ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/18 от 06.06.2018 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Муравленко 6 июня 2018 года

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кочневой М.Б.,

при секретаре судебного заседания Грековой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, представителей ответчиков Администрации города Муравленко и УМИ Администрации города Муравленко ФИО3 и ФИО4, действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 260/2018 по иску ФИО1, ФИО5 к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко, Администрации города Муравленко о признании права на включение в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко (УМИ Администрации г.Муравленко), Администрации города Муравленко о признании права на включение в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». В обоснование иска указано, что в начале февраля 2018 года семьей Б-вых было получено уведомление за исх. от 24.01.2018 года, вынесенное УМИ Администрации г.Муравленко, о том, что их семья не является нуждающейся в жилых помещениях и не может быть признана участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». В основании отказа указано на то, что в настоящее время семья зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, (собственность <данные изъяты> - Б.Ф. Кроме того, ответчиком указано то, что Б.Ф. принадлежит квартира, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. В связи с чем, ответчик пришел к выводу, что обеспеченность жильем семьи Б-вых составляет <данные изъяты> кв.м. + <данные изъяты> кв.м./2 = <данные изъяты> кв.м, приходится на сына Б.Ф.. в собственности <данные изъяты>, соответственно <данные изъяты> кв.м, приходится на каждого члена молодой семьи, что выше учетной нормы в 15 кв.м.. Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 № 535-П, истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят признать за ФИО1 и ФИО5 право на включение в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», обязать УМИ Администрации г.Муравленко, Администрацию г.Муравлено включить ФИО1 и ФИО5, в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 года №1099-П, с принятием решения о признании семьи Б-вых нуждающейся в жилых помещениях, с даты подачи заявления.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО5, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, причины неявки не известны.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании, уточнив исковые требования, просила признать решение комиссии по жилищным вопросам УМИ Администрации г.Муравленко об отказе в постановке истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" незаконным, и возложить на УМИ Администрации г.Муравленко обязанность по рассмотрению вопроса о включении в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».

Представители ответчиков ФИО3 и ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражали.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Жилищные субсидии – это помощь гражданам в виде денежной выплаты из средств местного либо федерального бюджета.

Базовые принципы успешной реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» сводятся к добровольному участию молодых семей; признанию статуса «нуждающаяся семья в улучшении жилищных условий»; единовременной возможности воспользоваться своим законным правом на получение государственной поддержки для приобретения жилья. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №4 к указанной подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование.

В целях реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 года № 1099-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 27.12.2010 года № 535-П утвердило Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Порядок).

Согласно п.1.1, настоящий Порядок определяет механизм предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2020 годы», а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе списков молодых семей – участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», изъявивших желание получить социальные выплаты.

Пунктом 1.1-1 предусмотрено, что молодые семьи имеют право принять участие в одной из подпрограмм – Окружной либо Федеральной.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 30.08.2016 года семья Б-вых подали на имя Главы города Муравленко заявление о включении их семьи в составе двух человек в число участников подпрограммы ««Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».

Из сообщения за подписью начальника УМИ Администрации г.Муравленко от 23.09.2016 следует, что комиссией по жилищным вопросам при УМИ Администрации г.Муравленко было принято решение о признании семьи Б-вых участницей федеральной подпрограммы на основании подпункта пункта 2.6. Постановления Правительства ЯНАО №535-П от 27.12.2010 года (л.д.55).

По итогам обновления документов в 2018 году, решением комиссии по жилищным вопросам УМИ Администрации города Муравленко от 19.01.2018 года семье Б-вых было отказано в признании участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы (л.д.10-12).

На основании п.1.3 Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья. Согласно п. 2.7 Порядка, основанием для отказа в принятии молодой семьи участницей Окружной подпрограммы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.1.3 Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5 применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Городской Думы г.Муравленко «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» от 29.05.2014 года № 616 учетная норма определена в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно п.1.5.2, к членам семьи собственника жилого помещения относятся граждане, указанные в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО5 и ФИО1 заключили брак ДД.ММ.ГГ, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д.9).

По сведениям АО «ЕРИЦ» в городе Муравленко от 02.08.2017 года, истец ФИО1, ФИО5 на момент подачи заявления в УМИ Администрации г.Муравленко были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., (л.д.28) в квартире <данные изъяты> ФИО1. Между тем, на момент обновления документов в 2017 году у матери ФИО1 Б.Ф. в собственности имелась квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.85). Таким образом, расчет обеспеченности семьи истцов жилым помещением был произведен ответчиком с учетом площади жилого помещения, принадлежащего матери ФИО1. По мнению ответчика на каждого члена семьи Б-вых доля жилой площади составила <данные изъяты> кв.м., что превышают норму обеспеченности.

Между тем данный расчет является неверным, в части включения в данный расчет жилой площади Б.Ф... Указанное жилое помещение было необоснованно учтено при определении уровня обеспеченности общей площадью жилым помещением истцов, поскольку членами семьи собственника могут являться лица совместно проживающими с ним, истцы совместно с Б.Ф. не проживают, зарегистрировав брак семья Б-вых создали отельную молодую семью, включающую двух человек.

Факт совместного проживания с Б.Ф. в ходе судебного следствия не нашел своего подтверждения и опровергнут материалами дела, в частности материалами до следственной проверки по факту проживания (не проживания) по месту регистрации в <адрес>, справкой о регистрации по месту пребывания от 28.02.2018 года, выданной Главой СП Кунакбаевского сельсовета. Следовательно, Б.Ф. не является членом семьи Б-вых, в связи с этим при определении уровня нуждаемости истцов и членов их семьи в жилом помещении не могут учитываться принадлежащие на праве собственности ФИО6 жилые помещения.

Исходя из целей и задач федеральной программы, "Жилище" предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в программе семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названным Порядком требованиям к молодой семье, в том числе признание семьи нуждающейся в жилых помещениях. Таким образом, субъективное право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья возникает лишь при наличии нуждаемости, которая определяется в соответствии с вышеуказанным Порядком и в соответствии со ст.51 ЖК РФ.

Превышение обеспеченности истцов жилой площадью выше размера учетной нормы, установленной в городе Муравленко, не установлено, что позволяет сделать вывод о соответствии семьи Б-вых требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы по критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий и оснований для отказа в признании их семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение строительство жилья по указанному критерию не имелось.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1 и ФИО5 к УМИ Администрации г.Муравленко подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает исковые требования в Администрации г.Муравленко не подлежащими удовлетворению, поскольку осуществление полномочий от имени муниципального образования город Муравленко в жилищно-социальной сфере делегировано УМИ Администрации г.Муравленко.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО5 удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам Управления муниципального имущества Администрации города Муравленко об отказе в постановке ФИО1, ФИО5 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" незаконным.

Возложить на Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко обязанность по рассмотрению вопроса о включении ФИО1, ФИО5 в список граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Муравленко отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ /подпись/ М.Б. КОЧНЕВА

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-260/2018 Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа