К делу №2-2604/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г. Армавир Краснодарского края
Армавирский городской суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Лантух В.В.
при секретаре Выходцевой К.Ю.,
с участием: помощника прокурора города Река И.Ю., лица, в чьих
интересах обратился прокурор - Стрига Ф.Л., представителя третьего
лица - АО «Газпром газораспределение Краснодар» - ФИО1
(дов. №13-11/019/443 от 16.09.2019 г.), представителя третьего лица
ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» - ФИО2 (дов. №184
от 31.12.2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Армавира, выступающего в интересах Стрига Ф.Л. к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Газ Эксплуатация» о признании недействительным договора, применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Армавира, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Стрига Ф.Л., обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит: - признать договор от 20.02.2020 №КР-Б-977, заключенный между обособленным подразделением ООО «Газ Эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет» и Стрига Ф.Л. недействительным; - применить последствия недействительности сделки; - взыскать с ООО «Газ Эксплуатация» в пользу Стрига Ф.Л., уплаченную по договору сумму в размере 12.000 рублей, а также обязать последнего возвратить ответчику полученные по сделки: 2 газовых бытовых счетчика Элехант СГБ-1,8, 2 запорных крана, путем демонтажа ООО «Газ Эксплуатация» с привлечением специализированной организации - АО «Газпром газораспределение Краснодар», указанного газового оборудования.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой г. Армавира по коллективному обращению собственников жилых помещений многоквартирных домов №№309, 329 по ул. Маркова, №№214, 216, 218 по ул. Советской Армии, №№5а, 7 по ул. Чернышевского, №429 по ул. Гоголя, №408 по ул. Луначарского, №296/1 по ул. Тургенева, в том числе Стрига Ф.Л., проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в ходе которой установлено, что ООО «Газ эксплуатация» осуществляет деятельность по установке приборов учета газа в жилых помещениях многоквартирных домов муниципального образования г. Армавир, не отвечая, при этом, требованиям, установленным законом для осуществления данных работ, путем заключения договоров с потребителями бытового газа под влиянием заблуждения относительно правомерности деятельности общества и обязанности граждан по установке (замене) прибора учета газа.
Так, ООО «Газ эксплуатация» в нарушение действующего законодательства производит установку приборов учета газа, не осуществляя деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории муниципального образования г. Армавир, без заключения соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. Кроме того, при установке приборов учета газа в жилых помещениях МО город Армавир соответствующая проектная документация ООО «Газ эксплуатация» не оформлялась.
В силу п. 1 и п. 5.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №261-ФЗ) обязанность по обеспечению оснащения объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Проведенной прокуратурой г. Армавира проверкой установлено, что Стрига Ф.Л., проживающий по адресу: <адрес>, 12.12.2009 года заключил с ОАО «Армавиргоргаз» договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования №10520, срок действия которого в отсутствие уведомления о расторжении договора от сторон ежегодно продлевается.
В свою очередь, между АО «Армавиргоргаз» и филиалом №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар» 01.02.2018 заключен агентский договор на ТО ВДГО и ТО ВГКО, по условиям которого АО «Газпром газораспределение Краснодар» в лице филиала №6 взяло на себя обязательства по совершению комплекса юридических и иных действий, направленных на организацию и выполнение мероприятий по договорам на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе замене, и установке нового внутриквартирного газового оборудования.
Так, в жилом помещении Стрига Ф.Л. установлены газовая плита и газовая колонка, отопление осуществляется без использования газоиспользующего оборудования.
В филиал №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар» заявка на установку прибора учета газа по вышеуказанному адресу не поступала.
Вместе с тем, сотрудник ООО «Газ эксплуатация» ФИО3 в нарушение ч.8 ст.13 Закона №261-ФЗ, ст.8 Закона №69-ФЗ, п.п. 6, 7, 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила №410) в отсутствие заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, представившись работником газовой службы, введя Стрига Ф.Л. в заблуждение относительно его обязанности по установке прибора учета газа и правомерности деятельности общества, представил Стрига Ф.Л. для заключения подписанный проект договора на установку квартирного узла учета газоснабжения.
