Дело № 2-314/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Грязинский городской суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Бизиной Е.А
при секретаре Акуловой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Чистый город» к ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о взыскании задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречному иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ООО «Чистый город» об обязании заключить договор на оказание услуг по вывозу и утилизации ТКО исходя из объема вывезенного мусора или площади помещения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Чистый город» обратился с исковым заявлением к ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 6424 руб. за период с 01.11.2019г по 29.02.2020г., указав, что в апреле 2018 года по итогам конкурсного отбора состоялось подписание соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и ООО «Чистый город», наделенного статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Грязинского, Добринского и Усманского районов с 01.07.2018г. на основании Соглашения. Публичная оферта на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размещена ООО «Чистый город» в газете «Грязинские известия» № 59 (12449) от 29.05.2018 года, а также на официальном сайте ООО «Чистый город»: https://cleansity48.ru/. Таким образом, между ООО «Чистый город» и ответчиками заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения взыскателем публичной оферты. В период с 01.11.2019г по 29.02.2020г. ООО «Чистый город» надлежащим образом исполнены принятые на себя по договору обязательства, претензий по объему и качеству оказанных услуг от ответчиков не поступало. Просит взыскать с ответчиков в пользу ООО «Чистый город» задолженность в солидарном порядке за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019г по 29.02.2020г в сумме 6424 руб. 60коп., расходы по оплате государственной пошлины - 400 руб.
Впоследствии истец уточнил требования просил взыскать с ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 задолженность по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019г по 29.02.2020г. в сумме 5047руб. 84 коп., расходы по оплате госпошлины в сумме 400 руб.(л.д.74)
Ответчики ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО10 обратились с встречным иском к ООО «Чистый город» об обязании заключить договор с 25.11.2020г. на оказание услуг по вывозу и утилизации ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для наполнения ТКО, а не по нормативам, указывая на то, что 25.11.2020г. обратились с соответствующим заявлением, однако ответа не поступило.(л.д.91)
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Грязинского муниципального района, администрация сельского поселения Фащевский сельсовет.
Представитель истца ООО «Чистый город» ФИО13 в судебном заседании просил первоначальный иск удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, указывая на то, что действующее законодательство предусматривает только один способ расчета за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными (ТКО) отходами в многоквартирных домах и жилых домах – исходя из норматива накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО в Липецкой области установлены исходя из расчета на одного человека.
В судебном заседании ответчик ФИО1, ФИО4 исковые требования ООО «Чистый город» не признали, встречные требования поддержали, объяснили, что контейнер сбора мусора находится не далее 100 м от дома, где зарегистрированы ответчики по первоначальному иску. Дополнительно пояснили, что договора не заключали, тариф необоснованно завышен, кроме того, услугами не пользуются, мусор утилизируют самостоятельно, следовательно, обязанности по оплате не возникает. Также указали, что услуги оказываются ненадлежащего качества, площадки оборудованы ненадлежащим образом, кругом мусор.
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Фащевский сельсовет, администрация Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
Частью 5 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приведено понятие "твердых коммунальных отходов" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу статьи 24.7 названного закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4).
Пунктом 1 статьи 24.9 указанного Закона предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов (пункт 3).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 названного закона).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354, предусмотрен порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148.1).
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148.23).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (пункт 148.28)
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148.34).
Из указанных норм закона следует, что коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемая региональными операторами и связанная с жизнедеятельностью граждан в жилом помещении, относится к потребляемой коммунальной услуге, оплата которой рассчитывается исходя из количества проживающих в жилом помещении потребителей, нормативов потребления (накопления) указанной коммунальной услуги и единых тарифов, установленных уполномоченными органами субъекта Российской Федерации.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.
Судом установлено, что ООО «Чистый город» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов бессрочно на основании лицензии №№, которая предоставлена на основании решения лицензирующего органа от 11.05.2012г №№(л.д.16)
30.04.2018 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и ООО «Чистый город» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области, по условиям которого Управление наделило победителя конкурсного отбора регионального оператора ООО «Чистый город» статусом регионального оператора на срок настоящего соглашения в зоне Грязинская Липецкой области. (л.д.26)
Согласно п. 2.3 соглашения в случае, если региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями до даты, указанной в п. 2.1 настоящего соглашения, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором на основании публичного договора, составленного в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2016г. №1133.
