ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/17 от 11.08.2017 Некрасовского районного суда (Ярославская область)

Решение в окончательной формеизготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-260/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Некрасовское Ярославской области «11»августа 2017 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.

с участием старшего помощника прокурора Некрасовского района Ярославской области Хлупиной А.В.

при секретаре Воробьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Некрасовское Некрасовского района Ярославской области о признании газопровода безхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности по постановке на учет безхозяйной недвижимой вещи

у с т а н о в и л:

Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Некрасовксое Некрасовского района Ярославской области, с учетом принятых судом уточнений, опризнании безхозяйной недвижимой вещью газопровод высокого давления, протяженностью 176,35 кв.м., с установкой шкафного регуляторного пункта, газопровод низкого давления, протяженностью 30,33 кв.м, находящегося по <адрес>, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. с заявлением о постановке на учет данной безхозяйной недвижимой вещи, указывая, что в ходе проверки обращения директора филиала в Ярославском районе АО «Газпром газораспределение Ярославль» установлено отсутствие собственника газовых сетей и шкафного регуляторного пункта, построенных в ДД.ММ.ГГГГ по заказу ГБУ ЯО «Областная служба заказчика» вместе с многоквартирным жилым домом по <адрес> Указанное имущество муниципальным не является, в собственности или на ином другом праве АО «Газпром газораспределение Ярославль» не числится, на государственном кадастровом учете не состоит, является безхозяйным. Безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, отсутствие сведений о балансодержателе спорного газопровода и шкафного регуляторного пункта является единственным препятствием для заключения договора на обслуживание газораспределительной сети. Непринятие мер по постановке на учет данного имущества создают угрозу жизни и здоровья людей, окружающей природной среде, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Третьи лица- Департамент строительства Ярославской области, Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, ГКУ ЯО «Областная служба заказчика» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Департамент строительства Ярославской области, ГКУ ЯО «Областная служба заказчика» ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.

При данных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Прокурор Хлупина А.В. в ходе судебного заседания поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила, что спорный газопровод и шкафной регуляторный пункт являются безхозяйными недвижимыми вещами. Надлежащий собственник указанных объектов отсутствует, поскольку застройщик- Государственное казенное учреждение Ярославской области «Областная служба заказчика» находится в стадии ликвидации, которая должна завершиться до конца ДД.ММ.ГГГГ. Указанная организация занималась строительством газопровода и жилого дома по <адрес> Дом введен в эксплуатацию более 5 лет назад, за это время учреждение как собственник или как владелец спорного газопровода себя не проявляло, при рассмотрении дела в суде собственником себя не объявило, трудовой коллектив данной организации отсутствует, документы, подтверждающие строительство газопровода также отсутствуют. Порядок принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ за ,согласно которому принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет безхозяйных недвижимых вещей по заявлению органа местного самоуправления. Газопровод находится на территории СП Некрасовское, поэтому требования предъявлены к администрации СП Некрасовское.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Некрасовское по доверенности ФИО1 уточненные исковые требования не признал, пояснил, что администрация СП Некрасовское является ненадлежащим ответчиком по делу. Газопровод не может считаться безхозяйным, так как у ГКУ ЯО «Областная служба заказчика» не имеется препятствий для передачи документов и заключения договора на обслуживание газораспределительных сетей.

Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Ярославль» по доверенности ФИО2 поддержал позицию прокурора, пояснил, что регистрация газопровода не произведена, поэтому данный объект не обслуживается с ДД.ММ.ГГГГ, в случае аварии газопровод будет отключен от дома. ДД.ММ.ГГГГ на данном газопроводе была утечка газа, которая устранена в порядке ликвидации и устранения аварий. В ДД.ММ.ГГГГ дом обслуживался АО «Газпром газораспределение Ярославль», так как договор на проведение технических работ был заключен с ГБУ ЯО «Областная служба заказчика». В ДД.ММ.ГГГГ учреждение не ответило на предложение заключить договор, поэтому АО «Газпром газораспределение Ярославль было вынуждено обратиться в прокуратуру.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав позицию прокурора, представителей ответчика и третьего лица, оценив все в совокупности, суд считает заявленные исковые требования законными и обоснованными.