В отсутствие обязанности по оснащению жилого помещения прибором учета газа, без соблюдения п.п. 7-15, Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденных приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149, регламентирующих порядок заключения договора на установку (замену) прибора учета, и его условия, между обособленным подразделением ООО «Газ эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет» и Стрига Ф.Л. 20.02.2020 заключен договор №КР-Б-977, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работу по установке квартирного узла учета газоснабжения по адресу: <адрес>, стоимость которой определена в размере 12.000рублей. Составлена схема установки прибора учета газоснабжения, а также заявка на установку пломбы и ввод прибора учета газа в эксплуатацию. Сторонами подписан акт приемки бытового газового счетчика. Оплата по договору произведена Стрига Ф.Л. в размере 12.000 рублей через онлайн-кассу «Атол».
По мнению прокурора, формирование воли Стрига Ф.Л. на совершение сделки по установке прибора учета газа произошло не свободно, а вынуждено, под влиянием недобросовестных действий сотрудников ООО «Газ эксплуатация», заключающихся в умышленном создании у Стрига Ф.Л. ложного (искаженного) представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора №КР-Б-977 от 20.02.2020.
Кроме того, при совершении сделки Стрига Ф.Л. действовал под влиянием заблуждения относительно лица, с которым он вступил в сделку, а данное заблуждение было настолько существенным, что Стрига Ф.Л., разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершал бы сделку, если бы знал о действительном положении дел.
Приведенные выше обстоятельства, в силу положений ст.ст. 178-179, 167 ГК РФ, влекут недействительность совершенной сделки и применение последствий ее недействительности.
В стадии досудебной подготовки по делу представителем ответчика ООО «Газ Эксплуатация» представлен письменный отзыв на иск, согласно которому по существу заявленных требований возражал в полном объеме, в удовлетворении иска просил отказать, мотивируя тем, что ООО «Газ эксплуатация» осуществляет деятельность по установке в квартирах приборов учета газа на территории региона в рамках разрешительной документации и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно Правилами нормам технической эксплуатации жилищного фонда, установку индивидуальных приборов учета вправе выполнить любое физическое или юридическое лицо, при этом ООО «Газ эксплуатация» является членом саморегулируемой организации, имеет свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 29.11.2017, персонал, аттестованный в области промышленной безопасности и допущенный к выполнению газоопасных работ.Установленный в жилом помещении Стрига Ф.Л. индивидуальный прибор учета, соответствует всем необходимым требованиям, нормативам и заявленным техническим характеристикам. Ответчик полагает, что договор был исполнен надлежащим образом, существенных нарушений договора допущено не было, в связи с чем, оснований для его расторжения не имеется.
Также ООО «Газ эксплуатация», ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», полагает, что установленное уСтрига Ф.Л. газовое оборудование возврату или обмену не подлежит.
Ответчик указывает, что установка прибора учета газа в квартире Стрига Ф.Л. была осуществлена по заявке заказчика при обращении в офис обособленного подразделения, что заняло более двух часов с момента оформления заявки и до момента установки оборудования, что в полной мере исключает факт введения в заблуждение, обман и навязывание услуги.
Кроме того, ссылка истца на то, что ООО «Газ Эксплуатация»незаконно осуществляет деятельность по техническому обслуживанию газового оборудования на территории Краснодарского края, является необоснованной, поскольку такого вида деятельности обществом не осуществляется.
Также по тексту отзыва ответчик указал, что ссылка истца на Правила №170 является необоснованной, поскольку прибор учета не является газоиспользующим оборудованием, так как не использует газ в качестве сырья, и не является газоснабжающим оборудованием, а лишь производит учет потребляемого ресурса.
