Дело № 2-2609/22-2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2018 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Муромской С.В.
с участием истца ФИО1
при секретаре Першиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО2 о взыскании денежной суммы
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику ИП ФИО2 о взыскании денежной суммы, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор розничной купли-продажи товаров с ИП ФИО2 в офисе фирменного салона фабрики Гелиос на поставку и передачу в собственность, набора мебели для кухни, модель «Пластик ARPA» стоимостью 171914 рублей. Кроме того, она подписала заявку на предоставление дополнительных услуг к договору купли-продажи на сумму 13753 рубля за установку и монтаж кухни специалистами продавца в размере 8% от стоимости кухни, и доставку товара в сумме 3560 рублей. Всего оплатила продавцу 189227 рублей, тем самым выполнив свои обязательства по договору купли-продажи в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в офис по месту заказа и заключения договора к представителям ответчика с фотографиями, на которых были явно видны дефекты отклеенных пластиковых фасадов кухни. Она заполнила по предложению представителя ответчика рекламацию по недостаткам кухни, но принять ее у нее отказались. ДД.ММ.ГГГГ. она продублировала данные документы на <данные изъяты>. Не получив ответа она ДД.ММ.ГГГГ продублировала письмо на <данные изъяты> с пятью вложенными документами. ДД.ММ.ГГГГ ей поступил ответ от ответчика о том, что поставщик признает брак и готов заменить комплект фасадов полностью, при этом срок устранения не может превышать 45 дней. Она направила письмо ответчику по электронной почте о несогласии с данным условием и потребовала вернуть денежные средства в полном объеме, уплаченные за комплект кухни. Данное требование ответчик проигнорировала. Кроме того, она напомнила ответчику, что ей не был представлен элемент пенала размером 600х600. Ответчик письмом ДД.ММ.ГГГГ признала брак фабрики изготовителя, подписав и поставив печать на документе. Просит взыскать с ответчика в свою пользу стоимость мебели в размере 189227 руб., штраф в размере 50 процентов, расходы на почтовые отправления в размере 374 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, пояснила, что квартира, в которой установлена кухня, продается, с покупателем заключено соглашению о задатке. Кухня останется в проданной квартире, поскольку она ей не нужна.
Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила возражения, в которых исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать. Между нею и истцом был заключен договор розничной купли-продажи товаров, по условиям которого был изготовлен, доставлен и установлен истцу набор кухонной мебели по индивидуальным размерам. Ею были исполнены обязательства по договору. ДД.ММ.ГГГГ Истцом была направлена рекламация о выявлении недостатков, ею недостатки были признаны и предложена замена фасадов согласно гарантии. Однако истец требует возврата денежных средств. Вместе с тем, основания для возврата денежных средств, отсутствуют поскольку отсутствуют доказательства существенных недостатков мебели. Выявленные недостатки являются устранимыми. Истец указывает на недопоставку пенала 600х600, но в спецификации указан каркасный элемент «ДСП 600х600», который был поставлен и смонтирован истцу в мебели. Назначение «ДСП 600х600» является удержанием каркаса пенала, а уже сверх «ДСП 600х600» устанавливается «столешница» в качестве специализированного элемента. Ответчик от установки столешницы отказалась.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
На основании пункта 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
В статье 475 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
По правилам статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Как следует из положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО2 заключен договор купли-продажи набора мебели для кухни.
После передачи и установки кухонной мебели, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с рекламацией о выявлении недостатков: отклеивание пластиковых фасадов кухни.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик в адрес истца направила ответ, согласно которого она признает выявленные недоставки и предлагает заменить фасады мебели в соответствии с гарантийным обязательством.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в адрес ответчика ИП ФИО2 претензию, в которой просит выплатить уплаченные по договору деньги, в возврате которых ответчиком было отказано.
Разрешая спор по существу, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей" раскрывает основные понятия, используемые в настоящем Законе.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" недостаток товара (работы, услуги) - это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Исходя из положений ст. 29 указанного Закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что спорный кухонный гарнитур не является по своей природе готовым товаром, реализуемым продавцом потребителям по договору купли-продажи, поскольку из материалов дела следует, что ответчик по договору купли-продажи оказал истцу услугу по разработке спецификации и эскиза мебели по индивидуальным размерам потребителя и изготовлению кухонного гарнитура.
В обоснование заявленных требований истец ссылался то, что в доставленном ей и установленном кухонном гарнитуре имеются недостатки, в связи с чем она имеет право на расторжение договора и возврат уплаченных им денежных средств.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие у переданного истцу кухонного гарнитура существенных недостатков, в материалах дела не имеется.
Иных требований, кроме возврата стоимости гарнитура истец ответчику не предъявляла. Между тем данные требования были бы правомерны лишь при нарушении сроков удовлетворения иных требований потребителя, установленных ст. 29 Закона.
Требования об устранении недостатков от истца в адрес ответчика не поступало, а ответчик сам не вправе по своему усмотрению решить какое требование, предусмотренное законом, он должен удовлетворить, поскольку право выбора требования принадлежит истцу.
Таким образом, истец при наличии недостатка вправе был предъявить любое требование, предусмотренное законом, однако к ответчику не обратился.
Кроме того, следует принять во внимание, что ответчик готов устранить недостатки, однако истец требует возврата денежных средств, поскольку в настоящее время квартиру, в которой находится мебель она продает.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставляет потребителю право отказаться от исполнения договора только в случае, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем, либо если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ИП ФИО2 о взыскании денежной суммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: