Дело № 2-286/2022
УИД: 91RS0008-01-2021-004805-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Джанкой16 июня 2022 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи - Синицыной О.П.,
при секретаре - Минаевой Э.Ф.,
с участием истца – ФИО4, представителя истца – ФИО5, представителя ответчика – ФИО6, третьего лица – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 ФИО3 к администрации города Джанкоя Республике Крым об установлении факта малоимущими, признании решения незаконным и понуждении выполнить определённые действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО8 ФИО2,-
установил:
истец ФИО8 ФИО3 обратился в Джанкойский районный суд Республики Крым с исковым заявлением, которое в последующем уточнил, об установлении факта малоимущими, признании решения незаконным и понуждении выполнить определённые действия, мотивируя его следующим.
Постановлением администрации города Джанкоя №527 от 05.08.2021 года ему отказано в признании его семьи малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Ввиду того, что он не имеет своего жилья, нетрудоспособен, получает пенсию по инвалидности в размере 25 292 рублей, выплачивает алименты в размере 50% на троих детей от первого брака – 23 646,49 рублей, гражданская жена осуществляет за ним уход и получает 1200 рублей, то есть в месяц имеет доход 13 846,49 рублей на двоих, с дочерью совместно не проживает, материальной помощи она ему не оказывает, поэтому просит признать его с дочкой и внучкой малоимущими, отменив решение администрации и обязав ответчика поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В судебном заседании истец и его представитель по устному заявлению ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме по вышеуказанным обстоятельствам.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на поданные возражения.
Третье лицо в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований ФИО4
Суд, исследовав материалы дела, выяснив мнение сторон, допросив специалиста, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и не оспаривалось участниками процесса, собственником , где фактически проживает истец, является ФИО8 ФИО2 (л.д.21-22).
Постановлением администрации города Джанкоя Республики Крым № от 16.04.2021 года жилой признан непригодным для проживания (л.д.7).
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части первой пункта три статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 06.07.2015 года №130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются: 1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 настоящего Закона; 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма также определен Главой 3 Закона Республики Крым от 06.07.2015 года №130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым».
В соответствии с частью седьмой статьи 21 Закона №130-ЗРК, основанием для признания граждан малоимущими является наличие одновременно двух условий: 1) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определенный за расчетный период, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими; 2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.
Согласно ст. 17 указанного Закона №130-ЗРК, учет размера дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и стоимости имущества, принадлежащего им на праве собственности и являющегося объектом налогообложения.
Расчет размера дохода каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими производится на основании расчета среднедушевого месячного дохода членов семьи, определяемого на основании совокупного дохода семьи за календарный год (12 месяцев).
Среднедушевой месячный доход одного члена семьи (далее - среднедушевой доход) в целях настоящей статьи рассчитывается путем деления совокупного дохода всех членов семьи за последний календарный год, предшествовавший началу года подачи заявления о принятии на учет, на 12 месяцев и на число всех членов семьи.
Среднедушевой месячный доход одиноко проживающего гражданина в целях настоящего Закона рассчитывается путем деления его совокупного дохода за последний календарный год, предшествовавший началу года подачи заявления о принятии на учет, на 12 месяцев.
К видам учитываемых доходов, приходящихся на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), в соответствии со ст. 18 Закона №130-ЗРК, относятся:
- совокупный доход каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) в целях настоящего Закона исчисляется в соответствии со статьями 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Для исчисления совокупного дохода каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) используются виды доходов, указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», за исключением денежных эквивалентов, полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, организациями;
- доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (растениеводства; разведения скота, птицы, пушных зверей; пчеловодства; занятия традиционными видами деятельности), учитываются в сумме доходов семьи (одиноко проживающего гражданина) в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;
- доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, не учитываются в доходе семьи, если один из членов семьи является ребенком-инвалидом, инвалидом I или II группы или если в составе семьи отсутствуют трудоспособные члены семьи.
За основу исчисления среднедушевого дохода для граждан, получающих доход только от налоговых агентов - источников выплаты дохода, принимается доход, указанный в справке о доходах физического лица за соответствующий налоговый период.
Порядок определения стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) определен статьей 19 Закона №130-ЗРК.
Так, стоимость недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, дачи, иных строений и сооружений, земельных участков), принадлежащего гражданам на праве собственности и являющегося объектом налогообложения, в целях настоящего Закона определяется по рыночной стоимости.
Документом, подтверждающим стоимость недвижимого имущества, является акт оценки, оформленный в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Стоимость транспортных средств (наземных, водных, воздушных), зарегистрированных в установленном порядке за членами семьи (одиноко проживающим гражданином) и являющихся объектом налогообложения, в целях настоящего Закона определяется по рыночной стоимости.
Документом, подтверждающим стоимость транспортных средств, является акт оценки, оформленный в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Стоимость имущества, подлежащего налогообложению, приходящаяся на каждого члена семьи и используемая при признании гражданина малоимущим, рассчитывается путем деления совокупной стоимости выявленного налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности у всех членов семьи, на количество членов семьи.
Стоимость имущества, подлежащего налогообложению, приходящаяся на одиноко проживающего гражданина и используемая при признании гражданина малоимущим, приравнивается к совокупной стоимости выявленного налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности у одиноко проживающего гражданина.
Размер среднемесячного дохода и стоимость подлежащего налогообложению имущества, приходящиеся на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), на основании которых гражданин признается малоимущим, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании самостоятельно в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
К членам семьи малоимущего гражданина в целях настоящей статьи относятся лица, проживающие совместно с ним, из числа лиц, указанных в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 18).
