ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2600/20 от 15.06.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... Дело 2-2600/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вахитовского района города Казани обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту – ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее по тексту – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани») о возложении обязанности организовать ремонт дороги.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Вахитовского района города Казани проведена проверка по обращению ФИО2 о ненадлежащем состоянии дорожного полотна на участке между домами от ....

Ранее ... прокуратурой Вахитовского района города Казани в адрес главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани» ФИО3 вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Проверкой установлено, что на муниципальной дороге между домами от ... до ... «а» по ... имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия.

... указанное представление рассмотрено с участием помощника прокурора Вахитовского района г. Казани на заседании районной межведомственной комиссии по профилактике должностных правонарушений, совершенствованию работы с кадрами и реализации в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани, Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, на котором сотрудниками администрации Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета г. Казани были даны разъяснения по фактам, указанным в представлении.

Как следует из ответа Администрации от ...... и Протокола ... от ... в связи с тем, что программа капитального ремонта городских и поселковых дорог на 2019 год и Программа ремонта дворовых территорий и внутриквартальных проездов ... на ... год по Вахитовскому району сформированы, утверждены и находятся на стадии реализации, в текущем году произведен текущий ремонт ям на проезжей части дороги возле дома от ....

Между тем, по настоящее время указанный участок дорожного полотна между домами от № ... ... также находится в непригодном состоянии. Для приведения данного участка дороги в нормативное состояние необходимо выполнение капитального ремонта проезжей части с полной заменой песчаного, щебеночного основания и укладкой асфальтобетона.

Кроме того, ... прокуратурой района проведена проверка состояния дорожного полотна на дорогах в Вахитовском районе г. Казани, в том числе по ...

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ГОСТа Р-50597-2017, на муниципальной дороге возле ..., а также между домами ..., имеются многочисленные повреждения (дефекты) асфальто-бетонного покрытия, а именно выбоины глубиной от ... см, длиной ... см, шириной ... см, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Указанные замеры и фиксация повреждений дорожного полотна произведены с помощью 3 метровой рулетки, дорожной универсальной рейки КП-231 и средства фотофиксации.

Истец полагает, что ненадлежащее исполнение возложенных законом на ответчика обязанности по содержанию в надлежащем состоянии указанного участка дороги приводит к грубым нарушениям прав и законных интересов жильцов рядом расположенных домов.

Поскольку состояние дороги на указанном участке не соответствует требованиям действующего законодательства, истец просил суд возложить на ИК МО города Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО ...» обязанность организовать ремонт дороги на участке между домами от №... ..., а также возле ... между домами ..., установив соответствующие недостатки в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков ИК МО города Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани» в судебноимк не признал.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вахитовского района города Казани проведена проверка по обращению ФИО2 о ненадлежащем состоянии дорожного полотна на участке между домами от №....

Проверкой установлено, что на муниципальной дороге между домами от №... ... имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия.

... указанное представление рассмотрено с участием помощника прокурора Вахитовского района г. Казани на заседании районной межведомственной комиссии по профилактике должностных правонарушений, совершенствованию работы с кадрами и реализации в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани, Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, на котором сотрудниками администрации Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета г. Казани были даны разъяснения по фактам, указанным в представлении.

Как следует из ответа Администрации от ...... и Протокола ... от ... в связи с тем, что программа капитального ремонта городских и поселковых дорог на 2019 год и Программа ремонта дворовых территорий и внутриквартальных проездов г. Казани на ... год по Вахитовскому району сформированы, утверждены и находятся на стадии реализации, в текущем году произведен текущий ремонт ям на проезжей части дороги возле дома от № ... ....

Между тем, по настоящее время указанный участок дорожного полотна между домами от № ... ... также находится в непригодном состоянии. Для приведения данного участка дороги в нормативное состояние необходимо выполнение капитального ремонта проезжей части с полной заменой песчаного, щебеночного основания и укладкой асфальтобетона.

Кроме того, ... прокуратурой района проведена проверка состояния дорожного полотна на дорогах в Вахитовском районе г. Казани, в том числе по ...

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ГОСТа Р-50597-2017, на муниципальной дороге возле ..., а также между домами ..., имеются многочисленные повреждения (дефекты) асфальто-бетонного покрытия, а именно выбоины глубиной от ... см, длиной ... см, шириной ... см, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Указанные замеры и фиксация повреждений дорожного полотна произведены с помощью 3 метровой рулетки, дорожной универсальной рейки КП-231 и средства фотофиксации.

Истец полагает, что ненадлежащее исполнение возложенных законом на ответчика обязанности по содержанию в надлежащем состоянии указанного участка дороги приводит к грубым нарушениям прав и законных интересов жильцов рядом расположенных домов.

Факт несоответствия вышеуказанных участков автомобильной дороги требованиям законодательства подтверждается актами обследования ... и ... и фотографиями.

Пунктами 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии с таблицей А.1 дефектом покрытия проезжей части является:

- выбоина – местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;

- пролом – полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;

- просадка – деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия;

- сдвиг, волна – неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа;

- гребенки – неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа;

- колея – деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора;

- необработанные места выпотевания вяжущего – излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета.

Таблицей 5.3 установлены размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.

В силу частей 1 и 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

На основании части 9 статьи 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Устава Муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от ......, к вопросам местного значения города Казани относятся:

В силу статьи 5 Устава Муниципального образования города Казани, структуру органов местного самоуправления города Казани составляют:

Представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума

Глава муниципального образования города Казани - Мэр города Казани

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет города Казани

контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казани.

Согласно части 16 статьи 40 Устава Муниципального образования города Казани Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и дорожного движения:

На основании части 2 статьи 7 Устава Муниципального образования города Казани управление районами города Казани осуществляется руководителями территориальных органов Исполнительного комитета, назначаемыми Руководителем Исполнительного комитета.

Финансовое обеспечение деятельности территориальных органов Исполнительного комитета осуществляется по сметам доходов и расходов, являющимся составной частью бюджета города Казани.

В соответствии с пунктом Положением о Муниципальном учреждении "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 N 6-2 «Об учреждении органа Исполнительного комитета г. Казани - Муниципального учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

В соответствие с разделом 3 Положения, к полномочиям администрации как территориального органа Исполнительного комитета города Казани относится организация осуществления дорожной деятельности в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.

При таких обстоятельствах, поскольку рассматриваемые участки автомобильных дорог, находящиеся в собственности города Казани, не содержатся в надлежащем виде и требуют ремонта, при этом организация дорожной деятельности и безопасности дорожного движения относится к компетенции муниципального образования, что соответствует полномочиям ИК МО г. Казани, а ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения отнесены к полномочиям Администрации района, то именно на данные органы следует возложить обязанность по устранению повреждений дорожного покрытия.

При этом суд учитывает сезонность выполнения дорожных работ и полагает целесообразным установить срок исполнения данного решения до ....

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» исполнить требования законодательства, в части принятия мер по организации и осуществлению дорожной деятельности в виде устранения повреждений дорожного покрытия на участке дороги между домами №... ..., а также возле ... в срок до ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья Г.Ф. Аюпова