Дело № 2-260/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прохоровка 20 мая 2019 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации муниципального района «Прохоровский район» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании недостоверным отчета определения рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок и определения размера арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главы администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 16.01.2012 истцу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1000 кв. метров, расположенный в <адрес> для строительства гидротехнического сооружения и 26.01.2012 заключен договор аренды №1094.
01.02.2013 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, которым договор аренды продлен по 31 декабря 2013 года.
Решением Прохоровского районного от 15.10.2018 на администрацию муниципального района «Прохоровский район» возложена обязанность заключить с истцом на новый срок без процедуры проведения торгов договор аренды на данный земельный участок.
Истец просил с учетом изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ признать недостоверным Отчет №36/11/18 от 26.11.2018 об оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым №38, вид разрешенного использования – гидротехническое сооружение, расположенного по адресу: Белгородская область, Прохоровский район, х.Нива и обязать администрацию муниципального района «Прохоровский район» при заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка площадью 1000 кв. метров, с кадастровым №:38, вид разрешенного использования – гидротехническое сооружение, расположенного <адрес> установить арендную плату не более чем в два раза размера земельного налога в отношении таких земель. В обоснование заявленных требований сослался на то, что рыночная стоимость годового размера арендной платы за земельный участок, установленная в Отчете №36/11/18, существенно завышена и не соответствует реальной рыночной стоимости и нарушает права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы. Отчет считал недостоверным, составленным с нарушениями требований законодательства. Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из Основных принципов определения арендной платы таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009, №582. Одним из которых является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В судебном заседании истец поддержал измененные заявленные требования в полном объеме, пояснил, что заключение договора аренды на новый срок означает переоформление прав на земельный участок.
Представитель ответчика иск не признал, указал на то, что в соответствии с принципом состязательности ими представлен отчет об оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок. Ответчик не представил отчета, опровергающего данный отчет. Не является переоформлением прав перезаключение договора аренды, так как истец никаким дополнительным обременением не наделяется. Просил отказать в удовлетворении иска.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает измененные исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Постановлением главы администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области №30 от 16.01.2012 истцу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1000 кв. метров, с кадастровым №:19, расположенный по адресу: <адрес> для строительства гидротехнического сооружения (л.д.6).
26.01.2012 между администрацией муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №1094 из земель населенных пунктов, общей площадью 1000 кв. метров, с кадастровым №:19, расположенного в <адрес> на срок по 25 декабря 2012 года (л.д.7-10).
01 февраля 2013 года принято дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №1094 от 26.01.2012 года, которым продлен срок договора по 31.12.2013 года (л.д.11-12).
Из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного в <адрес> следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.07.2017 года и ему присвоен кадастровый №38 (л.д.20).
Дополнительным соглашением от 22.08.2017 в предмете договора аренды изменен кадастровый номер земельного участка на 31:02:0805001:38 и вид разрешенного использования – гидротехнические сооружения, размер арендной платы в год составлял 3404,10 рублей (л.д.13-14).
Решением Прохоровского районного суда Белгородской области от 15.10.2018 по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации муниципального района «Прохоровский район» о признании незаконным решения об окончании договора аренды земельного участка и обязании заключить новый договор аренды земельного участка без проведения торгов, на администрацию муниципального района «Прохоровский район» возложена обязанность заключить с истцом на новый срок без процедуры проведения торгов договор аренды земельного участка, площадью 1000 кв. метров, с кадастровым №:38, вид разрешенного использования -гидротехнические сооружения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15-19).
16.11.2018 администрацией муниципального района «Прохоровский район» принято постановление №1076 о предоставлении в аренду указанного земельного участка ФИО1 сроком на 10 лет (л.д.33), на основании которого 04.12.2018 составлен договор аренды №93 (л.д.34-38).
Согласно данному договору аренды, арендная плата составляет 9000 рублей в год на основании отчета №36/11/18 об оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок. Договор истцом не подписан.
Из информации, направленной ФИО1 на его обращение, администрацией муниципального района «Прохоровский район» и комитетом имущественных, земельных отношений и правового обеспечения администрации Прохоровского района следует, что, Постановлением Правительства Белгородской области от 28.12.2017 №501-пп утвержден порядок определения размера арендной платы на земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Земельный участок с кадастровым №:38, вид разрешенного использования -гидротехнические сооружения, не подпадает под применение для расчета арендной платы от кадастровой стоимости. Арендная плата определяется в размере рыночной стоимости (л.д.21-23).
Согласно Отчету №36/11/18, составленному 26.11.2018 ИП ФИО3, рыночная стоимость годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым №:38, вид разрешенного использования -гидротехнические сооружения составляет 9000 рублей (л.д.39-69).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Невыполнение, либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Истец, оспаривая данный Отчет и считая годовой размер арендной платы завышенным, в подтверждение своих доводов не представил доказательств.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании на обсуждение сторон ставился вопрос о назначении судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы земельного участка. ФИО1 отказался от назначения такой экспертизы.
В связи с непредставлением доказательств, опровергающих изложенные в Отчете №36/11/18 от 26.11.2018 выводы о рыночной стоимости годового размера арендной платы земельного участка, требования о признании оспариваемого Отчета недостоверным, удовлетворению не подлежат.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.
Подпункты 8, 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ предусматривают, что Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
С учетом того, что Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 предусматривает возможность изменения арендной платы в период действия договора аренды и установления периодичности такого изменения (пункт 8), у субъекта Российской Федерации имеется полномочие на установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.6 Постановления Правительства Белгородской области от 28.12.2017 №501-пп «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов», принятому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РВ от 16.07.2009 №582, размер арендной платы за земельный участок с кадастровым №38, вид разрешенного использования -гидротехнические сооружения определяется равным рыночной стоимости арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ниже размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
Доводы истца об обязании ответчика установить размер арендной платы не более чем в 2 раза размера земельного налога такого земельного участка, исходя из Принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев являются несостоятельными.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев (определен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582), в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем 2 раза размер земельного налога, как следует из постановления № 582, предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок определения размера арендной платы, в том числе и определение способа расчета размера арендной платы в отношении земель субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении муниципальных земель - органами местного самоуправления.
На основании ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которым установлены основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев применяется только при переоформлении прав на земельный участок (ст. 3 Закона № 137-ФЗ). Под переоформлением понимается переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с нормами Земельного кодекса на право аренды или приобретение этих земельных участков в собственность.
Заключение между сторонами договора аренды земельного участка на новый срок не является переоформлением прав на земельный участок.
Поскольку в рассматриваемом случае повышение арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельный участок, то следует отказать в удовлетворении требований истца об обязании ответчика установить размер арендной платыне более чем в 2 раза размера земельного налога такого земельного участка.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании недостоверным отчета определения рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок и определения размера арендной платы отказать.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд.
Судья Гнездилова Т.В.
Решение в окончательной форме
принято 24 мая 2019 года.
Судья Т.В. Гнездилова