договоров аренды земельных участков со Стрельниковой Е.В.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области жалоба Стрельниковой Е.В. на действия организатора торгов – Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области при проведении электронного аукциона на право аренды земельных участков (извещение №, на сайте http://torgy.gov.ru/, на сайте электронной торговой площадки http://torgy.gov.ru/new/public/notices/view/21№) признана необоснованной.
Из ответа, представленного Администрацией Сафакулевского муниципального округа Курганской области, следует, что Генеральный план зонирования муниципального образования «Сафакулевский муниципальный округ», а также Правила землепользования и застройки Сафакулевского муниципального округа Курганской области находится в стадии разработки. В соответствии со стст. 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ для категории земель из категории сельскохозяйственного назначения, к которым, в частности относятся спорные земельный участки с кадастровыми номерами 45:17:000000:1343, 45:17:000000:2259, 45:17:000000:2262, 45:17:000000:2324, с видами разрешенного использования: для сельскохозяйственного прозводства, радостроительные регламенты не устанавливаются. Документы, содержащие сведения о том, к какому виду сельскохозяйственного производства относятся спорные земельный участки (залежные земли, пашни и т.п.), отсутствуют.
Вместе с тем, в материалы дела представлены схемы расположения земельных участков на публичной кадастровой карте, из которых следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 45:17:000000:1343, 45:17:000000:2259, 45:17:000000:2262, расположена пашня, на земельном участке с кадастровым номером 45:17:000000:2324, расположены пашня, сенокос.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами, принадлежащие на праве собственности Курганской области, относятся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположены за пределами населенного пункта и являются сельскохозяйственными угодьями, используемые как «пашня» и «сенокос».
Согласно пунктам 1, 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации пашни отнесены законодателем к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; при этом использование указанной земли, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанный Федеральный закон допускает оборот земель сельскохозяйственного назначения на основе принципа сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения допускается в другую категорию земель в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Таким образом, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья.
Между тем из доказательств по делу видно, что представленные документы не содержат сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственных угодий, на которых располагаются спорные земельные участки; каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия спорных земельных участков из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой их ценности, не представлено, при этом представленные администрацией Сафакулевского муниципального округа ответы, подтверждают отношение спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям.
Аналогичная позиция отражена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2021 N 48-КАД21-9-К7.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в извещении о проведении указанного выше аукциона, с учетом того, что спорные земельный участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, были опубликованы все необходимые сведения, исковые требования Стрельниковой Е.В. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь стст.167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Стрельниковой Е.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельных участков отказать.
Мотивированное решение составлено 30 января 2024 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Сафакулевский районный суд Курганской области.
Судья Л.С. Демидова