Дело № 2-260/2017
Решение
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе
Председательствующего судьи Мошовец Ю.С.
При секретаре Тархановой Н.Ю.
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Селезовой К.В., главы администрации городского поселения <адрес> Бошкова А.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор с обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского поселения <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование иска указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в декабре 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации городского поселения <адрес>.
Установлено, что Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения <адрес>» (ИНН 6911024046) в качестве юридического лица осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует здание, расположенное по адресу: <адрес>.
В результате указанной деятельности, у администрации образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов.
Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения <адрес>» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.
Вопреки изложенным требованиям законодательства, администрации городского поселения <адрес> осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на и размещение.
Данные нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес администрации направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно поступившем ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией реальных мен по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на и размещение не принято, подтверждающих документов об устранения выявленных нарушений не приложено.
Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны администрации городского поселения <адрес>.
По иску просят обязать Администрацию городского поселения <адрес>:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N87-нп;
- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение.
Представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности помощник Селезова К.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить, установив срок для исполнения решения суда два месяца.
Глава Администрации городского поселения <адрес> Бошков А.Е. в судебном заседании указал, что предприняты меры для устранения выявленных нарушений, заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, срок исполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. На 2016 года действовал ранее разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с 4.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
На основании ст. 18 вышеуказанного закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
МУ «Администрация городского поселения поселка Изоплит» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.13-16). В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание по адресу: <адрес>А.
МУ «Администрация городского поселения <адрес>» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), подлежит региональному государственному экологическому надзору.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и размещение для объектов, подлежащих региональному надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-нп (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> (далее - Министерство) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых хозяйствующими субъектами.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым администрация не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах нормативы образования и лимиты на размещение отходов.
В декабре 2016 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрация городского поселения <адрес>
<адрес>. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе городского поселения <адрес> было направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д.9-11).
По результатам рассмотрения представления истцу был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрация поселения <адрес> сообщает, что в связи с истечением срока действия в сентябре 2016 года «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУ «Администрация городского поселения <адрес>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, главой администрации городского поселения <адрес> подготовлено и направлено в ООО «Эколидер» письмо с просьбой разработать новый «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУ «Администрация городского поселения <адрес>» (л.д.12).
Из письменных объяснений главы администрации поселения Изоплит Бошкова А.Е, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате хозяйственной деятельности, в том числе эксплуатации здания администрации <адрес>, расположенного по адресу: 171278, <адрес> у администрации образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов. Договор на вывоз мусора не заключался, поскольку вывоз мусора осуществляет подведомственная организация - МУП «КХ Изоплит», созданная Постановлением Главы администрации Изоплит № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и для сбора и вывоза мусора с территории поселения. По договоренности с МУП, оно не выставляет администрации счета за некоторые виды работ, незначительные в денежном исчислении, поскольку администрация регулярно перечисляет в МУП (по решению Совета депутатов) субсидии (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭКОЛИДЕР» и МУ «Администрация городского поселения <адрес>» заключен договор №, по условиям которого ООО «ЭКОЛИДЕР» обязуется выполнить работы: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУ «Администрация городского поселения <адрес>», установить и согласовать лимиты образования отходов, осуществить сопровождение разработанных материалов для получения лимита в Управлении Росприроднадзора по <адрес> в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7~ФЗ «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности н. природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественны экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Несоблюдение требований природоохранного законодательства является существенны м нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.
Именно через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическое лицо обеспечивает безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение.
Доказательств исполнения ответчиком требований законодательства о разработке и направлении на утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение суду не представлено.
Требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора об обязывании Администрации городского поселения <адрес>:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-нп;
- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
Учитывая мнение истца, доводы ответчика о предпринятых мерах по устранению нарушений и заключении договора на разработку и согласование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учитывая срок исполнения договора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения поселка Изоплит»:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N87-нп;
- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Мошовец
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2017 года.
Председательствующий Ю.С. Мошовец