04RS0№-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года
Октябрьский районный суд в составе судьи Лубсановой С.Б., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора к ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия об обязании устранить нарушения федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просит обязать ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно:
Обеспечить отделение судебно-медицинских экспертиз трупов следующим оборудованием: - весы напольные для взвешивания трупов — 1 шт.;
Обеспечить отделение медико-криминалистических экспертиз следующим оборудованием: - аквадистиллятор - 1 шт.; - набор остеометрических инструментов - 1 шт.; - программно-аппаратный комплекс для идентификации личности по черепу и прижизненной фотографии - 1 шт.; - программно-аппаратный комплекс трехмерного моделирования черепа - 1шт.; - термостат - 1 шт.; - ультрафиолетовый осветитель - 1 шт.
- холодильник бытовой для хранения вещественных доказательств биологического происхождения - 1 шт.; - центрифуга - 1 шт. Обеспечить отделение судебно-биологических экспертиз следующим оборудованием: - комплект дозаторов автоматических — 1 шт. Обеспечить отделение судебно-гистологических экспертиз следующим оборудованием: - аквадистиллятор - 1 шт.; - станция для заливки биологических тканей парафином - 1 шт. Обеспечить отделение судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз следующим оборудованием: - аппаратно-программный комплекс для исследований (анализатор автоматический) методом гетерогенного иммуноферментного анализа с комплектом расходных материалов - 1 шт.; - газовый хроматограф - 1 шт.; - аппаратно-программный комплекс на базе жидкостного хроматографа в комплектации с 2-х насосной системой, устройством автоматического ввода пробы, термостатированием, многоволновым спектрофотометрическим детектированием - 1 шт.; - денситометр для анализа пластин — 1 шт.; - муфельная печь - 1 шт.; - ультразвуковая баня - 1 шт.; - центрифуга с охлаждением (не менее 6000 об./мин.) с переменными роторами и адаптерами - 1 шт.
Также просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств провести мероприятия по финансированию ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" для устранения нарушений законодательства, перечисленных в пункте 1 заявления, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца по доверенности Панкова А.А. требования поддержала, уточнила требования: просила исключить из перечня, необходимого для приобретения: источник ультрафиолетового излучения, а также просила обязать ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства. В остальной части требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" по доверенности Логинова А.М. против удовлетворения требований возражала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, так как ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия в рамках полномочий проводят мероприятия по финансированию в установленном законом порядке, необходимости в понуждении в судебном порядке нет. В настоящее время больницей прорабатывается вопрос о сумме средств, необходимых для устранения нарушений в части оснащения. Указывала, что покупка программно-аппаратного комплекса трехмерного моделирования черепа нецелесообразна, поскольку аппарат дорогостоящий, объемный, в работе практически не применяется, нет необходимости в его приобретении. Кроме того, проектом приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы в РФ» не предусмотрен аппаратно-программный комплекс на базе жидкостного хроматографа в комплектации с 2-х насосной системой, устройством автоматического ввода пробы, термостатированием, многоволновым спектрофотометрическим детектированием - 1 шт. и поскольку нет производственной необходимости его приобретение также нецелесообразно. Данный процесс затрудняется в связи со сложившейся ситуацией в стране, неопределенностью цен, нехваткой оборудований, невозможностью получения коммерческих предложений и других документов, необходимых для подачи заявки на дополнительное финансирование.
Представитель Министерства здравоохранения по по доверенности Осокина И.А. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В возражении на исковое заявление просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что заявка на дополнительное финансирование в рамках исковых требований не поступала, тем самым оснований для понуждения Минздрава к проведению мероприятий по финансированию больницы в целях оснащения недостающим оборудованием отсутствуют. При поступлении заявки ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" для дополнительного финансирования, Минздравом будут проведены соответствующие мероприятия в установленном порядке и сроки. ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" совместно с Министерством здравоохранения РБ в рамках полномочий проводят мероприятия по финансированию в установленном законом порядке, необходимости в понуждении в судебном порядке нет.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в октябре 2020 года проведена проверка исполнения федерального законодательства ГБУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее - Бюро), по результатам которой установлено следующее.
