Дело № 2-2607/2023
50RS0031-01-2023-000630-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» сентября 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Денисовой А.Ю.
при секретаре судебного заседания Костькине Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка,
встречному иску ФИО1 к Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении обязанности по обеспечению условий по реализации договора аренды, нечинении препятствий в виде отклонения разработанного и представленного на утверждения проекта освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Одинцовский городской суд Московской области к ответчику ФИО1 о расторжении договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ площадью ..... га, расположенного по адресу: АДРЕС, кварт. №, выделы №, №, №, кадастровый №, заключенный между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ФИО1 и передать указанный участок по акту приема-передачи. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ФИО2 заключен договор аренды спорного лесного участка №. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей, согласно которому права и обязанности ФИО2 перешли к ФИО1 Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Для видов использования, определенных ст.43-45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка. В силу ст.3.4 п.г договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. До настоящего времени арендатор не представил новый проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, соответственно свои обязательства по договору не исполнил. ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялась претензия с требованием о досрочном расторжении договора, однако, до настоящего времени проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не представлен.
Ответчиком ФИО1 предъявлен встречный иск к Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении обязанности по обеспечению условий реализации договора аренды, нечинении препятствий в виде отклонения разработанного и представленного на утверждение проекта освоения лесов. Требования мотивированы тем, что указанный договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, однако для его реализации ФИО1 требуется наличие утвержденного проекта освоения спорного лесного участка. Проект с требуемыми исправлениями неоднократно представлялся первоначальному истцу с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени положительное заключение не получено. Единого перечня недостатков Комитетом лесного хозяйства не указано, добавляются новые, что не допустимо. ФИО1 полагает действия арендодателя свидетельствующими о злоупотреблении правом, нарушающими положения действующего законодательства и в следствии чего, делающими невозможным выполнение ФИО1 договора аренды.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области в судебном заседании настаивал на удовлетворении первоначальных исковых требований указав, что проект освоения лесов не предоставлен до настоящего времени. Встречные исковые требования не признал, просил отказать по доводам письменных возражений.
Представитель ФИО1 в судебном заседании возражал против заявленных первоначальных требований. Встречные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.
Ст. 38 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для ведения хозяйства. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для ведения сельского хозяйства лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 5 ст. 60.1 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ст. 71 ЛК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
На основании ст.12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу ст. 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 3 и 4 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ФИО2 заключен договор аренды лесного участка №, площадью ..... га, расположенного по адресу: АДРЕС, кварт. №, выделы №, №, №, кадастровый №, вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация водохранилищ, иных водных объектов, а также технических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов причалов сроком на 49 лет.
Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей, согласно которому права и обязанности ФИО2 перешли к ФИО1 Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судом установлено, что Приказом Комитета лесного хозяйства АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ утвердило положительный проект № освоения лесов лесного участка.
ФИО1 неоднократно подавался проект освоения лесов.
ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в согласовании проекта из-за отсутствия положительного согласования муниципальной Администрации.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано из-за вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ новых правил о необходимости передачи проекта в электронной, а не бумажной форме.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано из-за неверного заполнения таблицы проекта и иных технических замечаний, которых не содержалось ранее.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано из-за отсутствия указаний на то, что участок расположен в региональной (а не муниципальной) ООПТ в связи с тем, что территория попала с ДД.ММ.ГГГГ в региональную ООТП.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано из-за отсутствия приложенного положительного согласования Минэкологии Московской области, а также иных технических замечаний (опечатки).
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, Министерство экологии и природопользования Московской области рассмотрело обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ по вопросу согласования Проекта освоения лесов. В соответствии с положением о государственном природном заказнике областного значения «Подушкинский лес», утвержденным постановлением Правительства Московской области от 13.04.2023 г. №205-ПП, земельный участок с кадастровым номером № входит в границы заказника.
Установленный режим особой охраны в границах заказника допускает охрану, защиту и воспроизводство лесов, устройство искусственных гнезд, дуплянок, скворечников, подкормочных площадок для птиц, создание элементов экологической инфраструктуры.
С учетом изложенного Министерство согласовало представленный проект освоения лесов на лесной участок с кадастровым номером № при условии соблюдения режима особой охраны заказника.
Следовательно, ответчица неоднократно исправляла проект и подавала указанный проект на утверждение.
Как указано Министерством природных ресурсов и экологии РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ и в письме Рослесхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ отрицательное заключение Экспертизы проекта освоения лесного участка должно содержать исчерпывающий перечень замечаний.
Тогда как истцом отказано в согласовании проектов 5 раз и каждый раз истцом указываются новые замечания, по сути, на один и тот же проект, что в данном случае с учетом положений действующего законодательства, в том числе ст.10 ГК РФ не допустимо.
Утверждение проекта освоения лесного участка является совместной обязанностью как арендатора, так и арендодателя. Ответчиком выполнена обязанность по разработке проекта и его представлению истцу еще в сентябре 2022 года, в то время как претензия истцом была направлена ответчику только ДД.ММ.ГГГГ, проект отклонялся ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при этом каждый раз в отказе указывались новые основания, о которых ранее не заявлялось, как и не содержится суждений о выполнении ранее указанных истцом замечаний, послуживших основанием для отказа в согласовании проекта.
В силу ст.7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, указано, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев: изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги; наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги; выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной ч. 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства; предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с п. 7.2 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.
Истцом не предоставлено доказательств того, что ответчиком нарушены нормы данной статьи действующего законодательства, а также условия аренды земельного участка лесного фонда.
С учетом изложенного, требования Комитета лесного хозяйства Московской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая встречные исковые требования, суд приходит к следующему:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 524 (ред. от 11.11.2015) «Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений» по результатам проведения экспертизы правового акта Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение об отмене правового акта в следующих случаях: отсутствие правовых оснований для принятия правового акта; включение в правовой акт положений, противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий, наличие в правовом акте коррупциогенных факторов (п. 7). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, после получения решения об отмене правового акта обеспечивает его публикацию в средствах массовой информации, в которых был опубликован правовой акт, а также размещает указанное решение на своем официальном сайте в сети Интернет (п. 12).
Таким образом, имеется предусмотренный порядок обжалования правовых актов в области лесных отношении, сведений об обжаловании ФИО1 приказов Комитета лесного хозяйства Московской области «Об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы» в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, встречные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования ФИО1 к Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении обязанности по обеспечению условий по реализации договора аренды, нечинении препятствий в виде отклонения разработанного и представленного на утверждение проекта освоения лесов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2023 года.
Судья: Денисова А.Ю.