ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2608/2022 от 14.04.2022 Подольского городского суда (Московская область)

50 RS0-83

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИФИО1

14 апреля 2022 года

Подольский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Федотовой Н.Г.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подольского городского прокурора <адрес> к Муниципальному общеобразовательному учреждению Федюковской средней общеобразовательной школе о признании бездействий незаконными, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Подольский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению Федюковской средней общеобразовательной школе, просил:

признать незаконным бездействие МОУ Федюковская СОШ в части непринятия мер по обеспечению безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;

обязать ответчика в рамках предоставленных полномочий привести 4 оконных блока, расположенных на втором этаже здания образовательного учреждения в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2021». Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст введен в действие «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия». Проведенной городской прокуратурой проверкой в установлено, что замки (устройства) безопасности на оконных блоках помещений МОУ Федюковская СОШ отсутствуют и требуются к установке на каждом распашном элементе оконных блоков, что свидетельствует о ненадлежащем обеспечении безопасных условий обучения, воспитания детей, что создает угрозу жизни и здоровью, а также свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества. По данному факту городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения полностью не устранены.

Истец – Подольский городской прокурор в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик – представитель МОУ Федюковская СОШ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о дне слушания дела, суд определил рассматривать дело при данной явке, в порядке заочного судопроизводства в соответствии со статьей 233 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что

ДД.ММ.ГГГГ Подольской городской прокуратурой <адрес> было вынесено представление № Прдр/-20460035 по факту отсутствия замков безопасности на оконных блоках помещений МОУ Федюковская СОШ и требуют к установке на каждом распашном элементе оконных блоков.

По сведениям Комитета по образованию Администрации городского округа Подольск, в настоящее время в городском округе Подольск сеть общеобразовательных организаций, включающих в себя 48 юридических лиц, образовательная деятельность осуществляется в 63 зданиях. Действительно, в зданиях имеются оконные блоки, несоответствующие требованиям «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждения. Общие технические условия», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ- ст.

В силу п.13 ч.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п.3 ч.1 статьи17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований государственных стандартов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению охраны здоровья обучающихся при осуществлении образовательной деятельности с их финансовыми возможностями.

Исходя из статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Из п. п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона 273-ФЗ следует, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из ч. 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в числе прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ СП 251.1325800.2016. Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования, утвержденным и введённым в действие приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, оконные блоки в зданиях общеобразовательных организациях для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях общеобразовательных организаций должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

Понятие «замок безопасности (детский замок безопасности)» приведено в п. 3.13 ГОСТ 23166-2021 и означает замочное изделие, установленное в оконную створку и предназначенное для ограничения функции распашного открывания, в т.ч. детьми, оставленными без присмотра взрослых.

В соответствии с п. 6.3 ГОСТ 23166-2021 для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста, детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;

Кроме того, детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.

В оконных конструкциях, предусматривающих только распашное открывание, в т.ч. в деревянных окнах по ГОСТ 11214, необходимо применять замки безопасности со следующими типами блокираторов поворота: в виде гибкого троса, соединяющего корпус замка с ответной планкой, где длина троса определяет безопасную величину поворота (распахивания створки) и фиксирует створку в этом положении, жесткой планки, соединяющей корпус замка с ответной планкой и фиксирующей створку в этом положении, накладных ограничителей (блокираторов), элементы которых устанавливаются на створку и раму (импост) и их разъединение возможно только в положении створки, ограниченном длиной пластины; место разъединения дополнительно защищается подвижной планкой с детским замком безопасности (п. 6.3.2 ГОСТ 23166-2021).

Соблюдение требований стандарта обеспечивает безопасность жизни и здоровья обучающихся.

При таких обстоятельствах, учитывая, что замки (устройства) безопасности на оконных блоках помещений МОУ Федюковская СОШ отсутствуют на каждом распашном элементе оконных блоков, не обеспечивая безопасные условия нахождения детей в образовательном учреждении, что создает угрозу их жизни и здоровью, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, суд удовлетворяет заявленные требования.

Принимая во внимание представленные доказательства, оценив их в совокупности и руководствуясь ст. ст. 234-236 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Подольского городского прокурора <адрес> к Муниципальному общеобразовательному учреждению Федюковской средней общеобразовательной школе о признании бездействий незаконными, об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ Федюковская СОШ в части непринятия мер по обеспечению безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Обязать МОУ Федюковская СОШ в рамках предоставленных полномочий привести 4 оконных блока, расположенных на втором этаже здания образовательного учреждения в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2021». Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.

Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Подольский городской суд в течение 07 дней со дня получения копии решения суда.

Председательствующий судья: Н.<адрес>