В соответствии с частью первой статьи 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Так, 24.06.2021 года в администрацию города Джанкоя ФИО4 в лице своего представителя по доверенности ФИО9, подал заявление о признании его и членов его семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма.
В качестве члена семьи ФИО4 указана ФИО8 ФИО2, о чем имеется ее подпись (л.д.75).
При рассмотрении заявления о признании семьи ФИО4 малоимущей установлены следующие документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи (дочери ФИО7) за период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 год:
- справка на истца из Управления Пенсионного фонда России в Джанкойрком районе (межрайонное) (л.д.105-106) о получении страховой пенсии по инвалидности в размете 285526,92 руб. и единовременная денежная выплата инвалидам 1 гр. в размере 45 114,15 руб., а всего 330641,07 рублей, за вычетом удержаний по исполнительному листу 50% в размере 142 763, 40 руб., итого 187 877,67 рублей.
При этом, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 14400,00 руб. не учитывается в доход в соответствии с абз.2 пункта 1д Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 года №512);
- ежегодная денежная выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» в размере 14570,36 руб. (л.д.115).
При этом, не учитывалась справка о назначенных мерах социальной поддержки из ДТСЗН администрации города Джанкоя о получении оплаты льготного проезда в размере 270 руб. и ежемесячной компенсации на оплату занимаемой площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 1696,92 руб.;
-справка из ГУП РК «Крымэнерго» Джанкойское районное отделе энергосбыта о том, что размер денежного эквивалента льгот составляет 1354,32 руб. (л.д.86);
-справка из Джанкойского филиала ГУП РК «Вода Крыма» о денежном эквиваленте льгот за потребленные ЖКУ в размере 193,08 руб. (л.д.85), льготы на приобретение твердого топлива в размере 5279 руб. (л.д.77), а всего 6826,40 руб.
Таким образом, общая сумма доходов ФИО4 за 2020 года составляет 209 274,43 рублей (187 877,67 рублей + 14570,36 рублей + 6826, 40 рублей).
-справка на ФИО7 из территориального отделения ГКУ РК «Центра занятости населения» о полученном пособии по безработице в размере 1606,45 руб. (л.д.79);
-справка на ФИО7 из ДТСЗН администрации города Джанкоя об единовременном пособии при рождении ребенка в сумме 18004,12 руб. (л.д.88);
-ежемесячное пособия по уходу за ребенком в размере 16553,29 руб. (л.д.88-оборот);
- пособие на ребенка одинокой матери в сумме 5529 руб. (л.д.88-оборот);
- ежемесячная выплата на первого ребенка в размере 27519,35 руб. (л.д.88-оборот);
- ЕДВ для приобретения хлеба 1001,02 руб. (л.д.88-оборот).
В то же время, меры социальной поддержки получении ГСП в размере 20728,90 руб. не учитывается в доход, согласно абз.1 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512).
Общая сумма доходов ФИО7 за 2020 года составляет 70 213,23 рублей. (1606,45 рублей + 18004,12 рублей + 16553,29 рублей + 5529 рублей + 27519,35 рублей + 1001,02 рублей).
Таким образом, общая сумма доходов семьи Б-вых за 2020 год составила 279 487,66 руб.
Соответственно, размер среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, деленный в расчетный период (2020 год), составляет 139 743,83 руб. (279 487,66 рублей : 2 чел.), делим на 12 месяцев - 11645,32 руб. на каждого, что выше размера прожиточного минимума на душу населения в Республике Крым на 2021 год, установленный постановлением Совета министров Республики Крым от 02.02.2021 года №54, а именно 10998 рублей.
В свою очередь, ссылка стороны истца о необходимости включения в расчет третьего члена семьи – внучки ФИО8 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, базируется на неправильном толковании норм, определяющих членов семьи малоимущего гражданина, в перечень которых внучка не входит (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Также следует отметить, что при подаче заявления о признании семьи малоимущей, внучка истца – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не включена.
Помимо этого, истец неоднократно в ходе судебного разбирательства утверждал, что ни его дочь, ни внучка не являются членами его семьи и вместе с ним не проживают.
Данные обстоятельства также подтверждены третьим лицом ФИО7, указавшей на проживание отдельно от отца, по адресу: .
Таким образом, с учетом собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, у суда отсутствуют основания признания ФИО4, его дочери и внучки малоимущей семьей, как не имелось и у ответчика при рассмотрении им заявления истца от 24.06.2021 года.
Как следствие, заявленные требования истца о признании постановления администрации города Джанкоя №527 от 05.08.2021 года об отказе в признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным и понуждении поставить семью Б-вых на указанный учет, удовлетворению также не подлежат.
Кроме того, следует отметить, что даже при наличии сведений о раздельном проживании истца с дочкой и внучкой, у суда отсутствуют основания для признания самого ФИО4, как одиноко проживающего, малоимущим, поскольку исходя из его доходов за 2020 год, которые составили 209 274,43 рублей, размер среднедушевого дохода, приходящегося на него составляет 17 439, 53 руб. (209 274, 43 руб. : 12 месяцев), что превышает размер прожиточного минимума на душу населения в Республике Крым, установленного в 2021 году (10998 рублей).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -
решил:
исковое заявление ФИО8 ФИО3 к администрации города Джанкоя Республике Крым об установлении факта малоимущим, признании решения незаконным и понуждении выполнить определённые действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПредседательствующийО.П. Синицына
Полный текст решения изготовлен 21.06.2022 года.