Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Медведевой Н.П.,
при секретаре: Махлягиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, в котором, просило взыскать с ответчика сумму материального ущерба в размере 1 343 408,74 руб., а так же сумму излишне начисленных и перечисленных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в размере 483 092,45 руб.
В обоснование требований истец указал, что ФИО1 являясь начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», в силу требований п. 46.1, 46.8, 47.1, 47.3, 47.4 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, отвечающий за правильное использование бюджетных средств, доведенных юридическому лицу, своими действиями причинил ФГКУ «УВО ВНГ России но <адрес>» материальный ущерб, выразившийся в переплате заработной платы водителям подчинённого подразделения в размере 1 343 408 рублей, а также излишнем начислении и перечислении налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483 092,74 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в силу требований ст. 238,242,248,277 ТК РФ. В связи с тем, что ФИО1 указанный ущерб в добровольном порядке возмещать отказался, истец был вынужден обратиться в суд с вышеназванным иском о взыскании с ответчика суммы материального ущерба в размере 1343408,74 рублей, а также суммы излишне начисленных и перечисленных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в размере 483 092 рубля 45 копеек.
Представители истца - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО1 и его представитель, по доверенности ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований истца, по представленным письменным возражениям на иск, в связи с отсутствием в действиях ответчика прямого действительного ущерба. Ответчик не вышел за рамки бюджетных ассигнований. Водители в Росгвардию были переведены из органов внутренних дел, с тем же разрядом.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении Росгвардии по <адрес>, утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненную организацию - федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>».
Согласно пунктов 13 и 15 указанного Положения, начальник Управления осуществляет руководство деятельностью территориального органа и ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган и ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» задач, утверждает бюджетные сметы в установленном нормативными правовыми актами порядке: распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и материально - технические средства между территориальным органом и ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», организует на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит и контроль за законным и эффективным использованием денежных и материальных средств в территориальном органе и ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно пунктов 5. 7. 29 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, ФГКУ «УВО ВШ России по <адрес>» находится в подчинении Управления Росгвардии по <адрес>, является юридическим лицом, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
В соответствии с пунктом 38 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, организацию деятельности и управление Учреждением осуществляет начальник федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и настоящим Уставом на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Учреждения.
Пунктами 46.1, 46.8 и 47.1, 47.3, 47.4 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и его филиалов, является прямым начальником их личного состава и несет персональную ответственность за выполнение возложенных функций, постоянно совершенствует формы и методы своей работы, несет ответственность за выполнение возложенных на Учреждение функций, издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам деятельности Учреждения, несет ответственность за целевое использование средств федерального бюджета, принятие обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от <дата>№ - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации» предписывается распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, положения Федерального закона от 30.1 1 201 1 № - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 6 ст. 15 Федеральною закона от <дата>№ - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел его территориальному орган), подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материально ответственное лицо в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.
Из указанных нормативных положений следует что к спорным отношениям подлежат применению в том числе нормы Трудового кодекса.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного суда РФ от <дата> по делу №-KI 17-12.
В соответствии со статьей 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Согласно пункта 5 постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, peгулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» в соответствии с ч.1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальною ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность «того имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39) "Материальная ответственность работника").
В судебном заседании установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что согласно акта ревизии от <дата>, отделом финансово контроля и аудита <адрес> войск национальной гвардии РФ проведена ревизия финансово - хозяйственной деятельности Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>», которой охвачен период с <дата> по <дата>, в результате была установлена неправомерная выплата и переплата заработной платы в размере 1343408 рублей, а также излишнее начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483 092,74 рублей.
Пунктом 4.2 указанного акта ревизии установлено, что в нарушение требований п. 2.2 приложения № приказа МВД России от <дата>№ «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от <дата>№» водителям автомобиля из числа гражданского персонала был установлен 8 водительский разряд с должностным окла<адрес> рублей, вместо положенного оклада для водителей 4 и 5 разряда, в размере 3871 рублей(с учетом произведенной индексации), в результате чего в ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» образовался реальный ущерб в размере 1 383 600 рублей, а также излишние начисления и перечисления налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483100 рублей, допущенные вследствие переплаты заработной платы гражданскому персоналу в управлении вневедомственной охраны.
По результатам служебной проверки, составлен акт, которым установлено неисполнение требований нормативных актов Росгвардии со стороны начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО1, в результате чего, водителям автомобиля из числа гражданского персонала был установлен 8 водительский разряд с должностным окла<адрес> руб., вместо положенного оклада в размере 3871 руб., переплата составила 1343408,74 руб., произошло излишние начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483092,45 руб.
По итогам проведения служебной проверки, издан приказ Управления Росгвардии по <адрес> от <дата>№ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с телеграммой Управления <адрес> войск национальной гвардии РФ от <дата>№ Управлению Росгвардии по <адрес> предписывается обеспечить взыскание в судебном порядке суммы указанного ущерба.
