ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/19 от 19.08.2019 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Гражданское дело № 2-260/2019

УИД 28RS0012-01-2019-000416-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2019 года п.Магдагачи

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Шаталовой О.Ю.,

при секретаре Губеевой Ю.А.,

с участием:

истца Кулакова С.Р.,

представителя ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» Маркова В.Ю., действующего на основании доверенности №ДЭК-71-15/576Д от 01 июля 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулакова С.Р. к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт», соответчику обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Индустрия» о восстановлении нарушенных прав потребителя,

установил:

Кулаков С.Р. обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о восстановлении нарушенных прав потребителя.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что в своей квартире, расположенной по адресу: <адрес>, он не проживает с 14.04.2018 и не потребляет электроэнергию. Данная квартира временно не пригодна для проживания.

19 февраля 2019 года посредством телефонной связи истец был извещен сотрудниками ПАО «ДЭК» - Амурэнергосбыт о том, что в настоящее время плата за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление (л/с БЛ00083725) производится по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента (1,5) в связи с непригодностью ИПУ (счетчик установлен вне квартиры, на электрощите, расположенном на лестничной площадке) для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию в связи с истечением межповерочного интервала поверки прибора учета.

В период с 01.10.2018 по 19.02.2019 истцу не сообщалось об установлении исполнителем факта выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального (квартирного) прибора учета – счетчика , либо истечения срока его эксплуатации, а также копия соответствующего акта либо уведомления истцу не вручалась.

22 февраля 2019 года специалисты управляющей компании (за счет истца) установили новый электросчетчик ().

Однако ответчиком за период с 01.10.2018 по 21.02.2019 согласно счетам за март и май 2019 года истцу выставлен счет за потребленную электроэнергию (по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента (1,5) на сумму 4120,33 руб. (на май 2019 года), а 17.04.2019 в 14 часов 15 минут введено ограничение электроснабжения и с указанного времени по настоящее время прекращена подача электроэнергии в квартире истца до погашения задолженности.

Истец полагает, что со стороны ПАО «ДЭК» - Амурэнергосбыт имеет место злоупотребление правом, поскольку специалисты без участия истца установили факт истечения межповерочного интервала поверки прибора учета ранее введенного в эксплуатацию, не уведомили истца об этом факте и начали с 01.10.2019 начислять плату за коммунальную услугу по электроснабжению на индивидуальное потребление по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента (1,5), о чем известили истца только 19.02.2019.

Также в отношении истца как потребителя без предварительного уведомления необоснованно ввели ограничение электроснабжения в квартире истца, в связи с задолженностью за электроэнергию, которую истец в период с 01.10.2018 по 21.02.2019 не потреблял.

На основании изложенного, истец просит суд восстановить нарушенные права потребителя (с 17.04.2019) на пользование электроэнергией в <адрес>. Возложить на ответчика обязанность отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес>. Признать злоупотребление правом действия ответчика, связанные с предъявляемыми к истцу требованиями оплатить задолженность за потребленную электроэнергию в период с 01.10.2018 по 21.02.2019 на сумму 4120,33 рублей и восстановить положение, существующее до нарушения права, то есть по состоянию на 30.09.2018 (момент отсутствия задолженности за потребленную электроэнергию).

От ответчика ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ПАО «ДЭК» не согласно с исковыми требованиями, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с приказом УГРЦиТ Амурской области от 29 августа 2014 года №102-пр/э зона деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергокомфорт-Амур» с 01 октября 2014 года была изменена. В силу норм п. 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, истец принят на обслуживание в Благовещенский расчетно-кассовый центр филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» с 01 октября 2014 года по квартире <данные изъяты> расположенной в <адрес> открыт лицевой счет № <данные изъяты>. Гарантирующий поставщик исполняет свои права и обязанности по договору энергоснабжения квартиры истца надлежащим образом, руководствуясь при этом нормами действующего законодательства.

Истец на протяжении периода с октября 2014 года по настоящее время не обращался в ПАО «ДЭК» для проведения сверки по лицевому счету.

Анализ электропотребления и оплаты электроэнергии по лицевому счету истца (<данные изъяты>) за период с 01.10.2018 по 30.06.2019 позволяет сделать вывод о существенном нарушении истцом платежной дисциплины. Так, за указанный период истцу выставлено потребление в размере 2910,81 кВт.ч., на сумму 7192,44 руб., при этом оплата данного потребления за весь период составила лишь 1467,84 руб., итак с учетом корректировки на сумму 1535,87 руб., по состоянию на 18.07.2019 г. общая задолженность истца составляет 4188,73 руб.

