ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2601/2016 от 26.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Красноярск 26 апреля 2016г.

Ленинский районный суд г.Красноярска в составе

председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.

при секретаре Настенко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства образования Красноярского края к ФИО1 о взыскании единовременной социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами

У С Т А Н О В И Л :

Министерство образования Красноярского края обратилось в суд с иском к ФИО1 в котором просит обязать ФИО1 возвратить единовременную социальную выплату, а также выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 371 562 руб. 70 коп.

Требования мотивированы тем, что 07.06.2013г. Министерством образования Красноярского края выдано Уведомление № 4980 ФИО1 о включении ее в список получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае. В соответствии с подпрограммой 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» государственной программы Красноярского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. № 508-п реализация мероприятий, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета осуществляется путем предоставления единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита (займа) в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края. Подпунктом 21 пункта 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» государственной программы края «Развитие образования» предусмотрено, что в случае расторжения с получателем социальной выплаты трудового договора (соглашения), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора (соглашения), предусматривающего не менее чем пятилетний срок трудовых отношений, до истечения пяти лет с момента обращения заявителя за получением социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 5, 7 части первой статьи 77, пунктами 3, 5, 6, 8, 11 части первой статьи 81, пунктом 4 части первой статьи 83, пунктами 1, 2 статьи 336 ТК РФ, получатель социальной выплаты в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвращает в Министерство полученные средства социальной выплаты. Согласно записи №8 от 31.08.2015г. в трудовой книжке ФИО1 уволена по собственному желанию из МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» в соответствии с пунктом 3 статьей 77 ТК РФ. ФИО1 должна была в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвратить в Министерство полученные средства социальной выплаты, чего сделано не было. В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» государственной программы края «Развитие образования» при установлении факта несоблюдения обязательств по возврату средств социальной выплаты в установленный срок Министерство направляет письменное уведомление получателю социальной выплаты о возврате в 10-дневный срок с момента получения уведомления о возврате денежных средств социальной выплаты в полном объеме в Министерство. Получатель социальной выплаты в течение 10 дней с момента получения Уведомления о возврате обязан произвести возврат денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты, в полном объеме в Министерство. Министерством отправлено письменное уведомление от 05.10.2015г. №75-10361 в адрес ФИО1 о возврате единовременной социальной выплаты. ФИО1 отказалась добровольно возвратить указанные денежные средства. В связи с этим с ФИО1 в пользу Министерства подлежит взысканию сумма в размере 360 000 руб., а также сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 562 руб. 70 коп.

Представитель Министерства образования Красноярского края ФИО2, полномочия проверены, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признала, представила письменные возражения на иск, мотивированные следующим. ФИО1, как молодому педагогу, представлена единовременная социальная выплата в размере 360 000 руб. в размере и в рамках подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. №508-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования». Обязанность о возврате полученной единовременной социальной выплаты исходит из положений пп. 21 п.3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли», утвержденной Постановлением правительства Красноярского края от 30.09.2013г. №508-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования». Данный подпункт распространяется на всех получателей указанной единовременной социальной выплаты и предполагает принятие получателем (в том числе и ФИО1) обязанности отработать пятилетний срок в той образовательной организации, в которой он работал на момент обращения в министерство за получением этой единовременной социальной выплаты. С 2008 года ФИО1 была принята на работу в МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» на должность учителя, где проработала до 31.08.2015г. на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок, после чего в связи с реорганизацией МБОУ ЦО № 4 путем присоединения его к МБОУ СОШ № 47 с ФИО1 были расторгнуты трудовые отношения на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ. С 01.09.2015г. в связи с недостаточной учебной нагрузкой в МБОУ СОШ № 47 ФИО1 трудоустроили на должность учителя в МБОУ СОШ № 44, где она продолжает работать в настоящее время. Поскольку единовременная социальная выплата была получена в 2013 году, Министерство считает, что ответчику следовало 5 лет отработать в МБОУ ЦО № 4, то есть там, где она работала на момент получения социальной выплаты. Ни сама программа, ни подпрограмма не содержат условий о конкретном месте работы получателя социальной выплаты после ее получения, заключенный с ответчиком договор также не содержат таких условий о конкретном месте работы. Вместе с тем, и на момент получения выплаты, и на сегодняшний момент ответчик работает в образовательном учреждении - в школе учителем, её стаж не прерывался, трудоустройство в МБОУ СШ №44 последовало на следующий день после расторжения трудового договора с МБОУ ЦО № 4, о чем Министерство образования было поставлено в известность. Кроме того, п. 21 подпрограммы 3 напрямую предусматривает, что в случае не заключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения нового трудового договора (соглашения) с общеобразовательным учреждением социальная выплата подлежит возврату в Министерство. Данное условие ответчиком не нарушено. При этом сам по себе факт расторжения договора с одной школой по положениям, перечень которых содержится в п. 21 подпрограммы 3, не может служить основанием для обязания возвратить полученную сумму социальной выплаты, поскольку целевое назначение предоставленной выплаты сохраняется, ответчик продолжает работать в школе, а конкретное образовательное учреждение, в котором следует отработать получателю выплаты в условиях программы не значится. В соответствии с разделом 3 вышеуказанного постановления, к целям программы в области общего образования относится, в частности, повышение доступности и качества образования, а также с учетом демографического прогноза планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ: до 2020 года должно быть построено в дополнение к имеющимся 12 новых зданий школ и 18 зданий для замены действующих аварийных зданий. Задачей подпрограммы 3 является, в том числе и содействие сокращению педагогических вакансий в образовательных учреждениях края посредством привлечения, закрепления и создания условий для профессионального развития педагогов образовательных учреждений края, в том числе за счет привлечения молодых учителей в возрасте до 30 лет. Иное понимание целей и задач, которые поставлены в программе и подпрограмме 3, искажает их смысл, заложенный законодателем, и не может способствовать достижению и реализации указанных целей. Обозначенные цели и задачи должны рассматриваться в системе конкретных норм и не противоречить им, а сам п. 21 подпрограммы 3 следует толковать системно и в совокупности, иное же приведет к его неверному истолкованию. Кроме того, в соответствии с Постановлением администрации города Красноярска от 03.06.2015г. №36 «О реорганизации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» и МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» до 01 сентября 2015 года МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» должно было присоединиться к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47». В результате реорганизации данных школ администрация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» должна была уволить часть работников МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» при их отказе от продолжения трудовых отношениях в реорганизованном учреждении при наличии соответствующей нагрузки (п.6 ст. 77 ТК РФ) или предложения трудоустройства в другие образовательные учреждения города. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» ответчику предложена не полная педагогическая нагрузка. Ждать положенное время (3 месяца) для расторжения трудовых отношений с МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» ответчик не могла, так как после 1 сентября во всех школах города Красноярска начинается учебный процесс и устроиться на работу невозможно (к 1 сентября заканчивает комплектование кадрами школ). В соответствии с уведомлением от 04.06.2015г. директором МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» в процессе реорганизации ответчику было предложено трудоустройство по её квалификации с сохранением учебной нагрузки в МБОУ СШ № 44, где ФИО3 продолжает работать в настоящее время. Кроме того, на момент предоставления социальной выплаты (07.06.2013г.) Постановление от 30.09.2013г. №508-п не вступило в законную силу, впервые опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 04.12.2013г., в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", 23.12.2013г. На момент производства выплаты действовало Постановление Правительства РФ от 29.12.2011г. №1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)" и принятое для его реализации Постановление от 09.10.2012г. №533-п "Об утверждении Перечня документов, необходимых для получения единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, Порядка предоставления единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края", на нормах которого, исковые требования не основаны.

Представитель истца ФИО4, полномочия проверены, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что увольнение по сокращению учителям не предлагалось, поскольку денежных средств на выплаты при сокращении работников в бюджете края нет.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1177 (действовавшим на момент предоставления субсидии) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита.

Разделом 2 программы «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. N 508-п в числе прочего обозначено, что одной из ключевых кадровых проблем региона является сохранение долгосрочных педагогических вакансий в общеобразовательных учреждениях края. Данная проблема усугубляется высоким процентом выбытия молодых учителей в течение первого года работы в школах, сокращением количества выпускников педагогических специальностей, положительной динамикой числа учителей пенсионного возраста.