Представителем третьего лица АО «Газпром газораспределение Краснодар» ФИО1 представлен письменный отзыв на иск, согласно которому требования прокурора г. Армавира считала законными и обоснованными, просила их удовлетворить, мотивируя тем, что в силу п.п. 2,10 Правил № 410 прибор учета газа является внутриквартирным и внутридомовым газовым оборудованием, установка и замена которого, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Согласно п. 6 Правил № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту, установке и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
На основании п. 2 Правил №410, под специализированной организацией понимается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования всоответствии с п. 40 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.
АО «Газпром газораспределение Краснодар» в лице Филиал № 6 является газораспределительной организацией, которая в соответствии с действующим законодательством о газоснабжении имеет обязательства по транспортировке природного потребителям, проживающим на территории муниципального образования г. Армавир и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Одновременно с этим АО «Газпром газораспределение Краснодар» в лице Филиала № 6 является специализированной организацией по выполнению технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВДГО/ВКГО).
Между ОАО «Армавиргоргаз» и Стрига Ф.Л. 12.12.2009 заключен договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования №10520, срок действия которого в отсутствие уведомления о расторжении договора от сторон ежегодно продлевается.
Между АО «Армавиргоргаз» и филиалом №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар» 01.02.2018 заключен агентский договор на ТО ВДГО и ТО ВГКО, по условиям которого АО «Газпром газораспределение Краснодар» в лице филиала №6 взяло на себя обязательства по совершению комплекса юридических и иных действий, направленных на организацию и выполнение мероприятий по договорам на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В жилом помещении установлены газовая плита и газовая колонка, отопление осуществляется без использования газоиспользующего оборудования.
Согласно условиям заключенного договора работы по установке дополнительного оборудования, ремонту, ТО ВКГО и пр. должны выполняться исключительно организацией, с которой у потребителя заключен договор на ТО ВКГО.
Считает, что исходя из требований Правил № 410, Постановления Госстроя № 170, ГОСТ 54983-2012, ГОСТ Р 54961-2012, ООО «Газ эксплуатация» до начала деятельности по установке приборов учета газа в жилых помещениях жителей Краснодарского края была обязана:
- уведомить уполномоченный орган о начале осуществления деятельности по ТО ВДГО/ВКГО;
- заключить с газораспределительной организацией соглашение на аварийно-диспетчерском обеспечение;
- выполнять работы по замене и установке прибора учета газа в рамках заключенного между ООО «Газ эксплуатация» и Заказчиком договора о ТО ВДГО, согласно проектной документации;
- согласовать с ГРО проведение газоопасных работ по установке приборов учета газа.
Однако, ООО «Газ эксплуатация», ни одного требования вышеуказанных нормативных правовых актов РФ, не выполнило.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, обособленное подразделение ООО «Газ Эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет», было не вправе осуществлять деятельность по установке приборов учета газа на территории г. Армавира
Более того, в силу п. 1 и п. 5.2 ст. 13 Закона №261-ФЗ установка приборов учета газа в рассматриваемом домовладении не требуется, поскольку, максимальный объем потребления газа газоиспользующего оборудования установленного в квартире Стрига Ф.Л. составляет менее 2 куб.м. в час. Требования статьи 13 указанного закона, в части организации учета используемых энергетических ресурсов, не распространяются на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых, составляет менее чем два кубических метра в час.
Таким образом, у газоснабжающей организации и Стрига Ф.Л. отсутствовала обязанность по установке прибора учета газа.
Кроме того специалистами АО «Газпром газораспределение Краснодар» Филиал № 6 была проведена проверка правильности монтажа прибора учета расхода газа, установленного по адресу: <адрес> результате которой обнаружены нарушения: прибор учета присоединен вгазопроводу посредством дополнительных разъемных резьбовых соединений (гибких шлангов) на которые не представлены сертификаты соответствия. В распоряжении Филиала отсутствуют документы, подтверждающие полномочия, облученность и допуски специалистов на осуществлявшие работы по установке прибора учета газа.
Указанные действия влекут угрозу возникновения аварийной ситуации и в силу п.п. 77-78 Правил № 410 являются для специализированной организации основанием прекращения подачи газа на данное оборудование.
Представитель третьего лица АО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ФИО2 представила письменный отзыв на иск, в котором доводы прокурора г. Армавира поддержала в полном объеме, мотивируя тем, что ООО «Газ эксплуатация», применительно к требованиям Правил №410, не является специализированной организацией и не оказывает услуги населению г. Армавира по ТО ВДГО/ВКГО, а также не представляет и не разрабатывает проектную документацию на установку приборов учета газа в домовладениях абонентов для согласования, в соответствии с требованиями «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года № 542 и в соответствии с п. 7.4.3 и п. 7.4.4 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», сотрудники ООО «Газ эксплуатация» не имеют права выполнять работы по установке приборов учета газа у населения.
В случае принятия Поставщиком газа к учету газового счетчика, установленного с нарушением действующих норм права (произведение опломбировки ПУГ), Поставщик газа не сможет обеспечить ни Стрига Ф.Л., ни иным абонентам, проживающим в данном многоквартирном доме, безопасную и бесперебойную поставку газа, как этого требует пункт 2 Правил № 549.
Ответчик ООО «Газ эксплуатация», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, явку в суд своего представителя не обеспечил,о причинах уважительности неявки суду не сообщил, и не просил о рассмотрении дела без его участия, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дает право суду рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора г. Армавира Река И.Ю., действующая в интересах Стрига Ф.Л., исковые требования поддержала, в своих объяснениях не сообщила сведений о новых фактах по делу, в прениях поддержала доводы, приведенные в исковом заявлении, после чего пояснила, что дополнительных доказательств и ходатайств не имеет, просила иск удовлетворить.
Истец Стрига Ф.Л. поддержал заявленные прокурором г. Армавира исковые требования в полном объеме и пояснил, что 20.02.2020 г. в его квартиру, в которой он проживает с супругой, пришел мужчина в синем форменном комбинезоне и представился сотрудником газовой службы г. Армавира, указав, что проводится плановая проверка газового оборудования.Предъявив служебное удостоверение, указанное лицо получило с их согласия доступ к газовому оборудованию кухни, после осмотра которого, под предлогом того, что издано новое постановление Правительства РФ о необходимости обязательной установки прибора газового учета в квартирах граждан, произвел демонтаж части газовой трубы и заменил ее на гибкие шланге и установил два газовых счетчика: на газовую плиту и колонку. Стрига Ф.Л., полагая, что работы выполнялись уполномоченными лицами газовой службы, подписал после установки счетчиков и газовых шлангов следующие документы: договор от 20.02.2020 №КР-Б-977, акт приемки бытового газового оборудования от 20.02.2020. Затем произвел оплату стоимости работ представителю ООО «Газ эксплуатация» в размере 12.000 рублей. По окончании выполнения работ сотрудником рассматриваемой организации было указано, что газовый счетчик необходимо опломбировать только через три дня. Сотрудник объяснил это тем, что требуется время для исключения возможности утечки газа, в случае, если таковой обнаружено не будет, счетчик может быть опломбирован. Следуя указанным рекомендациям, Стрига Ф.Л. по истечении указанного времени обратился к поставщику газа по вопросу опломбирования и введения в эксплуатацию газового счетчика, однако от сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ему стало известно, что работы по установке прибора учета газа были выполнены не филиалом №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар», с которым у него заключен договор на техническое обслуживание газового оборудования, а ООО «Газ эксплуатация», которое не имело право осуществлять данные действия. Кроме того, Стрига Ф.Л. было разъяснено, что в соответствии с законодательством установка приборов учета газа в домовладениях, отопление которых осуществляется без использования газоиспользующего оборудования, не является обязательной. Спустя некоторое время ему стало известно, что аналогичные работы эта организация выполнила и в других квартирах. Данные обстоятельства послужили основанием для направления коллективного обращения лиц, включая Стрига Ф.Л., введенных ООО «Газ эксплуатация» в заблуждение в части обязательности установки прибора учета газа и наличия права у указанной организации на установку приборов учета газа, в прокуратуру г. Армавира для организации проверки.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Краснодар» ФИО1 исковые требования прокурора г. Армавира, выступающего в интересах Стрига Ф.Л. поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, приведенные по тексту письменного отзыва на иск.
Представитель третьего лица АО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ФИО2 исковые требования прокурора г. Армавира, выступающего в интересах Стрига Ф.Л. поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, приведенные по тексту письменного отзыва на иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела в совокупности с представленными доказательствами, возражениями ответчика, отзывами третьих лиц и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования прокурора г. Армавира, выступающего в интересах Стрига Ф.Л. обоснованными и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст.543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Из ст.8 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» следует, что Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
Безопасное использование и содержание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в Российской Федерации, в том числе порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, приостановления подачи газа, а также требования к специализированной организации определяются «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410).
Согласно пункту 2 указанных Правил №410 «внутридомовое газовое оборудование» в многоквартирном доме - это являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию,«внутриквартирное газовое оборудование» это газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Таким образом, прибор учета газа является внутриквартирным и внутридомовым газовым оборудованием.
Специализированная организация это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с п.40 ч.2 ст.8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу п. 10 Правил № 410, замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях: истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования; признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; заявка заказчика.
Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (п. 91Правил № 410).
Перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на объекте аттестованный сотрудник специализированной организации должен пройти инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте в соответствии с установленным специализированной организацией регламентом (п. 94 Правил № 410).
Пунктами 5.5.2, 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, установлено, что монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединения их к газопроводам, системам поквартирного водо-снабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями, самовольная прокладка газопроводов, установка дополнительного оборудования не допускается. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности, в том числе техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
На основании п. 5.5.7. Правил №170, ввод в эксплуатацию газоснабжающего оборудования и первый розжиг после замены и ремонта производится специализированной организацией.
В соответствии со ст. 52 ГрК РФ, п. 7.4.3 ГОСТ Р 54961-2012 при установке приборов учета газа в многоквартирном доме лицо, осуществляющее его монтаж, обязано разрабатывать проектную документацию и согласовывать ее с газоснабжающими организациями в части организации учета природного газа, а так же обеспечивать ведение исполнительной документации.
Помимо этого, в п. 7.4.2 ГОСТ Р 54961-2012 установлено, что к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относится установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа.
В силу п. 7.4.4 ГОСТ Р 54961-2012, работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями.
При этом, как предусмотрено п. 10.1.4 ГОСТ Р 54961-2012, по каждому законченному объекту организация - исполнитель работ составляет исполнительную документацию (в состав которой включается проектная документация) объекта, которая оформляется в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно п.3.1.7 ПБ 12-368-00 «Правила безопасности в газовом хозяйстве», п.5.6.1 ГОСТ 54983-2012, п. 7.4.5 ГОСТ Р 54961-2012 проектная и исполнительная документация хранится в течение всего срока эксплуатации в организации, эксплуатирующей объекты газового хозяйства.
На основании п.п. 5.1.8, 5.2.9 ГОСТ Р 54961-2012 газоопасные работы должны выполняться бригадой в составе не менее двух рабочих под руководством специалиста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим стандартом.
Аналогичные требования предусмотрены пунктом 138 Приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 года №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (далее – Приказ №542).
Так же п. 4 Правил № 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
При этом, аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 -53 Правил № 410, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.
В соответствии с п. 7 Правил № 410 специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Судом установлено, что Стрига Ф.Л., являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обратился совместно с иными гражданами в прокуратуру г. Армавира с заявлением о проведении проверки законности деятельности ООО «Газ эксплуатация», а также с просьбой обратиться в суд в его интересах с иском о признании договора на установку газового счетчика с ОП ООО «Газ эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет», поскольку является пенсионером, юридического образования не имеет.
Прокуратурой г. Армавира проведена проверка, в ходе которой установлено, что 20.02.2020 года в квартире истца сотрудниками ОП ООО «Газ эксплуатация» - в г. Краснодаре «Газоучет» были установлены газовые счетчики СГ Б.1.8, а также произведен демонтаж части газовой трубы с её заменой на гибкие газовые шланги.
20.02.2020 года между обособленным подразделением ООО «Газ эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет» в лице генерального директора ФИО4 и Стрига Ф.Л. был заключен договор №КР-Б-977, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работу по установке квартирного узла учета газоснабжения по адресу: <адрес>, цена работы определена в размере 12.000 рублей. Составлена схема установки прибора учета газоснабжения. Сторонами подписан акт приемки бытового газового счетчика, а Стрига Ф.Л. произведена оплата по договору в размере 12.000 рублей, что подтверждается квитанцией.
В ответ на запрос прокуратуры г. Армавира, филиал №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар» от сообщило, что ООО «Газ эксплуатация», а также обособленное подразделение в г. Краснодаре «Газоучет» за заключением договорных отношений с АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал №6 об аварийно-диспетчерском обслуживании газопроводов и газового оборудования не обращалось, соответственно договор об аварийно-диспетчерском обслуживании не заключался.
Таким образом, судом установлено, что 20.02.2020 сотрудниками ООО «Газ эксплуатация» в квартире истца наряду с установкой приборов учета сжиженного газа, являющихся внутриквартирным газовым оборудованием, было произведено несанкционированное вмешательство во внутриквартирную систему газоснабжения путем демонтажа части газопровода из металлической трубы и заменой его на гибкие шланги.
При этом, ООО «Газ эксплуатация» было не вправе проводить работы по замене внутридомового газового оборудования, поскольку в соответствии с п.40 ч.2 ст.8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о таком виде деятельности на территории муниципального образования город Армавир как «техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования» уполномоченный государственный орган не уведомило, что подтверждается материалами проведенной прокуратурой г. Армавира проверки.
Ответчиком не представлены суду документы, подтверждающие профильное образование сотрудников ООО «Газ эксалуатация», проектная и исполнительная документация по переустройству сети газоснабжения в домовладении, принадлежащем истцу.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что установка внутриквартирного газового оборудования в жилом помещении истца, и более того, вмешательство во внутридомовые газовые сети было произведено сотрудниками ООО «Газ эксплуатация», в нарушение вышеприведенных законодательных норм, без согласования с Филиалом №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар», без заключения с истцом договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, без составления технической документации.
Более того, истец был введен в заблуждение относительно обязанности установить прибор учета газа, поскольку согласно п.5.2 ст.13 Федерального закона «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года №261-ФЗ обязанность, по оборудованию жилых помещений приборами учета газа не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Кроме того, в силу п.1 и п.5.2 ст.13 Закона №261-ФЗ установка приборов учета газа в рассматриваемом домовладении не требуется, поскольку, максимальный объем потребления газа газоиспользующего оборудования установленного в квартире Стрига Ф.Л. составляет менее 2 куб.м. в час. Требования статьи 13 указанного закона, в части организации учета используемых энергетических ресурсов, не распространяются на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых, составляет менее чем два кубических метра в час.
В соответствии с ч.1 ст.178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Исходя из смысла указанной нормы, под обманом понимается намеренное введение в заблуждение участника сделки его контрагентом или иным лицом, непосредственно заинтересованным в данной сделке. При этом обман может касаться не только элементов самой сделки, но и затрагивать обстоятельства, находящиеся за ее пределами, в частности относиться к мотиву сделки.
