Дело № 2-2608/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 13 декабря 2018 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Середенко С.И.., при секретаре Юдиной И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный трудовой стаж периоды работы и назначить ей досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области, утвержденное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в должности лаборанта во Вспомогательном лечебно-профилактическом подразделении «Клинико-диагностическая лаборатория» «Клинико-диагностическое отделение» Ступинского Территориального медицинского объединения (СТМО) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 4 года 1 месяц 19 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 мес, 23 дня в должности лаборанта во Вспомогательно - диагностическом подразделении- Клинико-диагностической лаборатории Ступинского ТМО; период нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта во Вспомогательном лечебно-профилактическом подразделении «Клинико- диагностической лаборатории» МУЗ СЦГКБ; возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования истица обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии п. 1 пп. 20 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность в течение 30 лет. На момент обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ её специальный стаж составил более 30лет, что давало ей право для назначения пенсии.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии на том основании, что она не выработала необходимый специальный стаж. С решением ответчика она не согласна.
Истец в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Представитель истицы ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту на условиях, установленных государством.
Статьёй 8 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 названного Федерального закона пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, от ДД.ММ.ГГГГ№, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, однако ей было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л. д. 14-16).
Ответчиком не приняты к зачету:
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 1 мес. 19 дней - в должности лаборанта во Вспомогательном лечебно-профилактических подразделениях «Клинико-диагностическая лаборатория» «Клинико-диагностическое отделение» Ступинского Территориального медицинского объединения (СТМО). В связи с тем, что к действовавшему в спорный период Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 применялась Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 395, которой ТМО не предусмотрены. Вспомогательные лечебно-профилактические подразделения, Клинико-диагностические лаборатории указанной Номенклатурой также не предусмотрены;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06 мес. 23 дня - в должности лаборанта во Вспомогатсльно - диагностическом подразделении - Клинико-диагностической лаборатории Ступинского ТМО, т.к. Вспомогательно-диагностические подразделения. Клинико-диагностические лаборатории и ТМО - не предусмотрены;
период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 5 дней в должности лаборанта по Вспомогательном лечебно-профилактическом подразделении «Клинико-диагностической лаборатории» МУЗ СЦГКБ.
Постановлением ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено: «В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций)». Данное постановление не ограничивает включение в стаж по выслуге лет периоды работы в должностях медицинского персонала в территориально-медицинских объединениях.
Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что: «В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке…в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений…».
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, применяются номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 377, и номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 395, которые в свою очередь применялись к Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464
В силу п. 16 Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 30 В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях», работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная, и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 упомянутого Закона.
В соответствии с Положением о территориальном медицинском объединении, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ№ раздел 1 п.п. 1.1. Территориальное медицинское объединение (далее - ТМО) - комплекс лечебно -профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.
Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 установлено, что: « В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке...в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений...».
Спорные периоды необоснованно не были включены ответчиком в стаж
К Постановлению ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства Здравоохранения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в разделе 1 «Лечебно-профилактические учреждения» п.п.1.2.3. указано-территориальное медицинское объединение.
В приложении к Номенклатуре в п. 8 указано, что Территориальным медицинским объединением (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.
Вышеуказанный п.п.1.2.3. был исключен только Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру учреждений здравоохранения». Однако в этом приказе указано, что лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО) (п.8). Данная Номенклатура действовала до издания Приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 установлено, что:
«В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке…в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений…».
При этом, наименование структурного подразделения в рассматриваемом нами периоде работы не имеет значения, поскольку наименование структурного подразделения учреждения имеет значение только в случае исчисления специального стража в льготном исчислении.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ№,на который ссылается ответчик не предусмотрено наименование структурных подразделений.
Истец, согласно записи в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность лаборанта клинической лаборатории Ступинской ЦРБ где работает по настоящее время. Характер работы и место работы с указанного периода не изменялось. На основании вышеизложенного отказ включения периодов работы в стаж истца на основании того, что ТМО и указанные подразделения не предусмотрены является не обоснованным и не законным.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
Также подлежат включению в стаж истца, не принятые к зачету в периоды курсов повышения квалификации не принятые ответчиком к зачету.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.
Прохождение истицей соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью её трудовой деятельности. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Деятельность, связанная с риском для здоровья людей, требующая постоянного совершенствования профессиональных навыков (в частности медицинская деятельность), обязывает работодателя проводить постоянное повышение профессионального уровня персонала. Каких-либо ограничений в части включения указанных периодов в специальный стаж законодательством не предусмотрено.
Отказ ответчика включить в специальный стаж истицы спорные периоды её трудовой деятельности необоснован и нарушает ряд положений Конституции РФ, а именно ст.ст. 8, 19, 35, 39, 55, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
Таким образом, все периоды не принятые к зачету по основаниям, указанным решении № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж истца.
На момент обращения истицы в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, её специальный стаж, с учётом периодов трудовой деятельности, подлежащих включению в специальный стаж, составил с учётом периодов, подлежащих включению в специальный стаж истицы, на момент её обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специальный стаж истца ФИО8 составил более 30 лет, что является достаточным для назначения ей трудовой пенсии по вышеуказанным основаниям с момента обращения с заявлением.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО9. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
От истца поступило письменное ходатайство о взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области расходов по оплате госпошлины 300 рублей, 1900 рублей-за нотариальные услуги по удостоверению доверенности и на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению, в соответствии со ст. ст.94, 98, 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела и длительности его рассмотрения, на основании принципа разумности и объективности суд приходит к выводу о том, что с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области в пользу истца должны быть частично взысканы затраты, подтвержденные документально, на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, и подтвержденные документально; расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, а также расходы по составлению доверенности в размере 1900 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утверждённого протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области включить в её специальный трудовой стаж периоды работы и назначить ей досрочную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области, утвержденное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №25 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО2 периоды работы в календарном исчислении:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 4 года 1 мес. 19 дней - в должности лаборанта во Вспомогательном лечебно-профилактических подразделениях «Клинико-диагностическая лаборатория» «Клинико-диагностическое отделение» Ступинского Территориального медицинского объединения (СТМО);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06 мес. 23 дня - в должности лаборанта во Вспомогатсльно - диагностическом подразделении - Клинико-диагностической лаборатории Ступинского ТМО;
период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 5 дней в должности лаборанта по Вспомогательном лечебно-профилактическом подразделении «Клинико-диагностической лаборатории» МУЗ СЦГКБ.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №25 по г. Москве и Московской области назначить ФИО2 досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ №25 по г. Москве и Московской области в пользу ФИО2 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, за нотариальные услуги по составлению доверенности 1900 рублей и по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, а всего в размере 12200 (двенадцать тысяч двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 17декабря 2018 года
Судья: Середенко С.И.