Разделом 3 программы к приоритетными направлениями реализации целей и задач государственной программы отнесена, в частности, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края.

Разделом 2.1 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли», являющейся приложением №7 к Программе обозначена проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений - рассогласование предложения педагогических кадров и вакансий в конкретных территориях. На протяжении последних 10 лет сохраняются предметные вакансии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях края, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенных в сельской местности. Острой проблемой является нехватка жилья для педагогических работников.

Мероприятием 3.1.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли», являющейся приложением №2 к Программе предусмотрены мероприятия, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета.

Пунктом 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» Мероприятия 3.1.3 определяется порядок реализации подпрограммы – за счет средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)", предоставления единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита (займа) в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края.

При этом под общеобразовательным учреждением понимается краевое государственное образовательное учреждение или муниципальное образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, расположенное на территории Красноярского края. Получателем социальной выплаты является заявитель, включенный по результатам рассмотрения представленных в установленном порядке документов в список получателей социальной выплаты, являющийся гражданином Российской Федерации в возрасте до 35 лет, имеющий место жительства на территории Красноярского края, работающий по основному месту работы в должности учителя в краевых государственных или муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенных на территории Красноярского края, не менее 1 года на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.

Подпунктом 21 Пункта 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» предусмотрено, что в случае расторжения с получателем социальной выплаты трудового договора (соглашения), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора (соглашения), предусматривающего не менее чем пятилетний срок трудовых отношений, до истечения пяти лет с момента обращения заявителя за получением социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 5, 7 части первой статьи 77, пунктами 3, 5, 6, 8, 11 части первой статьи 81, пунктом 4 части первой статьи 83, пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, получатель социальной выплаты в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвращает в Министерство полученные средства социальной выплаты.

В случаях расторжения трудового договора по иным основаниям и заключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения трудового договора в должности учителя с общеобразовательным учреждением получатель социальной выплаты освобождается от обязанности возврата Министерству полученных средств социальной выплаты при условии уведомления Министерства о новом месте работы в течение 5 рабочих дней со дня трудоустройства с представлением копии трудового договора (соглашения), заверенной отделом кадров по месту работы в общеобразовательном учреждении. В случае незаключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения нового трудового договора (соглашения) с общеобразовательным учреждением социальная выплата подлежит возврату в Министерство.

Подпунктом 24 пункта 2 раздела 2.3 подпрограммы «Развитие кадрового потенциала отрасли» определено, что Порядок распространяется на получателей социальной выплаты, включенных в список получателей социальной выплаты в 2013 году в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2012 N 533-п "Об утверждении перечня документов, необходимых для получения единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, Порядка предоставления единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края",

Согласно со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Как установлено судом и подтверждается копией трудовой книжки ТК (л.д.21-27) ФИО1 с 01.09.2008г. по 31.08.2015г. работала в МОУ Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования №4» г.Красноярска, уволена по инициативе работника в соответствии с п.3 ст.77 ТК РФ. 01.09.2015г. принята учителем математики в МБОУ СШ №44, продолжает работать по настоящее время.

06.05.2013г. ФИО1 обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением на предоставление социальной выплаты (л.д.28).

По Уведомлению о включении в список получателей социальной выплаты №4980 от 07.06.2013г. (л.д.8-9) ФИО1 включена в список получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займов некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края. Размер предоставляемой единовременной социальной выплаты составляет 360 000 руб.

Согласно договору №8066 МУЧ-10/13 от 07.10.2013г. (л.д.29-33) ФИО1 приобрела квартиру в г.Красноярске по адресу: <адрес> за 2 400 000 руб., из которых 240 000 руб. – аванс, который передан покупателем продавцу до подписания договора (п.3.1.2), 1 800 000 – кредитные средства. Оставшиеся денежные средства в размере 360 000 руб. (п.3.1.4), представленные Покупателю в виде социальной выплаты, перечисляются в безналичной форме.

ФИО1 проживает в г.Красноярске по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.46) и не оспаривается сторонами по делу.

МБОУ «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования №4» Постановлением Главы города Красноярска №36 от 03.06.2015г. (л.д.53-54) реорганизовано путем присоединения к МБОУ СОШ №47.