Согласно ч.2 ст.179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли стороны сделки происходит не свободно, а вынуждено, под влиянием недобросовестных действий другого лица, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного (искаженного) представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.
На основании ч.4 ст.179 ГК РФ, если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные ст.167 ГК РФ. Кроме того, убытки, причиненные потерпевшему, возмещаются ему другой стороной.
Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, работники ООО «Газ эксплуатация» сообщили Стрига Ф.Л. недостоверную информацию об обязанности по установке прибора учета газа, что послужило причиной для Стрига Ф.Л. для согласия на установку газового оборудования.
С учетом изложенного, формирование воли Стрига Ф.Л. на совершение сделки по установке прибора учета газа произошло не свободно, а вынуждено, под влиянием недобросовестных действий сотрудников ООО «Газ эксплуатация», заключающихся в умышленном создании у Стрига Ф.Л. ложного (искаженного) представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора №КР-Б-977 от 20.02.2020 года.
Кроме того, при совершении сделки Стрига Ф.Л. действовал под влиянием заблуждения относительно лица, с которым он вступил в сделку, а данное заблуждение было настолько существенным, что Стрига Ф.Л., разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершал бы сделку, если бы знал о действительном положении дел.
Доводы Ответчика о том, что установка газового счетчика в квартире Стрига Ф.Л. расположенной по адресу: <адрес> была осуществлена по заявке заказчика при обращении в офис обособленного подразделения который находится в г. Краснодаре не нашел своего подтверждения, данные действия расцениваются судом как обман со стороны ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу, что формирование воли истца на совершение сделки по замене газового оборудования произошло не свободно, а вынуждено, под влиянием недобросовестных действий сотрудников ответчика, заключающихся в умышленном создании у истца ложного (искаженного) представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора о замене газового оборудования.
Суд отмечает, что с учетом нашедших свое подтверждение обстоятельств возникновения заблуждения истца при совершении сделки по обстоятельствам, за которые отвечает ООО «Газ эксплуатация», а также с учетом намеренного введения в заблуждение истца представителями ответчика истец вправе требовать от ответчика возмещения причиненных ему убытков.
Таким образом, в силу ч.2 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная по договору сумма 12.000 рублей, а истец должен вернуть ответчику все полученное по сделке: два газовых бытовых счетчика Элехант СГБ-1,8; два запорных крана.
Исходя из характера спора возврат полученного по сделке в натуре является последствием признания ее недействительной, а не следствием возврата или обмена товара на аналогичный.
Прокурор, в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, уплачиваемой при подаче иска, которая, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в размере 480 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования прокурора города Армавира, выступающего в интересах Стрига Ф.Л. - в полном объеме.
Признать договор №КР-Б-977, заключенный 20.02.2020 года между обособленным подразделением общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Газ эксплуатация» в г. Краснодаре «Газоучет» и Стрига Ф.Л., недействительным.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газ эксплуатация» (ИНН <***>, КПП 781601001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 192236, <...>, стр.1, пом. 1-Н, офис 350) в пользу Стрига Ф.Л. - 12.000 (двенадцать тысяч) рублей 00 коп. - в счет компенсации уплаченной по договору суммы.
Обязать Стрига Ф.Л., <данные изъяты>, возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газ эксплуатация» (ИНН <***>, КПП 781601001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 192236, <...>, стр. 1, пом. 1-Н, офис 350): 2 (два) газовых бытовых счетчика Элехант СГБ-1,8; 2 (два) запорных крана путем демонтажа с привлечением специализированной организации - акционерного общества «Газпром газораспределение Краснодар» указанного газового оборудования.
Взыскать собщества с ограниченной ответственностью «Газ эксплуатация» (ИНН <***>, КПП 781601001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 192236, <...>, стр. 1, пом. 1-Н, офис 350) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере - 480 (четыреста восемьдесят) рублей.
Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 22.07.2020 года, мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий судья Лантух В.В. Пожпись. Решение не вступило в законную силу