УИД 26RS0002-01-2020-004354-22
Дело № 2- 2603/2020
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 августа 2020 г. Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при помощнике судьи Спиркиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малярик А.Ю.,
с участием адвоката Козловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 ы к министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству имущественных отношений <адрес обезличен> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своего иска указала, что решением Пятигорского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> её родители ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав, решение вступило в законную силу.
Решением городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата обезличена> она была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, была принята на учет в качестве нуждающейся, за регистрационным номером <номер обезличен> порядковый <номер обезличен>, а так же была включена в льготную очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под <номер обезличен>, что подтверждается Постановлением администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> за <номер обезличен>.
В связи с чем, заведующей отделом по учету и распределению жилья она была уведомлена о том, что орган исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющий управление в сфере образования, формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<дата обезличена> ею в отдел опеки администрации города было предоставлено заявление и необходимый пакет документов, утвержденный Приказом министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> за <номер обезличен>-пр «Об утверждении порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», которые были направлены в Министерство образования <адрес обезличен>.
Согласно уведомлению министерства образования от <дата обезличена> за <номер обезличен>-пд она включена в список лиц. подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений и была уведомлена, что заявление о предоставлении специализированного жилого помещения необходимо подавать в ГКУ СК «Имущественный фонд <адрес обезличен>».
Письмом за <номер обезличен> министерства имущественных отношений <адрес обезличен> ей было отказано в предоставлении специализированного жилого помещения в виду отсутствия на территории <адрес обезличен> незаселенного благоустроенного жилья в специализированном жилищном фонде <адрес обезличен>.
Истец считает, что право на однократное получение благоустроенного жилого помещения от органа исполнительной власти субъекта РФ она имеет на территории муниципального образования по месту жительства, которым является <адрес обезличен>, где она проживает с рождения. Отказ, предоставленный ответчиком по ее мнению является незаконным, т.к. на протяжении 19-ти она проживает в <адрес обезличен>, который стал местом ее постоянного жительства, где она окончила школу, где у нее сформировался круг друзей и знакомых, приобретен первый опыт трудоустройства. Именно в Пятигорске она сможет себя полностью реализовать. Полагает, что органы местного самоуправления, в лице администрации <адрес обезличен> и министерства имущественных отношений <адрес обезличен>, обязаны предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленной социальной нормы в черте <адрес обезличен> на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Полагает, что отказ в предоставлении жилого помещения противоречит положениям Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
В настоящее время она временно проживает по адресу: <адрес обезличен>, своего собственного жилья не имеет, до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечена.
Со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просила исковые требования удовлетворить.
Представитель истца адвокат Козлова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истец ФИО1, представитель ответчика министерства имущественных отношений <адрес обезличен>, представитель третьего лица администрации <адрес обезличен> края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика министерства имущественных отношений <адрес обезличен> представил возражения, в которых указал, что местом жительства ФИО1 является <адрес обезличен> края, однако в настоящее время в границах указанного города свободные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Вместе с тем, минимуществом края в феврале, мае 2020 года было организовано проведение аукционов на приобретение жилых помещений в границах <адрес обезличен> для предоставления детям - сиротам, оставшимся без попечения родителей, однако протоколами от <дата обезличена><номер обезличен>, от <дата обезличена><номер обезличен> аукционы признаны несостоявшимися, поскольку не было подано ни одной заявки. С учетом изложенного считает, что причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий минимущества. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска ФИО1
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении серии <номер обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> родителями ФИО1 являются ФИО1 и ФИО1
Решением Пятигорского городского суда <адрес обезличен> от <дата обезличена>ФИО1 и ФИО3 были лишены родительских прав, решение вступило в законную силу.
Решением городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата обезличена>, протокол <номер обезличен>, ФИО1 была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, была принята на учет в качестве нуждающейся, за регистрационным номером <номер обезличен>, порядковый <номер обезличен>, а так же была включена в льготную очередь по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под <номер обезличен>, что подтверждается Постановлением администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> за <номер обезличен>.
ФИО1 была уведомлена о том, что орган исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющий управление в сфере образования, формирует списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<дата обезличена>ФИО1 в отдел опеки администрации города было предоставлено заявление и необходимый пакет документов, утвержденный Приказом Министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> за <номер обезличен>-пр «Об утверждении порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», которые были направлены в министерство образования <адрес обезличен>.
Согласно уведомления министерства образования от <дата обезличена> за <номер обезличен> - пд ФИО1 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений и была уведомлена, что заявление о предоставлении специализированного жилого помещения необходимо подавать в ГКУ СК «Имущественный фонд <адрес обезличен>».
Письмом за <номер обезличен> министерства имущественных отношений <адрес обезличен>ФИО1 было отказано в предоставлении специализированного жилого помещения в виду отсутствия на территории <адрес обезличен> незаселенного благоустроенного жилья в специализированном жилищном фонде <адрес обезличен>.
В настоящее время истец временно проживает по адресу: <адрес обезличен>, своего собственного жилья не имеет, до настоящего времени специализированным жилым помещением не обеспечена.
С учетом изложенного суд считает, что ФИО1, <дата обезличена> года рождения, относится к кругу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 8 указанного Закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Действующей в настоящее время редакцией статьей 8 Закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Судом установлено, что возраста 18 лет ФИО1, <дата обезличена> года рождения достигла <дата обезличена>. Указанную дату суд и определяет юридическим фактом, с которым связывает право ФИО1 на обеспечение специализированным жилым помещением.
Согласно части 5 ст. <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз года орган исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном ч. 6 настоящей статьи, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 настоящей статьи.
Пунктом 6 указанного закона предусмотрено, что список формируется на основании сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес обезличен>, которые наделены отдельными государственными полномочиями <адрес обезличен> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>. В список включаются лица, указанные в абз. 1 ч. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с Законом <номер обезличен>-кз право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что в собственности у ФИО1 нет жилых помещений, она не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Действие положений статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ 29.02.2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (той же редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 7 Закона № 7-кз установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес обезличен> в области управления жилищным фондом <адрес обезличен> однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом <адрес обезличен>.
Постановлением Правительства СК от <дата обезличена><номер обезличен>-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
Согласно п. 3 Положения решение о предоставлении специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается уполномоченным органом исполнительной власти <адрес обезличен> в области управления жилищным фондом <адрес обезличен> при наличии в соответствующем муниципальном образовании <адрес обезличен> незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с <адрес обезличен>.
Основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти <адрес обезличен>, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия (п. 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п).
ФИО1 подано заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, однако до настоящего времени она жильём не обеспечена.
<адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз «О внесении изменений в статью <адрес обезличен> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, согласно которым Предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, в настоящее время уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является министерство имущественных отношений <адрес обезличен>.
Частью 2 ст. 7 Закона <номер обезличен>-кз установлено, что жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по их месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>.
Исходя из содержания положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требование ФИО1 о предоставлении жилого помещения.
Требование о признании за ФИО1 права на обеспечение жильем суд признает излишне заявленным, а просьбу обеспечить жилым помещением вне очереди необоснованной.
Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое требование ФИО1 ы удовлетворить.
Обязать министерство имущественных отношений <адрес обезличен> предоставить ФИО1 е, <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Н. Никитенко
Мотивированное решение суда изготовлено 14.08.2020.
Судья Т.Н. Никитенко