Как видно из уведомления исх.№88 от 04.06.2015г. директора МБОУ СОШ №47, ФИО1 предложено трудоустройство учителем математики в МБОУ СОШ №44 с сохранением учебной нагрузки (л.д.52).

Суд считает, что ФИО1 как на момент подачи заявления на предоставление социальной выплаты, так и на момент рассмотрения дела в суде имеет право на получение единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории г.Красноярска при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, поскольку является гражданкой Российской Федерации в возрасте до 35 лет, имеющей место жительства на территории Красноярского края, работающей по основному месту работы в должности учителя в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенном на территории г.Красноярска, не менее 1 года на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.

Мероприятия программы и подпрограммы, как указывается в вышеприведенных ее положениях, направлены на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края, оказание мер социальной поддержки молодым педагогам, в частности для решения жилищной проблемы.

Вместе с тем, подпункт 21 Пункта 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» в той части, в которой он предусматривает возврат в Министерство социальной выплаты в случае расторжения с получателем социальной выплаты трудового договора (соглашения), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора (соглашения), предусматривающего не менее чем пятилетний срок трудовых отношений, до истечения пяти лет с момента обращения заявителя за получением социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 5, 7 части первой статьи 77, пунктами 3, 5, 6, 8, 11 части первой статьи 81, пунктом 4 части первой статьи 83, пунктами 1, 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, получатель социальной выплаты в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвращает в Министерство полученные средства социальной выплаты.

В случаях расторжения трудового договора по иным основаниям и заключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения трудового договора в должности учителя с общеобразовательным учреждением получатель социальной выплаты освобождается от обязанности возврата Министерству полученных средств социальной выплаты при условии уведомления Министерства о новом месте работы в течение 5 рабочих дней со дня трудоустройства с представлением копии трудового договора (соглашения), заверенной отделом кадров по месту работы в общеобразовательном учреждении. В случае незаключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения нового трудового договора (соглашения) с общеобразовательным учреждением социальная выплата подлежит возврату в Министерство.

Данным пунктом фактически не учтен случай, когда после увольнения и последующего приема на работу субъект социальной выплаты продолжает являться гражданином Российской Федерации в возрасте до 35 лет, имеющим место жительства на территории Красноярского края, работающим по основному месту работы в должности учителя в краевых государственных или муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенных на территории Красноярского края, не менее 1 года на дату подачи заявления.

Ответчик ФИО1 на следующий день после увольнения заключила трудовой договор в должности учителя с общеобразовательным учреждением. Ее увольнение не является результатом каких-либо ее виновных действий, обусловлено не ее инициативой, что следует в совокупности из Постановления №36 от 03.06.2015г. и Уведомления исх.№88 от 04.06.12015г. директора МБОУ СОШ №47, а фактически инициативой работодателя.

Таким образом, требование о возврате социальной выплаты ответчиком противоречит общим положениям и целям подпрограммы.

В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку подпунктом 21 Пункта 3 раздела 2.3 подпрограммы 3 «Развитие кадрового потенциала отрасли» ограничено право ответчика на получение и использование социальной выплаты, при том, что она после смены места работы также имеет право на ее получение. В связи с чем суд полагает, что требования данного пункта не подлежат распространению на ответчика ФИО1

Ограничение прав ФИО1 на получение и использование социальной выплаты, при том, что она является субъектом такой выплаты, ставит ее в неравное положение с теми молодыми учителями, которые не переходили по объективным причинам из одной школы в другую в пределах одного муниципального образования. Такое ограничение противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

Кроме того, все подпункты п.3 раздела 2.3 Подпрограммы в ее первоначальной редакции (до внесения изменений Постановлением Красноярского края от 25.03.2014г. №105-п), в части Порядка предоставления социальной выплаты (и конкретно п.п.21, 24 п.3 раздела 2.3 Подпрограммы) в тексте отсутствовали.

Кроме того, Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. N508-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования», впервые опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края 04.12.2013г., в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края ", 23.12.2013г, "Наш Красноярского края" - 25.12.2013г., в связи с чем вступило в законную силу лишь 01.01.2014г., то есть уже после предоставления ФИО1 социальной выплаты.

