ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2604/19 от 12.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-2604/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.

при секретаре Арбузовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Дорогобужского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта системы отопления в полном объеме – проведение работ по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), не оснащенных отключающими устройствами (запирающей арматурой), находящихся в квартирах собственников, нанимателей в доме по <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Дорогобужского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории Дорогобужского района Смоленской области. В ДД.ММ.ГГГГ году в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> проводился капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе капитальный ремонт системы отопления. В рамках капитального ремонта системы отопления предусмотрен ряд работ, за исключением работ по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах. Согласно ответу НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, которой не были предусмотрены работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах, как не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем, данные работы не производились. При проведении капитального ремонта, согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145, запланирован ремонт, в том числе внутридомовых инженерных систем теплоснабжения. Однако работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах граждан, не произведены. Согласно ответу ООО УК «Дорогобуж-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ исх. обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), находящиеся в квартирах граждан в многоквартирном доме по ул. <адрес>, отключающими устройствами (запирающей арматурой) не оснащены. Соответственно, обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) не оснащенные отключающими устройствами (запирающей арматурой), расположенные в квартирах собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, относятся к общедомовому имуществу системы отопления и должны были быть заменены в процессе проведения капитального ремонта системы отопления в ДД.ММ.ГГГГ году. Выявленные нарушения, допущенные НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» в части организации проведения капитального ремонта системы отопления не в полном объеме недопустимы, нарушают права граждан, оплачивающих взносы на капитальный ремонт, на проведение капитального ремонта в полном объеме и подлежат устранению.

Представитель истца – помощник прокурора Дорогобужского района Смоленской области – Арестова Е.А. в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика – ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении иска возражала, ссылаясь на то, что многоквартирный дом по <адрес> был включен в Региональную программу в ее первой редакции с проведением в плановый период ДД.ММ.ГГГГ следующих видов работ по капитальному ремонту: внутридомовых инженерных систем, крыши и фасада. В последующем в Региональную программу, в том числе в отношении капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, были внесены изменения в части уточнения и дополнения видов работ и переноса сроков их проведения, а именно, в плановые периоды ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выполнение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета; в период ДД.ММ.ГГГГ – капитального ремонта крыши, подвального помещения, фасада. Фонд капитального ремонта данного многоквартирного дома формируется на счете Регионального оператора в соответствии с положениями ч. 7 ст. 170 ЖК РФ на основании постановления А от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта в доме лежит на Региональном операторе. Региональный оператор, осуществляя свою деятельность, руководствуется Региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами, являясь исполнителем программы. В краткосрочном плане реализации Региональной программы в отношении дома по ул. <адрес> установлен конкретный срок проведения капитального ремонта – ДД.ММ.ГГГГ, дата завершения выполнения работ – ДД.ММ.ГГГГ, проведение следующих видов работ: ремонт инженерных систем и установка узлов учета горячего и холодного водоснабжения. Стоимость работ, утвержденных краткосрочным планом, установлена в размере <данные изъяты> Региональный оператор в соответствии с нормами жилищного законодательства обязан обеспечить проведение тех работ по дому, которые предусмотрены региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами ее реализации с соблюдением установленных указанными документами сроков, объемов, стоимости работ. Выполнять работы в объемах, в сроки и по стоимости, не предусмотренные Региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами, Региональный оператор не вправе, иное означало бы нарушение требований ч. 1 ст. 182 ЖК РФ. Проведению работ по капитальному ремонту инженерных систем дома по ул. <адрес> и установке узлов учета в данном доме предшествовало выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения данных работ. Проектно-сметной документацией работы по замене элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах, предусмотрены не были. Общая стоимость работ по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного дома по ул. <адрес> и установке узлов учета составила <данные изъяты>, что не превышает установленную краткосрочным планом реализации региональной программы стоимость капитального ремонта данного многоквартирного дома. Утвержденный краткосрочный план никем не оспорен. Таким образом, выполнение дополнительного перечня работ по смене радиаторов в квартирах с установкой перемычек и терморегуляторов значительно превысило бы предусмотренную краткосрочным планом стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. <адрес>, что недопустимо. Работы по капитальному ремонту отопления в вышеуказанном доме приняты, замечаний к объему, качеству выполненных работ у комиссии отсутствовали. От собственников претензий относительно объема и качества выполненных работ не поступало. Основания для замены радиаторов, находящихся в квартирах, отсутствуют и в силу действующих норм права, ввиду того, что данное оборудование не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Региональный оператор не проводит замену обогревательных приборов (радиаторов) в квартирах при капитальном ремонте системы отопления, а также считает, что замена радиаторов в квартирах приведет к нецелевому использованию денежных средств фонда капитального ремонта (л.д. <данные изъяты>).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: ООО «УК Дорогобуж-Сервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пп. 2 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).

Судом установлено, что по обращению семьи Ф проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории Дорогобужского района Смоленской области.

Постановлением А от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, согласно которому, ремонт внутридомовых инженерных систем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован на ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении капитального ремонта, согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ запланирован ремонт, в том числе внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.

Вместе с тем, работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах граждан, произведены не были.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также пп. «д» ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).

Согласно п. 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу вышеуказанных норм, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ), в связи с чем, указанные элементы системы отопления (радиаторы) не относятся к общему имуществу дома.

Обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые не имеют отключающих устройств, расположенных на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают единую систему отопления многоквартирного дома и включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Согласно ответа ООО «УК Дорогобуж-Сервис» обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), находящиеся в квартирах граждан в многоквартирном доме по ул. <адрес>, отключающими устройствами (запирающей арматурой) не оснащены (л.д. <данные изъяты>).

Соответственно, обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), не оснащенные отключающими устройствами (запирающей арматурой), расположенные в квартирах собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, относятся к общедомовому имуществу системы отопления и должны были быть заменены в процессе проведения капитального ремонта системы отопления в ДД.ММ.ГГГГ году.

Таким образом, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» работы по капитальному ремонту системы отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> выполнены не в полном объеме, несмотря на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.

Довод НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о том что, основания для замены радиаторов, находящихся в квартирах, отсутствуют, так как данное оборудование не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме суд признает несостоятельным, в виду того, что как следует из Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 № 16273-СК/07, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. При отсутствии у находящихся в квартире радиаторов отключающих устройств, они входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственником многоквартирного дома, так как предназначены для обслуживания более одного помещения.

Поскольку квартиры в доме по ул. <адрес> не оснащены указанными отключающими устройствами, находящиеся в них радиаторы конструктивно предназначены для обслуживания более одного помещения и относятся к общему имуществу многоквартирного дома, вследствие чего обязанность по проведению капитального ремонта системы отопления в полном объеме (замена обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности возлагается на НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».

Применительно к правилам ст. 206 ГПК РФ, чтобы в дальнейшем исключить затруднительность исполнения принятого решения суда, в случае его вступления в законную силу, суд считает необходимым установить срок в течение которого ответчик обязан совершить действия в части требований удовлетворенных судом, при этом судом принимается во внимание время необходимое для проведения организационных мероприятий связанных с выполнением указанных работ (изготовление сметно-проектной документации, выполнение строительно-монтажных и иных работ и т.п.).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт системы отопления в полном объеме: провести работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), не оснащенных отключающими устройствами (запирающей арматурой), находящихся в квартирах собственников, нанимателей в доме по ул. <адрес>

На решение в течение одного месяца может быть подана апелляционная жалоба в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий Малиновская И.Э.

М.р.и.19.07.2019