Дело № 2-2607/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2013 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Е. Ю. Головченко
При секретаре А. В. Сим,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорокиной К.К. о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сорокина К. К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР об отказе в согласовании изменения условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: АДРЕС с «под здание клуба» на «для индивидуального жилищного строительства», возложении обязанности на администрацию Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также возмещении судебных расходов. Требования мотивированы тем, что Сорокиной К. К. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер НОМЕР, находящийся по адресу: АДРЕС. Разрешенное использование земельного участка – под здание клуба (дом культуры), категория земель – земли населенных пунктов. Строения на данном земельном участке отсутствуют, что подтверждено Актом от ДАТА года. Поскольку собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, у Сорокиной К. К. возникла необходимость изменения разрешенного использования земельного участка с целью дальнейшего осуществления строительства на данном земельном участке индивидуального жилого дома, в связи с чем заявитель обратилась в администрацию Березовского сельсовета с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «под здание клуба (дом культуры)» на «для индивидуального жилищного строительства». Однако постановлением администрации Березовского сельсовета от ДАТА НОМЕР заявителю было отказано в согласовании изменения разрешенного вила использования земельного участка. Сорокина К. К. считает данное постановление незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку указанные в протоколе публичных слушаний основания не могут являться основанием для отказа в удовлетворении ее заявления. Оспариваемое постановление не содержит мотивированных доводов, обосновывающих невозможность изменения разрешенного вида использования земельного участка.
В судебное заседание Сорокина К. К. не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что заявитель как физическое лицо вправе строить на своем земельном участке, поэтому она и обратилась с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, в оспариваемом постановлении убедительных доводов, обосновывающих причину отказа, не приведено, градостроительный план муниципального образования Березовский сельсовет еще не утвержден, находится в стадии разработки, на день покупки здания его не было, поэтому полагала вынесенное постановление не законным.
Представитель заинтересованного лица – Глава Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края ФИО4, действующая на основании Устава в судебном заседании с доводами, изложенными в заявлении не согласна, суду пояснила, что на этом земельном участке был клуб, который в ДАТА году сгорел, в клубе было около 150 кружков, по существующему Генеральному плану, а также по проекту нового этот земельный участок остается под здание клуба. Когда после пожара спорный земельный участок приобрел предприниматель ФИО5, он обещал, что построит новый клуб, впоследствии он также обращался с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, проводились неоднократно по этому вопросу публичные слушания, однако население против того, чтобы был изменен разрешенный вид использования земельного участка, т.к. на <данные изъяты> населения нет клуба, молодежи некуда пойти, рядом с этим земельным участком находится стадион и школа, поэтому размещение на спорном участке клуба очень удобно, уже есть проект нового клуба, при этом софинансирование гарантирует администрация Первомайского района в ДАТА году, направлена бюджетная заявка. После обращения Сорокиной К. К. с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка были проведены публичные слушания, на которых решили не согласовывать изменение разрешенного вида использования земельного участка, поэтому было вынесено постановление об отказе в согласовании изменений, которое и оспаривает Сорокина К. К. Сорокиной предлагался в обмен другой равнозначный земельный участок, но она отказалась.
С учетом мнения представителя заявителя и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Сорокиной К. К., надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела.
Выслушав пояснения представителя заявителя ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, исследовав материалы дела, установил:
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
В соответствии с частью 2 этой же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В судебном заседании установлено, что заявитель Сорокина К. К. является собственником земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание клуба (дом культуры), площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в АДРЕС на основании договора купли-продажи от ДАТА года.
Постановлением администрации Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР заявителю было отказано в согласовании изменения условно разрешенного вида использования земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного в АДРЕС с «под здание клуба (дом культуры)» на «для индивидуального жилищного строительства».
Часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" ( в редакции от 30.12.2012 года), вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года… решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время генеральный план муниципального образования Березовский сельсовет, на картах (схемах) которого отображаются границы функциональных зон с отображением параметров развития таких зон, находится в завершающей стадии разработки, проведение публичных слушаний намечено на ноябрь ДАТА года.
Как пояснила в судебном заседании Глава сельсовета, в ранее существующем плане территории, а также в разрабатываемом генеральном плане спорный земельный участок сохраняет свое назначение – под здание клуба.
Поскольку в настоящее время правила землепользования и застройки МО Березовский сельсовет в соответствии с Градостроительным кодексом не приняты, разрешенное использование спорного земельного участка заявителя – под здание клуба (дом культуры), администрация Муниципального образования была вправе применить к правоотношениям по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: АДРЕС нормы, предусмотренные ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Аналогичные положения содержит пункт 3 части 1 статьи 21 закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года "О местном самоуправлении в Ставропольском крае".
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Конкретизируя процедуру проведения публичных слушаний, законодатель в части 3 этой же статьи указал, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
По смыслу приведенных правовых норм, исходя из системного толкования норм во взаимосвязи со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории муниципального образования должны проводиться с обязательным извещением всех жителей такого образования.
В судебном заседании установлено, что публичные слушания от ДАТА проведены с соблюдением требований указанных норм, а также ст. 13 Устава муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края.
В ходе публичных слушаний был обеспечен баланс публичных интересов, прав и законных интересов правообладателей земельных участков, находящихся в территориальной зоне, применительно к которой запрашивалось изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Сорокиной К. К.
Данный вывод основан на том, что в ходе публичных слушаний абсолютное большинство заинтересованных лиц - граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Сорокиной К. К., возражали в изменении вида разрешенного использования этого земельного участка.
При этом суд принимает во внимание, что жители АДРЕС, глава Березовского сельсовета, руководители кружков неоднократно и ранее обращались с ходатайствами к Главе Первомайского района о решении вопроса по строительству нового Дома культуры. Главой администрации Первомайского района в адрес заместителя Губернатора Алтайского края направлено гарантийное письмо о софинансировании строительства культурно-досугового центра в АДРЕС, согласовано задание на проектирование КДЦ в сАДРЕС, направлена бюджетная заявка на ассигнования из краевого бюджета на строительство нового культурно-досугового центра в сАДРЕС, т.е. этот вопрос для жителей муниципального образования является социально значимым.
Суд считает, что публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Согласно ст. 209 ГК РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде. В соответствии со ст. 263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительным норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Исходя из смысла положений ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое заявителем постановление администрации Березовского сельсовета от ДАТА было принято с учетом результатов проведенных публичных слушаний, в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса, Уставом муниципального образования, является законным и обоснованным, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Сорокиной К. К.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Сорокиной К.К. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е. Ю. Головченко