Следовательно, факт наличия у истца задолженности за потребленную электроэнергию имеет место быть.

Пункт 82 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязывает Исполнителя: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

В соответствии с п. 81(13) указанного Постановления № 354 ответственность за содержание прибора учета в процессе текущей эксплуатации возлагается на потребителя. Иными словами потребитель обязан самостоятельно контролировать исправность прибора учета, установленного для целей учета потребления коммунальных ресурсов на жилом объекте, принадлежащего ему на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, на предмет соответствия требованиям НТД (п.34 п.п.«д» Постановления ).

12.09.2018 была проведена проверка состояния прибора учета истца, находящегося на лестничной площадке многоквартирного дома, в котором расположена квартира Кулакова С.Р, по результатам которой было выявлено, что индивидуальный прибор учета необходимо заменить, ввиду истечения срока поверки прибора учета в 1997 году.

Согласно требованиям п.81(12) Постановления № 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе и при истечении срока государственной периодической поверки.

Согласно техническим характеристикам, приборы учета (какой имеется у истца) вышеуказанного типа и класса точности имеют срок МПИ 8 лет. Прибор учета Тип СО-И446 № 0121507, который установлен в жилом помещении истца 1981 года выпуска (ГОСТ 6570-75 счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные), соответственно срок государственной периодической поверки истек еще в 1997 г. (согласно информации, опубликованной на официальном сайте Госстандарта (федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений) - fundmetroiogy.ru).

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства проведения истцом госповерки с прежним гарантирующим поставщиком (ООО «Энергокомфорт Амур») (на приборе учета истца не имеется отметки последней госповерки НУ).

С момента выявления нарушения и в силу норм действующего законодательства (п. 138. п. 142, п. 145 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»), индивидуальный прибор учета исключен из схемы начисления и, следовательно, определение объема потребления коммунального ресурса (электроэнергия) по объекту заявителя производилось с применением норматива, что и послужило причиной роста предъявляемого объема электроэнергии, а вследствие, и образования задолженности по лицевому счету (норматив утвержден Постановлением Правительства Амурской области № 466 от 30.08.2012 г.).

Расчет размера платы за потребленную электроэнергию для собственника <адрес>, МЖД по <адрес> по нормативу на одного проживающего:

- в 2018 г.: 374*1,5=561 кВт*ч

374 кВт*ч - базовый норматив (Постановление правительства Амурской области от 30.08.2012г.№466); 1,5- повышающий коэффициент на 2018г. (формула 4(1) Приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 Правил предоставления услуг).

- в 2019г.: 374*1,5=561 кВт*ч

374 кВт*ч - базовый норматив (Постановление Правительства Амурской области от 30.08.2012г. №466);

1,5- повышающий коэффициент на 2019 г. (формула 4(1) Приложения 2 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 Правил предоставления услуг).

Между тем, потребитель, получая квитанции на оплату электроэнергии, не осуществлял плату. С октября 2018 по июнь 2019 года общий размер платы за потреблённую электроэнергию составил всего 1467,84 руб., при общей задолженности в размере 5656,57 руб.

Более того, в ответе ПАО «ДЭК» (от 04.03.2019) на обращение истца было сообщено о том, что прибор учета исключен из расчетной схемы, ввиду истечения срока государственной периодической поверки.

В соответствии с пунктом 117 Постановления № 354, неполная оплата потребителем коммунальной услуги, является основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги.

26.03.2019 г. сотрудниками Благовещенского РКЦ филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» в порядке, предусмотренном п.118, 119 Постановления № 354 по причине возникновения задолженности в сумме 4078,40 руб. потребитель по квартире <адрес>, расположенной в <адрес>, был уведомлен (посредством телефонного звонка), что в случае непогашения возникшей задолженности в течение 20 дней со дня доставки указанного предупреждения (уведомления), предоставление ему коммунальной услуги энергоснабжения может быть ограничено.

17.04.2019 г. по причине неполной оплаты по данному адресу введено ограничение режима потребления электрической энергии, составлен соответствующий акт (прилагается).

Задолженность по оплате коммунальной услуги у потребителя вызвана нарушением п.66 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354), в части соблюдения сроков внесения платы за коммунальные услуги.

За период с октября 2018 г. - июнь 2019 г. заявителем не было произведено полной оплаты за потребленный коммунальный ресурс (электроэнергия), в связи с чем, по состоянию на 18.07.2019 г. общая задолженность истца составляет 4188,73 руб.

Собственники жилых помещений обязаны добросовестно пользоваться своими правами в той степени заботливости и осмотрительности, которая позволяет им исполнять свои обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения без ущерба для себя, как потребителя и поставщика услуги, как ее исполнителя.

Таким образом, с учетом нарушений договорных обязательств самим истцом, действия ПАО «ДЭК» по ограничению энергоснабжения истца законны.

От соответчика ООО Управляющая компания «Индустрия» поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что рассматриваемый прибор учета электроэнергии является индивидуальным и используется исключительно для учета потребления электроэнергии в квартире истца. Рассматривать данный прибор как общее имущество собственников нет законных оснований. Следовательно, нет оснований осуществлять его обслуживание, осмотр, проверку и (или) другие технические действия.

Договором управления обслуживание управляющей организацией индивидуальных учетов прибора не предусмотрено. Приложением №1 к договору управления многоквартирного дома индивидуальные приборы учета электроэнергии в состав имущества не включены, следовательно, как общее имущество собственников обслуживанию не подлежат.

Собственникам помещений в многоквартирном доме при выборе управляющей компанией ООО УК «Индустрия» принято решение в соответствии с п.45.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ о заключении от своего имени, в порядке, установленном указанным Кодексом, соответственно договора о предоставлении коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) (вопрос №9 протокола ОСС от 31.05.2018 №1).

21.02.2019 от собственника в управляющую компанию ООО УК «Индустрия» поступила заявка на смену счетчика электрической энергии по адресу: <адрес>. специалистом компании 22.02.2019 заявка была выполнена.

К расчетам за потребленную электроэнергию между ПАО «ДЭК» и Кулаковым С.Р. ООО УК «Индустрия» причастности не имеет, введение истцу режима ограничения потребления электроэнергии не осуществляла.

В удовлетворении исковых требований Кулакова С.Р. в отношении ООО УК «Индустрия» просят отказать в полном объеме.

Истец Кулаков С.Р. в судебном заседании уточнил исковые требования в части периода образования задолженности, поскольку им был внесен платеж за октябрь 2018 года в сумме 1468 рублей 74 копейки. Окончательными исковыми требованиями просит суд считать следующие требования к ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» - восстановить нарушенные права потребителя (с 17.04.2019) на пользование электроэнергией в <адрес> в <адрес>; возложить на ответчика обязанность отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес>; признать злоупотребление правом действия ответчика, связанные с предъявляемыми к истцу требованиями оплатить задолженность за потребленную электроэнергию в период с 01.11.2018 по 21.02.2019 на сумму 4120,33 рублей и восстановить положение, существующее до нарушения права, то есть по состоянию на 31.10.2018 (момент отсутствия задолженности за потребленную электроэнергию). Суду пояснил, что исковые требования им предъявлены только к ПАО «ДЭК», к ответчику ООО Управляющая компания «Индустрия» каких – либо требований заявлять не желает. Считает, что действиями ответчика ПАО «ДЭК» были нарушены его права потребителя на получение полной информации об оказываемой услуге, он не был своевременно уведомлен об изменении способа начисления оплаты за коммунальную услугу, не согласен с порядком исчисления и размером задолженности за потребленную электроэнергию в квартире <адрес> с учетом повышающего коэффициента. В указанном жилом помещении он не проживает с 14 апреля 2018 года, электроэнергией не пользуется. В спорной квартире он проживал с 1997 года, собственником квартиры он является с 2003 года (размер доли в праве собственности на тот момент -1/2), с 07.02.2018 года зарегистрировано право собственности на квартиру в целом. Квитанции на оплату электроэнергии он не получал. По телефону ему сообщили о наличии задолженности, о возможном отключении электроэнергии в случае неоплаты. При этом, в письменной форме об этом его никто не уведомил. Он обращался с жалобой на имя руководителя ПАО «ДЭК», в результате чего был произведен перерасчет задолженности, поскольку производилось начисление по нормативу, исходя из двух человек, тогда как его бывшая супруга в квартире не проживала. Он проживает по адресу: <адрес> А, где своевременно и в полном объеме вносит оплату за потребленную электроэнергию.

