№ 2-2605/19
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Марисова И.А.,
При секретаре Кулушевой А.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Ксении Сергеевны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева К.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании решения незаконным, указав в обоснование своих требований, что в январе 2019г. она обратилась в Управление ПФР в <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержи семей, имеющих детей. <дата> ГУ УПФР в <адрес> было вынесено решение <номер> об отказе в выдаче государственного сертификата на основании п.1 ч.6 ст.5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом. С данным решением она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Она является гражданкой Российской Федерации, уроженкой <адрес>, что подтверждается общегражданским паспортом <номер>, выданным ОУФМС России по <адрес> в <адрес> 26.07.2008г., и загранпаспортом <номер>, выданным 08.09.2011г. ФМС 30001, в настоящее время с семьей проживает в Дубай ОЭА. С 09.11.2016г. состоит в браке с <ФИО>4<ФИО>4, гражданином Сирийской Арабской Республики, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным 09.11.2016г. Отделом службы записи актов гражданского состояния <адрес>. От данного брака имеют двоих малолетних детей - дочь <ФИО>2, <дата> года рождения, гражданку РФ, уроженку <адрес> и сына <ФИО>3, <дата> года рождения, уроженца Дубай ОАЭ, гражданин РФ. Верность перевода вышеуказанного документа с арабского языка на русский язык удостоверена консулом Генерального консульства Российской Федерации в <адрес><ФИО>8, перевод с арабского, зарегистрирован в реестре за <номер> от 07.12.2017г. На оборотной стороне свидетельства о рождении <ФИО>3, <дата> года рождения имеется оттиск печати «Гражданин Российской Федерации». Просила суд признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес><номер> от 01.02.2019г. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - Алексеевой Ксении Сергеевне, обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> выдать – Алексеевой К.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебное заседание истец Алексеева К.С. исковые требования поддержала просила их удовлетворить, на рассмотрение дела в порядке заочного разбирательства не возражала.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Судом были предприняты надлежащие меры к извещению ответчиков, в связи с чем суд в соответствии с ч. 1 ст. 113 и ч. 3 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса, приходит к убеждению, что право неявившегося ответчика на личное участие в судебном заседании и на защиту не нарушено.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1.01.2007 г.
Статья 4 этого же Закона указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 09.11.2010 г. N 1439-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки К. на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что правовым и значимым основанием для выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует считать не наличие свидетельства о рождении второго ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго.
Порядок подачи документов и их список предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 г. N 1180н (ред. от 05.09.2016 г.) "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал". (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2012 г. N 23417).
Согласно п. 3 Правил право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.
Согласно п. "а" п. 3 Правил право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации независимо от места жительства, в том числе, женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1.01.2007 г.
Согласно п. 4 Правил лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица (далее - заявитель) вправе обратиться за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) со всеми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направления их по почте либо направления заявления в форме электронного документа посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица" (далее - "Личный кабинет застрахованного лица").
В соответствии с п. 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), в том числе, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно п. 7 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.
Основания для отказа в выдаче сертификата содержатся в п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Данный перечень расширенному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что <дата> Алексеева К.С. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка.
Решением от <дата><номер> ГУ УПФ в <адрес> в выдаче сертификата на материнский капитал истцу отказано на основании п. 1 ч. 6 ст. 5 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в соответствии с которым основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Алексеева К.С. с <дата> состоит в браке с гражданином Сирийской Арабской Республики с присвоением фамилии Алексеева. От данного брака имеет ребенка <ФИО>12, <дата> года рождения, в свидетельстве о рождении которой матерью указана Алексеева К.С.
Согласно свидетельству о рождении, выданному Министерством здравоохранения ОЭА <дата> у Алексеевой К.С. родился сын <ФИО>4, являющийся гражданином Российской Федерации, в свидетельстве о рождении которой матерью указана Алексеева Ксения. Сведения о гражданстве и перевод с арабского языка на русский указанного свидетельства о рождении осуществлены Генеральным консульством России в <адрес>, <дата>.
Таким образом, вопреки доводам ГУ УПФ в <адрес> истцом подтвержден факт родственных отношений с несовершеннолетними <ФИО>13 и <ФИО>14 Истец и ее несовершеннолетние дети, проживая в <адрес> ОАЭ, сохраняют гражданство Российской Федерации, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В Федеральном законе от 05 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский Устав Российской Федерации" в статье 27 указано, что консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.
Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.
Поскольку заявителем были предоставлены документы, подтверждающие рождение у нее ребенка, предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче сертификата не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Алексеева К.С. имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в рамках Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с рождением второго ребенка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алексеевой Ксении Сергеевны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес><номер> от 01.02.2019г. об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - Алексеевой Ксении Сергеевне.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> выдать – Алексеевой Ксении Сергеевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2019 года.
Судья И.А. Марисов