Буздякский районный суд Республики Башкортостан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Буздякский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-26/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Буздяк 14 марта 2012 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З., с участием помощника прокурора Буздякской районной прокуратуры РБ Г., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации К. о признании бездействия администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным, обязании администрации К. обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Буздякского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации К. указывая, что при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, установлено, что на территории К. имеются объекты культурного наследия, а именно памятники истории и архитектуры - Н. дворец, мечеть, парки- Верхний и Нижний. выявленные могилы- мусульманское кладбище, надгробные плиты, Я. курганы, которые согласно перечня объектов культурного наследия, расположенных на территории , выданных М., являются объектами культурного наследия (памятниками истории и архитектуры) на основании постановления Совета Министров БАССР №390 от 19.07.1976 г., Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан №6-2/251в от 12.06.1992 г., Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г. Согласно указанного перечня, мусульманское кладбище, расположенное в , Я. курганы, расположенные , также являются объектами культурного наследия. Администрацией К. права собственности на объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они располагаются не оформлены, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанные объекты культурного наследия и их регистрации не принимались. Поскольку указанные объекты культурного наследия являются бесхозяйными, отсутствие собственника данных объектов влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия(памятников истории и культуры). Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объектов культурного наследия, а также ухудшения их технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Бездействием администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать объекты культурного наследия: памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки - Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, бесхозяйными объектами; признать бездействие администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, незаконным; обязать администрацию К. в месячный срок обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории К.- памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, а также обязать администрацию К. по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанных объектов культурного наследия и установлением информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.
В судебном заседании прокурор иск поддержал в части признания бездействия администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, незаконным, а также обязании администрации К. обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории К. - памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы.
В судебном заседании глава администрации К. Ш. иск признала, суду пояснил, что указанные в иске объекты культурного наследия расположены на территории К., чьей-либо собственностью не являются и на балансе у кого-либо не состоят. Земельный контроль в границах объектов культурного наследия не осуществляется. Паспорта на объекты культурного наследия не имеются. С заявлением о постановке на учет, для признания бесхозным своевременно не обратилась, из-за отсутствия финансовых средств.
Заслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в собственности поселений.
Как было установлено в судебном заседании, права собственности на объекты культурного наследия, а именно памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки - Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, включенные в перечень объектов культурного наследия, расположенные на территории К., не имеют собственников, а также администрацией сельсовета не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанные объекты культурного наследия, что доказывает бездействие ответчика по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов и противоречащими п.13 ч.1. ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в собственности поселений (п.9 ч.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г №131-ФЗ).
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Суд считает, что не обращение Администрации К. в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требование прокурора о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия на ответчика как орган местного самоуправления, является верным.
Как следует из материалов дела, право владения, пользования и распоряжения объектами указанного культурного наследия, нигде не зарегистрированы, договора аренды, безвозмездного пользования на объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они расположены, не регистрировались, и на учет в качестве бесхозяйных вещей не поставлены, что подтверждается информационным письмом отдела Р. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Справки У. от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждают о том, что выявленные могилы-надгробные плиты, мусульманское кладбище, Н. дворцовый комплекс «Верхний парк», Килимовский дворцовый комплекс «Нижний парк», Мечеть, Н. дворец, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы в реестре муниципального имущества Б. не значатся.
Согласно информационного письма Министерства земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть. Парки- Верхний и Нижний, выявленные могилы - мусульманское кладбище, надгробные плиты, выявленные памятники археологии- Я. курганы на учете в реестре государственного имущества РБ не состоят.
Судом установлено, что объекты культурного наследия, а именно памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, выявленные могилы- мусульманское кладбище, надгробные плиты, выявленные памятники археологи- Я. курганы, являются бесхозяйными, что приводит к их дальнейшему разрушению. Кроме того, невыполнение действий по постановке указанных объектов культурного наследия на учет как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
На основании изложенного заявление прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации К., подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации К., выразившееся в неосуществлении действий по постановке объектов культурного наследия: памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, на учет.
Обязать администрацию К. до ДД.ММ.ГГГГ обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории К.- памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы.
Взыскать с Администрации К. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд РБ.
Судья
Буздякского районного суда РБ: подпись И.З.Нагаев
Решение не вступило в законную силу.
Дело №2-26/2012г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска
с. Буздяк 14 марта 2012 года
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Буздякского районного суда РБ Нагаева И.З. с участием заместителя прокурора Буздякского района РБ Галиевой А.Ф., при секретаре Ситдиковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации К. о признании объекта культурного наследия бесхозяйным объектом, о признании бездействия администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным, обязании администрации К. обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по принятию ее в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия,,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Буздякского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации К. указывая, что при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, установлено, что на территории К. имеются объекты культурного наследия, а именно памятники истории и архитектуры - Н. дворец, мечеть, парки- Верхний и Нижний. выявленные могилы- мусульманское кладбище, надгробные плиты, Я. курганы, которые согласно перечня объектов культурного наследия, расположенных на территории , выданных М., являются объектами культурного наследия (памятниками истории и архитектуры) на основании постановления Совета Министров БАССР №390 от 19.07.1976 г., Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан №6-2/251в от 12.06.1992 г., Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г. Согласно указанного перечня, мусульманское кладбище, расположенное в , Я. курганы, расположенные в , также являются объектами культурного наследия. Администрацией К. права собственности на объекты культурного наследия и земельные участки, на которых они располагаются не оформлены, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанные объекты культурного наследия и их регистрации не принимались. Поскольку указанные объекты культурного наследия являются бесхозяйными, отсутствие собственника данных объектов влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия(памятников истории и культуры). Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объектов культурного наследия, а также ухудшения их технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Бездействием администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать объекты культурного наследия: памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки - Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, мусульманское кладбище, расположенное в , Якуповские курганы, расположенные в бесхозяйными объектами; признать бездействие администрации К., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, незаконным; обязать администрацию К. в месячный срок обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории К.- памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки- Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, а также обязать администрацию К. по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанных объектов культурного наследия и установлением информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.
В судебном заседании прокурор от иска в части признания объектов культурного наследия: памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки - Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, бесхозяйными объектами и об обязании администрации К. по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанных объектов культурного наследия и установлением информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия отказался,просит в этой части производство по делу прекратить.
Возражений по прекращению производства по делу суду не заявлено.
Представитель администрации К. - глава администрации Ш. не возражает против прекращения производства по делу.
Судом сторонам разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Суд находит отказ от иска подлежащим принять, ибо эти действия не
противоречат закону, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.220, 221 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять от прокурора Буздякского района РБ отказ от иска в части признания объектов культурного наследия: памятники истории и архитектуры - Н. дворец, Мечеть, парки - Верхний и Нижний, мусульманское кладбище (надгробные плиты), памятники археологии- Я. курганы, бесхозяйными объектами и об обязании администрации К. по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанных объектов культурного наследия и установлением информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.
На определение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня провозглашения через Буздякский районный суд РБ.
Судья
Буздякского районного суда РБ: подпись И.З.Нагаев
Определение не вступило в законную силу.