Представитель ответчика ПАО «ДЭК» Марков В.Ю. в судебном заседании доводы ранее представленного письменного отзыва поддержал, с окончательными исковыми требованиями Кулакова С.Р. не согласился, суду дополнительно пояснил, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ПАО «ДЭК» осуществлять проверку приборов учета, общество вправе выполнить указанные действия, но не обязано. 12 сентября 2018 года была проведена проверка состояния прибора учета истца, находящегося на лестничной площадке многоквартирного дома, по результатам которой выявлено, что индивидуальный прибор учета необходимо заменить, ввиду истечения срока гос.поверки прибора учета в 1997 году. Истец проживал в спорной квартире с 1997 года по апрель 2018 года, имел возможность произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии. О наличии задолженности и возможном введении ограничения электроэнергии истец был уведомлен по телефону. На данный момент задолженность в полном объеме не погашена. Истцу, исходя из его пояснений, было известно о наличии задолженности, о порядке расчета, в том числе с учетом повышающего коэффициента. Расчет задолженности за электроэнергию произведен по формуле, приведенной в письменных возражениях на исковое заявление, исходя из норматива и повышающего коэффициента 1,5, поскольку у истца имелась техническая возможность произвести замену индивидуального прибора учета. Истец как собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию своего имущества, поддержанию инженерного оборудования в технически исправном состоянии и пригодном к эксплуатации. Считает, что действия ПАО «ДЭК» в спорном правоотношении законны и обоснованы, каких – либо оснований для удовлетворения требований Кулакова С.Р. не имеется.

Представитель соответчика ООО УК «Индустрия» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявленными исковыми требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего гражданского дела, являются требования Кулакова С.Р. к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» о восстановлении нарушенных права потребителя (с 17.04.2019) на пользование электроэнергией в <адрес> в <адрес>, возложении на ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» обязанности отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес>. признать злоупотребление правом действия ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт», связанные с предъявляемыми к истцу требованиями оплатить задолженность за потребленную электроэнергию в период с 01.11.2018 по 21.02.2019 на сумму 4120,33 рублей и восстановить положение, существующее до нарушения права, то есть по состоянию на 31.10.2018 (момент отсутствия задолженности за потребленную электроэнергию).

Согласно ст.9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании из материалов гражданского дела и пояснений истца установлено, что Кулаков С.Р. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно положениям ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

На основании статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В судебном заседании установлено, что Кулаков С.Р. является потребителем коммунальной услуги по электроснабжению, ему открыт лицевой счет №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты по настоящее время Кулаков С.Р. не обращался в ПАО «ДЭК» для проведения сверки по лицевому счету. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспариваются истцом и подтверждаются материалами дела.

Поставщиком коммунальной услуги электроснабжения является ПАО «ДЭК». Истец принят на обслуживание в Благовещенский расчетно – кассовый центр филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».

Согласно п.2.1, п.3.1 «Положения о филиале публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» - «Амурэнергосбыт», утвержденного генеральным директором ПАО «ДЭК» 30 июля 2015 года, филиал «Амурэнергосбыт» является частью единого производственно-хозяйственного комплекса ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» по сбыту энергии. Предметом деятельности филиала «Амурэнергосбыт» является организация обеспечения своевременных расчетов потребителей электрической энергии, сбор средств за отпущенную энергию в соответствии с заключенными Обществом договорами энергоснабжения (купли-продажи, поставки).

Согласно квитанции за май 2019 года у Кулакова С.Р. имеется задолженность по оплате электроэнергии в сумме 4120 рублей 33 копейки. Задолженность сложилась за период с 01.11.2018 года. По состоянию на день рассмотрения дела задолженность не погашена в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.66 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Согласно положениям, содержащимся в пунктах 82, 83 Правил, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Пунктом 81 (13) Правил предусмотрено, что потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении

Согласно акту проверки состояния прибора учета №50/7А/18 от 12 сентября 2018 года по адресу: <адрес>, номер лицевого счета БЛ <данные изъяты>, тип прибора учета СО-4 449, номер прибора учета <данные изъяты>, год выпуска 1981, класс точности 2, прибор учета не пригоден для коммерческих расчетом. Истечение межповерочного интервала в 1997 году.

Согласно п. 81(12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно п.138 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Пункт 2 статьи 328 ГК РФ регулирует последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства его сторонами и закрепляет право стороны, на которой лежит встречное исполнение, приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.

Таким образом, федеральный законодатель в качестве последствия неисполнения или частичного исполнения, являющегося условием исполнения встречного обязательства, предусмотрел право кредитора, на котором лежит встречное исполнение, прибегнуть к мерам оперативного воздействия, содействующим исполнению обязательств должником по договору и предотвращению возможных для кредитора отрицательных последствий.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

В соответствии с подп. «в» п.17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.

Подпунктом "д" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителю предоставлено право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

Из пунктов 114 - 120 Правил следует, что основанием для ограничения или приостановления подачи коммунальных ресурсов может являться, в том числе, наличие задолженности у потребителя по оплате коммунальной услуги.

Так, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п.114 Правил).

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе (п.117 Правил).

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (п.118 Правил).

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (п.119 Правил).

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п.120 Правил).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 17.04.2019 по причине неполной оплаты по адресу: <адрес> введено ограничение режима потребления электрической энергии, о чем составлен соответствующий акт. О наличии задолженности и возможном введении ограничения поставки электроэнергии истец был осведомлен посредством телефонного звонка 26.03.2019, что не оспаривается сторонами. При этом, ответчиком в письменной форме не было направлено истцу как потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) не доводилось до сведения истца путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения).

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес>, при этом, истец Кулаков С.Р. не оспаривает законность действий ПАО «ДЭК» по введению ограничения поставки электроэнергии, требование о признании указанных действий незаконными – суду не заявлено. Поскольку в указанной части какие – либо материально – правовые требования отсутствуют, а также суду не представлено вступившее в законную силу решение суда о признании незаконными действий ПАО «ДЭК» по введению ограничения поставки электроэнергии в квартире истца - <адрес>, оснований для удовлетворения искового требования о возложении на ответчика обязанности отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес> – у суда не имеется.

В судебном заседании истцу Кулакову С.Р. было предложено уточнить заявленные исковые требования, в том числе разъяснено право сформулировать требования к соответчику ООО Управляющая компания «Индустрия». Своим правом истец Кулаков С.Р. воспользовался, уточнив исковые первоначальные исковые требования в части периода, за который сложилась задолженность. Кроме этого, в судебном заседании истец Кулаков С.Р. не пожелал заявлять какие – либо материально – правовые требования к соответчику ООО Управляющая компания «Индустрия».

Судом не установлено каких – либо злоупотреблений со стороны ответчика ПАО «ДЭК» в части предъявления к истцу требований оплатить задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.11.2018 по 21.02.2019 в сумме 4120 рублей 33 копейки, поскольку, как уже было указано ранее в решении, что наличие задолженности по оплате коммунальной услуги вызвано неполной оплатой коммунальной услуги в спорный период, непригодностью индивидуального прибора учета потребленной электроэнергии для коммерческих расчетов, ввиду истечения его межповерочного интервала в 1997 году.

С момента выявления нарушения и в силу положений, предусмотренных п. 138. п. 142, п. 145 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», индивидуальный прибор учета был исключен из схемы начисления, определение объема потребления коммунального ресурса (электроэнергия) по жилому помещению истца – в <адрес> производилось с применением норматива (утвержденного Постановлением Правительства Амурской области № 466 от 30.08.2012), что, как следствие, явилось причиной роста предъявляемого объема электроэнергии и образования задолженности по лицевому счету.

Расчет размера платы за потребленную электроэнергию для истца как собственника <адрес> многоквартирного жилого <адрес> по нормативу на одного проживающего был подробно приведен и изложен в письменном отзыве на исковое заявление. У суда не имеется оснований относиться критически к представленному стороной ответчика расчету задолженности, поскольку расчет произведен по формуле 4(1) Приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом базового норматива, установленного Постановлением Правительства Амурской области от 30.08.2012г.№466, и сомнений не вызывает.

Довод истца Кулакова С.Р. о том, что он не проживает в указанной квартире, правового значения для предмета спора не имеет, поскольку Кулаков С.Р. является собственником <адрес> многоквартирного жилого <адрес> и обязан нести расходы по содержанию своего недвижимого имущества, следить за состоянием инженерного оборудования, принимать меры к получению счетов, платежных документов на оплату коммунальных услуг, своевременно их оплачивать.

Собственники жилых помещений обязаны добросовестно пользоваться своими правами в той степени заботливости и осмотрительности, которая позволяет им исполнять свои обязанности по надлежащему содержанию жилого помещения без ущерба для себя, как потребителя и поставщика услуги, как ее исполнителя.

К ответчику ООО Управляющая компания «Индустрия» истцом какие – либо материально – правовые требования не заявлены, о чем истцом Кулаковым С.Р. сообщено суду в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований, рассматриваемых в рамках настоящего гражданского дела – не имеется, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кулакова С.Р. к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт», соответчику ООО Управляющая компания «Индустрия» о восстановлении нарушенных с 17.04.2019 прав потребителя на пользование электроэнергией в <адрес>; возложении обязанности отменить введенное с 17.04.2019 ограничение электроснабжения в <адрес>; о признании злоупотребления правом действия ответчика, связанные с предъявляемыми к истцу требованиями оплатить задолженность за потребленную электроэнергию в период с 01.11.2018 по 21.02.2019 в сумме 4120 рублей 33 копейки, о возложении обязанности на ответчика восстановить положение существующее до нарушения права, по состоянию на 31.10.2018 года – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2019