Заключение публичного договора осуществляется любыми не противоречащими законодательству способами, в том числе, путем размещения публичной оферты в средствах массовой информации в сети Интернет.
Договор оказания услуг по обращению с ТКО между ООО «Чистых город» и собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накоплений которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, включающей территории Грязинского, Добринского, Усманского муниципальных районов Липецкой области, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в виде публичной оферты опубликован в номере районной газеты «в газете «Грязинские известия» № 59 (12449) от 29.05.2018 года с указанием всех существенных условий, необходимых для данного вида договора.(л.д.12)
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области» от 09.02.2017г. установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области: для объекта - индивидуальные жилые дома – 3,28 куб. м. на 1 чел. в год, приказом (л.д.35)
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области» от 11.07.2018г. внесены изменения в установленный норматив накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области: для объекта - индивидуальные жилые дома – 3,28 куб. м. на 1 чел. в год, снижен до 2,04 куб.м. на 1 чел в год (л.д.35-37)
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 20.12.2018 г. № 54/8 "О предельных единых тарифах на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Чистый город» на территории зоны Грязинская Липецкой области (Грязинский район, Добринский район, Усманский район) на 2019-2021 годы» тарифы для населения, с учетом НДС, были установлены в период с 01.01.2019 г. по 30.06.2021 г. в размере 509,89 руб./куб.м, в период с 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г. – в размере 530,28 руб.(л.д.42)
Размер тарифа, указанный в договоре, соответствовал данному постановлению.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ее несовершеннолетние дети ФИО18 и ФИО19, в интересах которых действует ФИО1 являются собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Липецкая <адрес> в равных долях по 1/3 доли каждый.(л.д.112)
В указанном жилом помещении в спорный период зарегистрированы: ФИО1,ее несовершеннолетние дети ФИО20 и ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО12, несовершеннолетняя ФИО22, ФИО10(л.д.116,9)
Доказательств временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354 в материалы дела не представлено.
Между ООО «Чистый город» и администрацией Фащевского муниципального района Липецкой области утвержден и согласован маршрутный график вывоза твердых коммунальных отходов, согласно которому вывоз ТКО из с. Фащевка осуществляется посредством сбора еженедельно по вторникам, четвергам, пятницам, воскресеньям (л.д.43)
Судом установлено, что ООО «Чистый город» предоставляет услугу по вывозу мусора сельскому поселению согласно территориальной схеме по обращению с отходами, утвержденной главой администрации сельского поселения. Бункер для сбора мусора установлен по <адрес> и по <адрес>. Данный бункер включен в схему, по которой движется мусоровоз.(л.д.43,162).
Факт движения мусоровоза в период с 01.11.2019г. по 29.02.2020г. по маршруту, указанному в схеме, подтверждается предоставленными сведениями, а именно путевыми листами (л.д.163).
Сведений о заключении ответчиками договоров об утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией не представлено, представленные ответчиками в материалы дела фотографии, не являются безусловным основанием для освобождения ответчиков от оплаты за услуги по обращению с ТКО и не свидетельствуют о том, что ответчиками утилизируется весь бытовой мусор способами, не нарушающими санитарное законодательство.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ООО «Чистый дом» к ответчикам являются обоснованными, исходя из того, что сложившиеся между сторонами отношения в период с ноября 2019г по 29.02.2020г. признаются договорными в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации, фактически ООО «Чистый город» оказывало услуги и несло расходы по вывозу и утилизации ТКО, а ответчики являлись потребителями услуги по обращению с ТКО.
Довод ответчиков по первоначальному иску о том, что истец оказывал услуги ненадлежащего качества являются голословными, доказательств не представлено.
Довод о том, что договор не заключался, сторонами не подписывался судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно п. 8.12 Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Публичная оферта размещена в номере районной газеты «в газете «Грязинские известия» № 59 (12449) от 29.05.2018 года с указанием всех существенных условий, необходимых для данного вида договора(л.д.12)
Доказательств того, что ответчики направляли мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора или договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не представлено. В материалы дела представлены заявления ФИО1 от 25.02.2020г., от 25.02.2020г, от 03.08.2020г. в которых не содержалось требований об изменении условий договора.(л.д.200-202)
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, положений раздела I (1) Постановления N 1156 указано, что отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, в связи с чем договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором проекте договора, в силу нормативных требований действующего законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ для собственников ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО, является обязательной.
С начала деятельности регионального оператора собственники ТКО лишены возможности по своему усмотрению распоряжаться ТКО, кроме как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
При этом, отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не являются потребителями указанной услуги.
Таким образом, суд приходит к выводу, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с ответчиками на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Само по себе отсутствие письменного договора между сторонами на предоставление данной услуги не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании задолженности по оплате оказанной услуги и признании данного договора незаключенным. Фактическое пользование потребителем услуги обязанной стороны следует считать как акцепт оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997г. N155 (в редакции, действовавшей на момент возникновения отношений), предусматривающими возможность заключения договора путем направления платежных документов, содержащих все необходимые реквизиты.
Из материалов дела следует, что ООО «Чистый город» свои обязательства по договору исполняло надлежащим образом путем регулярного вывоза ТКО в соответствии с утвержденным графиком по утвержденному маршруту, что подтверждается схемой движения, путевыми листами за спорный период.
Судом установлено, что ответчики свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполняли, в связи с чем, образовалась задолженность за период с 01.11.2019г по 29.02.2020 в сумме 5047руб. 84 коп. Порядок расчета задолженности ответчиками не оспаривался. Представленный истцом расчет задолженности проверен судом, признан арифметически верным, соответствующим нормам действующего законодательства.(2,7куб.м/12(месс)х509,89=114,73 на 1 чел в месяц).
1147,3 (114,73 на 11 (кол-во зарегистрированных)х4 мес (спорный период по требованиям истца)=5048 руб. 12 коп.
Довод ответчиков о несогласии с установленными тарифами и нормативами, не является основанием для перерасчета, с самостоятельными требованиями об оспаривании нормативно-правовых актов, устанавливающих нормы и тарифы ответчики не обращались.
Учитывая изложенное, требования ООО «Чистый город» о взыскании образовавшейся задолженности по оплате услуг за обращение с ТКО за период с 01.11.2019г по 29.02.2020 в сумме 5047руб. 84 коп. в солидарном порядке являются законными и обоснованными.
Рассматривая встречные требования ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ООО «Чистый город» об обязании заключить договор на оказание услуг по вывозу и утилизации ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или массы) ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для наполнения ТКО, а не по нормативам суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Частью (пунктом) 1 ст. 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" предусмотрено, что в силу п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (п. 2 ст. 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (п. 2 ст. 158, п. 3 ст. 432 ГК РФ) (п. 1).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида (например, условия, указанные в статьях 555 и 942 ГК РФ).
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой (п. 2).
Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абзац 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ) (п. 38).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Отношения в сфере обращения с ТКО прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ст. 24.7 указанного закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила N 1156).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые предусматривают предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю на основании возмездного договора.
Согласно п. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Абзац второй пункта 148 30 Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
В Липецкой области способ расчета за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными (ТКО) отходами в многоквартирных домах и жилых домах установлен – исходя из норматива накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО в Липецкой области установлены исходя из расчета на одного человека. (Приказ управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области» от 09.02.2017г., Постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 20.12.2018 г. № 54/8 "О предельных единых тарифах на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Чистый город» на территории зоны Грязинская Липецкой области (Грязинский район, Добринский район, Усманский район) на 2019-2021 годы»)
Учитывая изложенное, встречное требование ответчиков о возложении обязанности на ООО «Чистый город» производить расчет исходя из площади жилого помещения, является необоснованным.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Липецкой области рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Учитывая изложенное, встречное требование ответчиков о возложении обязанности на ООО «Чистый город» о возложении обязанности на ООО «Чистый город» производить расчет исходя из фактически сдаваемого объема, является также необоснованным.
Довод ответчиков о том, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) предоставляют различные расчеты оплаты основан на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков расходов по оплате государственной пошлины в размере по 50 руб. с каждого.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ООО «Чистый город» к ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 о взыскании задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить. Взыскать с ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в пользу ООО «Чистый город» задолженность по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019 г. по 29.02.2020 г. в сумме 5047 руб. 84 коп. в солидарном порядке.
Взыскать с ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в пользу ООО «Чистый город» задолженность по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами расходы по оплате госпошлины в сумме по 50 руб. с каждого.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к ООО «Чистый город» о заключении с ответчиками договора на вывоз ТКО исходя из объема вывезенного мусора или площади помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Бизина
Решение в окончательной форме принято,