Проверкой выявлены нарушения в части недостаточного оснащения отделения судебно-медицинских экспертиз трупов, отделения медико-криминалистических экспертиз, отделения судебно-биологических экспертиз, отделения судебно-гистологических экспертиз, отделения судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главному врачу Бюро ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого приобретено следующее оборудование: автомат для окрашивания гистологических срезов и мазков, установка для обработки биологических тканей, автомат для обработки и заключения гистологических срезов и мазков.
Нарушения закона в части недостаточного оснащения не устранены в полном объеме в связи с отсутствием финансирования Бюро.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены принципы соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основах охраны, здоровья граждан в Российской Федерации» судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.
Оснащение учреждения не в полном объеме соответствует требованиям Приложения № к Порядку организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Из п.1.6 Устава Бюро, утвержденного Министерства здравоохранения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД следует, что функции и полномочия учредителя Бюро от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Согласно п.1 Положения о министерстве здравоохранения Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№), Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим – в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
В соответствии с п.5 данного положения основными задачами Министерства здравоохранения Республики Бурятия являются, в том числе, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.
Согласно п.6.2, 6.25, 6.27 данного положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в и обеспечение ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; осуществляет учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Таким образом, исковые требования к ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы", Министерству здравоохранения Республики Бурятия подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, о том, что покупка программно-аппаратного комплекса трехмерного моделирования черепа нецелесообразна, а также то, что проектом приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы в РФ» не предусмотрен аппаратно-программный комплекс на базе жидкостного хроматографа в комплектации с 2-х насосной системой, устройством автоматического ввода пробы, термостатированием, многоволновым спектрофотометрическим детектированием - 1 шт., необоснованны, поскольку действующим Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н наличие указанных медицинских оборудований предусмотрено.
При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для проведения работ по устранению нарушений, именно обязать ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" медицинским оборудованием, обязать Министерство здравоохранения РБ как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование для устранения нарушений законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора к ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия об обязании устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно:
Обеспечить отделение судебно-медицинских экспертиз трупов следующим оборудованием:
- весы напольные для взвешивания трупов — 1 шт.;
Обеспечить отделение медико-криминалистических экспертиз следующим оборудованием:
- аквадистиллятор - 1 шт.;
- набор остеометрических инструментов - 1 шт.;
- программно-аппаратный комплекс для идентификации личности по черепу и прижизненной фотографии - 1 шт.;
- программно-аппаратный комплекс трехмерного моделирования черепа - 1шт.;
- термостат - 1 шт.;
- ультрафиолетовый осветитель - 1 шт.
- холодильник бытовой для хранения вещественных доказательств биологического происхождения - 1 шт.;
- центрифуга - 1 шт.
Обеспечить отделение судебно-биологических экспертиз следующим оборудованием:
- комплект дозаторов автоматических — 1 шт.
Обеспечить отделение судебно-гистологических экспертиз следующим оборудованием:
- аквадистиллятор - 1 шт.;
- станция для заливки биологических тканей парафином - 1 шт.
Обеспечить отделение судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз следующим оборудованием:
- аппаратно-программный комплекс для исследований (анализатор автоматический) методом гетерогенного иммуноферментного анализа с комплектом расходных материалов - 1 шт.;
- газовый хроматограф - 1 шт.;
- аппаратно-программный комплекс на базе жидкостного хроматографа в комплектации с 2-х насосной системой, устройством автоматического ввода пробы, термостатированием, многоволновым спектрофотометрическим детектированием - 1 шт.;
- денситометр для анализа пластин — 1 шт.;
- муфельная печь - 1 шт.;
- ультразвуковая баня - 1 шт.;
- центрифуга с охлаждением (не менее 6000 об./мин.) с переменными роторами и адаптерами - 1 шт.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств провести мероприятия по финансированию для обеспечения ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" перечисленными оборудованиями, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: C.Б. Лубсанова