Истец, в обоснование заявленных требований, ссылается на приказы ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от <дата>№ л\с, от <дата>№ л\с, от <дата>№ л\с, от <дата>№ л/с, от <дата>№ л\с, от <дата>№ л\с, от 09.12.2016г., № л\с, от <дата>№ л\с, от <дата>№, от <дата>№ л\с, от <дата>№ л\с, от <дата>№, <дата>№, от 21.06.2017г. №, от <дата>№, в соответствии с которыми на должности водителей автомобилей 6,7, 8 разрядов были назначены работники ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>». Считает, что они были изданы с нарушением требований пункта 2.2. приложения № приказа МВД России от <дата>№.
Постановлением Правительства РФ от <дата>№ были утверждены системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Во исполнение постановления Правительства РФ от <дата>№ приказом МВД России от <дата>№ утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, пунктом 2.2. которых установлено, что для профессии рабочих, наименованием которых предусмотрено присвоение 4 и 5 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий, в том числе профессии водитель, устанавливается должностной оклад в размере 3050 рублей, наименованием профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 6 и 7 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий устанавливается должностной оклад в размере 3350 рублей, наименованием профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 8 квалификационного разряда в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий устанавливается должностной оклад в размере 4090 рублей.
Постановлением Минтруда РФ от <дата>№ утверждены тарифно- квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих.
Согласно введению Постановления Минтруда РФ от <дата>№ тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям (далее Тарифно-квалификационные характеристики) рабочих разработаны в соответствии с введением Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 785.
Тарифно - квалификационными характеристиками предусмотрено, что для наименования профессии водитель устанавливаются 4,5,6,7,8 разряды, для каждого разряда установлены характеристики работ.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утверждённых Постановлением Госстандарта России от <дата> N 367 (код профессии 11442),также установлено, что для наименования профессии водитель устанавливаются 4,5,6,7,8 разряды.
Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> N 785 во исполнение которого издано постановление Минтруда РФ от <дата>№ утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от <дата>№.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от <дата> N 787 министерству труда и социального развития Российской Федерации предписывается организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.
До утверждения новых выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих применяются выпуски, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующие на территории России в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от <дата> N 15а.
В настоящий момент Порядок применения Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих министерством труда и социального развития Российской Федерации не разработан, а разработан Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением министерством труда и социального развития Российской Федерации от <дата>№, в связи с чем, применяется Порядок применения Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, установленный нормативными правовыми актами СССР, в части не противоречащей Трудовому Кодексу РФ.
В соответствии с пунктом 1 Общих положений Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от <дата>№, Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих обязателен для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства, однако в соответствии со статьей 423 ТК РФ нормативные правовые акты СССР применяется постольку, поскольку они не противоречат нормам Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ установлено, что если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связанно предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
На основании указанных нормативных правовых актов следует, что до принятия новых квалификационных справочников наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования, указанным в Едином тарифно - квалификационном справочнике работ и профессий, но только если выполнение работ по ним связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Нормами Трудового кодекса РФ, иными нормативными актами РФ, предоставление компенсации и льгот либо наличие ограничений, связанных с выполнением работ по профессии водитель, не установлено.
В соответствии с требованиями статей 57 и 423 Трудового Кодекса РФ работодатель вправе не руководствоваться нормами Единых тарифно - квалификационных справочников при определении квалификационных требований разрядов для наименовании профессии водитель.
Аналогичные выводы делаются и в письме министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата>№/В- 2253, а также в государственной инспекции труда в <адрес> от <дата>№.
Определение квалификации работника при установлении ему разряда в рамках тарифной сетки также указана в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата>№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» в соответствии с которым определено, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имущества самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
В соответствии с пунктом 46.1. и 46.6. Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и его филиалов, является прямым начальником их личного состава и несет персональную ответственность за выполнение возложенных функций, постоянно совершенствует формы и методы своей работы. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности Учреждения и его филиалов и дает указания, организационно- методического характера.
Согласно пункта 46.9. Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утверждённого приказом Росгвардии от <дата>№, начальник Учреждения осуществляет в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Росгвардии, прием (увольнение) на службу (со службы), перемещение по службе, назначает и освобождает от должности сотрудников и работников Учреждения и его филиалов. Заключает в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами нормативными правовыми актами Росгвардии, контракты (трудовые договоры) с сотрудниками и работниками Учреждения и его филиалов.
В соответствии с пунктом 46.21. Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утверждённого приказом Росгвардии от <дата>№, начальник Учреждения устанавливает в пределах своей компетенции надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам (работникам) Учреждения и его филиалов, премирует их в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на премирование.