В ходе судебного заседания установлено, подтверждается материалами дела, что газопровод до жилого дома <адрес> построен в установленном порядке ГБУ ЯО «Областная служба заказчика», которому был предоставлен в аренду земельный участок для строительства данного многоквартирного дома, Администрацией сельского поселения Некрасовское выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, утвержден градостроительный план земельного участка для строительства указанного выше жилого дома, выданы технические условия на телефонизацию, проектирование электроснабжения. Застройщиком - ГБУ ЯО «Областная служба заказчика» подписан акт приемки объекта капитального строительства, в том числе газопровода.

Согласно схемы сварных стыков в эксплуатацию введен газопровод высокого давления, протяженностью 176,35 кв.м., со шкафным регуляторным пунктом, газопровод низкого давления, протяженностью 30,33 кв.м,

Договоры на техническое обслуживание газопровода ответчиком не представлены.

Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о ликвидации ГБУ ЯО «Областная служба заказчика».

Из письменных пояснений, представленных ГБУ ЯО «Областная служба заказчика» следует, что ликвидатору ФИО3 документация о проведенной в ДД.ММ.ГГГГ

деятельности не передавалась. Согласно Уставу учреждения, утвержденного постановлением Администрации ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям Учреждения не относятся вопросы содержания и эксплуатации газопроводов, газораспределительных сетей и иного газоснабжающего оборудования. В настоящее время Учреждение деятельности не ведет, с трудовым коллективом трудовые отношения прекращены в первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени Учреждение не функционирует, будет исключено из реестра юридических лиц по окончании срока ликвидации до конца ДД.ММ.ГГГГ

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно информации представленной администрацией сельского поселения Некрасовское, Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области сведения о собственнике спорного объекта недвижимости отсутствуют, на баланс муниципального района данный объект не передавался.

Как следует из письма филиала в Ярославском районе АО "Газпром газораспределение Ярославль» от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше газопровод на техническом обслуживании не находится, чем нарушаются требования Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее Закон) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. (п. 5 ч. 4 ст. 36 Закона).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, газопровод, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения.

Застройщик - ГБУ ЯО «Областная служба заказчика» с ДД.ММ.ГГГГ фактически устранился от деятельности по содержанию и эксплуатации газопровода, что не освобождает органы местного самоуправления от обязанности решать вопросы газоснабжения населения.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В данном случае в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, речь идет не об отказе от права собственности, а об отказе приобретать спорное имущество в собственность. После завершения строительства газопровода прошло около шести лет, однако лица, финансировавшие его строительство, не приняли мер для оформления права собственности, а в настоящее время устранились от обслуживания газопровода.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сети газораспределения и газопотребления относятся к категории опасных производственных объектов, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Факт ненадлежащего содержания опасного производственного объекта подтверждается заявкой от ДД.ММ.ГГГГ об устранении аварии по утечке газа на ШРП по <адрес>

Суд полагает обоснованными доводы прокурора о том, что непринятие мер по постановке на учет спорного имущества создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Как следует из п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 5 Порядка принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом анализа приведенных положений нормативных актов, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, чем создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Исходя из вышеизложенного, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению, доказательств для иного вывода суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать безхозяйной недвижимой вещью газопровод высокого давления, протяженностью 176,35 кв.м., с установкой шкафного регуляторного пункта, газопровод низкого давления, протяженностью 30,33 кв.м, находящиеся по <адрес>

Обязать Администрацию сельского поселения Некрасовское Некрасовского района Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет безхозяйной недвижимой вещи: газопровода высокого давления, протяженностью 176,35 кв.м., с установкой шкафного регуляторного пункта, газопровода низкого давления, протяженностью 30,33 кв.м, находящегося по <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяцасо дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Захарикова