На момент производства выплаты действовало Постановление Правительства РФ от 29.12.2011г. №1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)" и принятое для его реализации Постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2012г. №533-п "Об утверждении Перечня документов, необходимых для получения единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края, Порядка предоставления единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края при привлечении ипотечного кредита в российских кредитных организациях либо займа в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в Красноярского края, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти Красноярского края", для получения единовременной социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края требовались:

личное заявление на предоставление социальной выплаты по форме согласно приложению;

выданное российской кредитной организацией либо некоммерческой организацией, созданной в целях развития жилищного строительства в Красноярском крае, единственным учредителем которой является высший орган исполнительной власти Красноярского края, извещение о возможности выдачи заявителю ипотечного кредита (займа) на приобретение или строительство жилого помещения на территории Красноярского края, с указанием процентной ставки по ипотечному кредиту (займу), суммы ипотечного кредита (займа), стоимости приобретаемого жилого помещения, размера первоначального взноса;

копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (при наличии);

копии паспортов заявителя и членов его семьи (все страницы);

копия свидетельства о рождении ребенка (детей) заявителя (при наличии);

копия трудовой книжки, заверенную отделом кадров по месту работы в общеобразовательном учреждении, подтверждающую наличие у заявителя не менее одного года стажа педагогической работы;

заверенную работодателем копию трудового договора (соглашения), заключенного с общеобразовательным учреждением на неопределенный срок, или срочного трудового договора (соглашения), предусматривающего не менее чем пятилетний срок трудовых отношений с общеобразовательным учреждением.

Пунктом 2.14 Порядка предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2012г. №533-п, действовавшего на момент предоставления субсидии, было предусмотрено, что в случае расторжения с получателем социальной выплаты трудового договора (соглашения), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора (соглашения), предусматривающего не менее чем пятилетний срок трудовых отношений, до истечения пяти лет с момента обращения заявителя за получением социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 5, 7 части первой статьи 77, пунктами 3, 5, 6, 8, 11 части первой статьи 81, пунктом 4 части первой статьи 83, пунктами 1, 2 статьи 336 ТК РФ, получатель социальной выплаты в месячный срок с даты расторжения трудового договора возвращает в Министерство полученные средства социальной выплаты.

В случаях расторжения трудового договора по иным основаниям и заключения получателем социальной выплаты в течение 3 месяцев с момента увольнения трудового договора в должности учителя с общеобразовательным учреждением получатель социальной выплаты освобождается от обязанности возврата Министерству полученных средств социальной выплаты при условии уведомления Министерства о новом месте работы в течение 5 рабочих дней со дня трудоустройства с представлением копии трудового договора (соглашения), заверенной отделом кадров по месту работы в общеобразовательном учреждении.

По изложенным выше основаниям нормы данного Порядка также не могут распространяться на ответчика, как необоснованно ограничивающие ее право на получение социальной выплаты и ее использование.

Данное Постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014г. №635-п, принятого в установленном порядке и опубликованного.

В период действия Постановления Правительства Красноярского края от 09.10.2012г. №533-п вопросы, связанные с ипотечным кредитованием молодых учителей, разъяснялись Письмом Минобрнауки России от 20.01.2012г. №03-49, которое, хотя и носит рекомендательный характер, но позволяет выявить позицию федерального органа власти относительно применения соответствующего законодательства. Письмом предлагалось органам власти субъектов РФ среди обязательных условий предоставления ипотечного кредита предусмотреть, в том числе обязательства молодых учителей по продолжительности работы в системе общего образования данного региона (рекомендуемая продолжительность - не менее 5 лет).

То есть, из Письма видно, что при принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1177, не предполагалось обязывать учителя, получившего социальную выплату в связи с ипотечным кредитованием, пять лет отработать в одной школе. Цель выплат – удержать учителя в системе общего образования данного региона, что прямо предполагает возможность перехода в должности учителя из одной школы данного муниципального района в другую.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Министерства образования Красноярского края к ФИО1 о взыскании единовременной социальной выплаты.

Также в связи с отсутствием оснований для удовлетворения основного требования, отсутствуют основания для удовлетворения производного требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Министерства образования Красноярского края к ФИО1 о взыскании единовременной социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Ю. Волгаева