Согласно пунктам 47.1. и 47.4. Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утверждённого приказом Росгвардии от <дата>№, начальник Учреждения несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, а также функций Учреждения, принятие обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Все приказы изданы в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утверждённых Постановлением Госстандарта России от <дата> N 367, установленные оклады соответствуют размерам, определенным пунктом 2.2. Размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказов МВД России от <дата>№.
При принятии решения о назначении на должность водителей автомобилей 6, 7, 8 разрядов были оценены личные и деловые качества водителей, стаж вождения, умение своими силами в пути устранять неисправности транспортного средства, что нашло свое подтверждение в соответствующих аттестационных листах.
Данные назначения на должность были сделаны ответчиком с учетом необходимости выполнения поставленных перед ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления Учреждением, что в полной мере согласуется с позицией, отраженной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата>№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ».
Кроме того, доказательств того, что действиями ответчика истцу причинен прямой действительный ущерб, суду не представлено.
В соответствии с пунктами 27,28,29,30, 31 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утвержденного приказом Росгвардии от <дата>№, финансовое обеспечение деятельности Учреждения и его филиалов осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Учреждение является распорядителем и получателем средств федерального бюджета, осуществляет в пределах своей компетенции бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами и со средствами, полученными во временное распоряжение через лицевые счета, открытые ему в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от <дата>№ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предписано ввести с <дата> новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Пунктами 1 и 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от <дата>№, установлено, фонд оплаты груда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России формируется в расчете на штатную численность гражданского персонала учреждения.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств в статье 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии с Указанием о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от <дата>№н, на подстатью 211 КОСГУ «Заработная плата» направляются денежные средства на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством. Кроме того, по данной подстатье осуществляются расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Оплата труда состоит из заработной платы (вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 143 ТК РФ предусматривает, что тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от <дата>№ - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации» предписывается распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, положения Федерального закона от <дата>№ - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.6 ст. 15 Федерального закона от <дата>№ - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.
Из указанных нормативных положений следует, что к спорным отношениям подлежат применению в том числе нормы Трудового кодекса.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного суда РФ от <дата> по делу №-КГ17-12.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от <дата>№ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненного работодателю» при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Согласно проектам бюджетных смет ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» потребность в лимитах бюджетных обязательств КОСГУ 211 составляла на 2016 год 1258818953 рубля 70 копеек, на 2017 год 113197696 рублей 75 копеек.
В 2016 году ГУ МВД России по <адрес> на выплату заработной платы гражданскому персоналу было выделено 122668000 рублей, что составляло 97,5 процентов от потребности. Все выделенные бюджетные ассигнования освоены в полном объеме, пределы фонда заработной платы не нарушены.
В 2017 году финансово - экономическим департаментом Росгвардии было доведено финансирование на заработную плату работников ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» в размере 142716800 рублей, что составляет 107,1 процент от потребности.
В соответствии с указанием финансово - экономического департамента Росгвардии от <дата>№ «Об использовании экономии бюджетных средств» Управлению Росгвардии по <адрес> и ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» было сообщено о дополнительном доведении денежных средств на материальное стимулирование гражданского персонала в 2017 году в размере 12535400 рублей, при том, что потребность в указанной сумме в расчет фонда оплаты труда гражданского персонала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» на 2017 год не включалась.
Указанием финансово - экономического департамента Росгвардии от <дата>№ «Об использовании экономии бюджетных средств» руководителям (начальникам) структурных подразделений войск национальной гвардии предписывалось в пределах дополнительных доведенных бюджетных ассигнований принимать решения о материальном стимулировании гражданского персонала в виде дополнительных разовых премий, размеры которых устанавливать дифференцировано в зависимости от результатов работы.
Таким образом, в силу требований пунктов 1.1.1. и 4 Условий, размеров и порядком осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от <дата>№, пунктов 1 и 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от <дата>№, бюджетными сметами ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» на 2016 и 2017, установление должностных окладов водителям автомобилей ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 2.2. Размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от <дата>№, не вышло за рамки фонда заработной платы ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», а в случае не установления таких должностных окладов, такие выплаты были бы осуществлены работникам в рамках стимулирующих выплат, что в том числе, подтверждает позиция финансово - экономического департамента Росгвардии, изложенная в указании от <дата>№ «Об использовании экономии бюджетных средств».
Действия ответчика в силу требований статьей 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от <дата>№н, к нецелевому использованию денежных средств также не относятся, в связи осуществлением данных выплат в пределах фонда заработной платы, выплаты по должностным окладам и выплат стимулирующего характера с подстатьи КОСГУ 211.
Таким образом, учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд считает, что требования о взыскании с ответчика ФИО1 суммы материального ущерба в размере 1343408 рублей 74 копеек, а также суммы излишне начисленных и перечисленных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>.
Председательствующий Медведева Н.П.